Анализ и проектирование организационной структуры управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание

В широком смысле задача менеджера состоит в том, чтобы выбрать структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а так же воздействующим на неё внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – та, которая позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников и удовлетворять потребности клиентов и достигать целей организации.
Научно обоснованное формирование организационных структур управления предприятием – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
организационный управление предприятие

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 110.58 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

на  тему: 

«Анализ и проектирование организационной  структуры управления предприятием» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2011

 

      Введение 

     Любая организационная система подразделяется на две подсистемы: материально обеспечивающая подсистема, занимающаяся переработкой поступающих в её распоряжение ресурсов в товары и услуги и подсистема управления, в задачу которой входит руководство, контроль за деятельностью  организационной системой. Последнюю  называют – управляющая система, которая имеет свою структуру, обеспечивающую условия для рационального разделения труда и взаимной кооперации. В  рамках данной структуры работники-менеджеры  имеют свои задачи, зоны ответственности. При этом, они вступают в отношения руководства-подчинения, контроля, сотрудничества. Эти структуры отражают и обеспечивают разделение труда в рамках которого осуществляется процесс управления предприятием.

     В то время, как задача претворения  в жизнь разработанной и принятой к исполнению стратегии стоит  перед всеми подразделениями  предприятия, действующему как единое целое, менеджменту предприятия  предстоит тщательно продумать  организационный аспект управления – как правильно и эффективно скоординировать работу всех элементов  сложного механизма бизнеса.

     Предмет исследования – организационная  структура управления предприятием.

     В данной работе целью является определение  эффективной организационной структуры  управления предприятием. При этом структуру мы будем рассматривать  как способ распределения полномочий и обязанностей и то, каким образом  передаются полномочия и ответственность  в рамках организации.

     На  основе цели исследования в работе ставятся следующие задачи:

     – изучение и анализ мировой и отечественной практики проектирования и совершенствования организационной структуры управления предприятием;

     – проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия;

     – выдвижение предложений по совершенствованию организационной структуры;

     – расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

     В широком смысле задача менеджера  состоит в том, чтобы выбрать  структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, а так же воздействующим на неё  внутренним и внешним факторам. «Наилучшая»  структура – та, которая позволяет  эффективно взаимодействовать с  внешней средой, продуктивно и  целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников и удовлетворять  потребности клиентов и достигать  целей организации.

     Научно  обоснованное формирование организационных  структур управления предприятием – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

     организационный управление предприятие 

 

      1. Мировая и отечественная  теория и практика  проектирования и  совершенствования  организационных  структур управления  предприятием 

     1.1 Организационная  структура управления  предприятием. Понятие  и виды 

     Организационная структура – это целостная  система, специально разработанная  таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной цели.

     Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные  процедуры и является необходимым  элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании  ресурсов.

     Организации можно классифицировать по трем основным типам построения организационной  структуры управления:

     - линейно-функциональная;

     - дивизиональная;

     - матричная.

     Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей  «организационной» реакцией на усложнившееся  производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим  количеством институтов внешней  среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.). Основой этой схемы (рисунок 1.1) являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, финансы, производство и т.д. 

     

     Рисунок 1.1 – Линейно-функциональная организационная  структура 

     Анализ  данной структуры показывает следующие  преимущества:

  • высокий уровень компетентности специалистов и их квалификацию;
  • данная форма эффективна для выполнения отработанных планов и действует при стабильной деятельности предприятия;
  • позволяет легко управлять подчиненными.

     К числу слабостей отнесем:

  • не эффективность в сложной ситуации на рынке, ибо затруднена инициатива и эффективная передача снизу вверх;
  • решения принимаются на верхнем уровне, вследствие чего теряется оперативность;
  • слабая координация действий функциональных подразделений;
  • система продвижения и вознаграждения базируется на способности специалиста выполнять задачи внутри функционального подразделения, а не вкладом в конечный результат.

     В поисках выхода из ситуации неэффективности  деятельности линейно-функциональных структур ряд американских компаний в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых дивизиональных структур (Дюпон, Дженерал моторс). В 60–70 годы для крупных фирм США это стал доминирующий подход. Сущность такого подхода в выделении в аппарат управления в качестве основного структурного элемента не функциональной службы, а полностью автономного в хозяйственном отношении производственного отделения – крупного завода или группы предприятий – выпускающих определенный вид изделия. На эти отделения возлагалась вся ответственность за разработку, производство и сбыт более или менее однородной продукции. 

