Анализ и значимость функций управления: планирование и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:31, реферат

Описание

В данной работе раскрыта значимость функций управления планирования и организации

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент, контрольная работа.docx

— 36.67 Кб (Скачать документ)

Планирование  как управленческое решение

Планирование  как часть работы менеджера имеет  много общего с планированием  в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к  важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

Согласно  концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный  в будущее систематический процесс  принятия решений. В его книге  описано планирование в концернах "Даймлер-Бенц" и "Сименс". Таким образом, решения в области планирования - частный вид управленческих решений (см. главу . "Принятие управленческих решений").

Выделяют  стратегическое планирование. ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей. Последняя фраза взята из книги российских авторов, среди которых - руководитель отдела "Газпромбанка".

Надо  предупредить об одном укоренившемся  заблуждении. После развала СССР слова "план", "плановая экономика" стали употребляться с отрицательным  оттенком. Недостатки экономики СССР некоторые связывали с тем, что  она была "плановой". Однако знакомство с опытом ведущих западных компаний, с западной наукой об управлении показывает, что вопросам планирования на Западе уделяется больше внимания, планы  готовились и готовятся более  тщательно, чем это было в СССР. Например, очереди в советских  магазинах и недостаток ряда товаров  объясняется прежде всего плохим планированием системы торгового обслуживания и, соответственно, выпуска товаров народного потребления.

Методы  планирования

Технология  планирования хорошо разработана и  постоянно используется. Исходя из миссии и основных принципов фирмы, отвечающих на вопрос "Зачем?", формулируются  стратегические цели, указывающие, что  делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые  ресурсы - материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости  пересматриваются задания, задачи и  цели. В результате получают реально  осуществимый план. Очень важно, что  необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

Например, Вы решили стать экономистом. Это - ваша миссия. Стратегические цели состоят  в том, чтобы изучить те учебные  предметы, что входят в программу  подготовки экономиста. Значит, одна из таких целей - познакомиться с  менеджментом по тому учебному пособию, что вы держите в руках. Эта цель делится на задачи, каждая из которых - изучить определенную главу. Конкретное задание состоит в освоении определенного раздела главы. Ресурсы, которые вам нужны - это время для учебы. В учебном пособии около 240 страниц. Сколько понадобится времени? Детективы вы читаете со скоростью 60 страниц в час, значит, на менеджмент уйдет 4 часа. Всего в учебном плане около 30 предметов, значит, на весь курс понадобится 120 часов. Если заниматься по 8 часов в день, то экономическое образование можно получить за 120 / 8 = 15 дней. Зачем же студент учится 5 лет? В чем ошибка проведенного рассуждения? Во-первых, изучение учебного пособия - это не чтение детектива. Надо не только читать текст, но и обдумывать его, отвечать на вопросы в конце глав, готовить рефераты, обращаться к дополнительной литературе, наконец, сдавать экзамен. Поэтому на "Менеджмент" уйдет не 4 часа, а в 10-30 раз больше времени