     

     Рисунок 1.2 – Принципиальная схема дивизиональной организации 

     В целом, дивизиональная схема в построении организации позволяет последней  продолжать свой рост и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности на разных рынках. Руководители производственных подразделений в  рамках закрепленного за ними продукта или территории координируют деятельность не только по линии, но и по функциям развивают тем самым в себе требуемые качества общего руководства. Таким образом, создается хороший  кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням разделяет их принятие и повышает их качество.

     Вместе  с тем необходимо помнить, что  внутри производственных отделений  наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей. Из-за роста управленческого  аппарата за счет создания отделений  увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может  привести к развитию межотделенческих конфликтов. В больших дивизиональных организациях затруднена межотделенческая карьера, а при механистическом  подходе человек вообще оказывается  потерянным и его ресурс не используется эффективным образом.

     В известной мере недостатки дивизиональной системы удалось на практике разрешить  с переходом к организациям, построенным  с включением элементов матричной  схемы: управление по проекту, временные  целевые группы, постоянные комплексные  группы. Матричная схема просто неосуществима  в рамках механистического подхода. Она требует перехода к органическому  подходу, обеспечивающему большие  возможности при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных  связей, являющихся в значительной степени атрибутами матричной организации.

     Матричная структура всегда является комбинацией  двух организационных альтернатив  – функциональной и продуктовой (проектной). Таким образом, появляются две формальные схемы структур в  матричной организации. Основной задачей  руководства является поддержание  баланса между двумя структурами.

     Сотрудники  матричной структуры имеют двойное  подчинение как руководителю проектной  группы, так и своим функциональным руководителям.

     Такой подход обеспечивает – разработку инновационных технологий, оперативность, инициативу и т.д. Недостатки такой структуры – алчность, расходы, борьба за власть.

 

      1.2 Причины изменения  организационной  структуры управления  предприятием 

     Приведение  структуры в соответствие с изменившимися  условиями является одной из важнейших  задач управления. В большинстве  случаев решения о корректировке  структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам  организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в  том, что для этого существуют серьезные причины, вызывающие их необходимость. Можно назвать некоторые ситуации в отдельности или в комбинации, когда оправданы затраты на корректировку  структуры или разработку нового проекта.

     Неудовлетворительное  функционирование предприятия. Наиболее распространенной причиной необходимости  разработки нового проекта организации  являются неудачи в попытке применения каких-либо других методов снижения роста издержек, повышения производительности, расширения все сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении  новых финансовых ресурсов. Обычно, прежде всего, предпринимаются такие  меры, как изменения в составе  и уровне квалификации работающих, применение более совершенных методов  управления, разработка специальных  программ. Но, в конце концов, руководители на высшем уровне приходят к выводу, что причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается  в определенных недостатках организационной  структуры управления.

     Разногласия по организационным вопросам. Каждый опытный руководитель высшего ранга  знает, что стабильность в организационной  структуре предприятия, как правило, свидетельствует не столько о  внутренней гармонии, сколько об успешном решении конфликтных ситуаций. Существующая структура, какова бы она ни была, создает  препятствия для эффективной  работы, затрудняет достижение целей  некоторых отделов или подразделений, недостаточно четко отражает значение некоторых функциональных ролей, допускает несправедливое распределение власти, положений и полномочий и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры и особенно, когда высшее руководство сомневается относительно оптимальной формы, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. Одна группа руководителей может эффективно действовать в рамках конкретной структуры. Группа, которая придет им на смену, может найти такую форму совершенно не соответствующей ее подходу к проблемам предприятия.

     Эти обстоятельства, которые, как показал  опыт, обычно предшествуют масштабному  изучению организации, являются симптомом  ряда причин, одни из которых действуют  внутри предприятия, а другие полностью  выходят из сферы его влияния.

     Рост  масштаба деятельности. Даже в условиях устойчивого ассортимента продукции, стабильных производственных процессов  и сбыте при продолжительном  увеличении размера предприятия  появляется необходимость в значительном структурном преобразовании. К росту  масштаба деятельности можно приспособиться и посредством небольших изменений  в структуре. Тем не менее, если основная структура остается без изменений, от этого затруднится координация, руководители будут перегружены, ухудшится  функционирование предприятия.

Информация о работе Анализ и проектирование организационной структуры управления предприятием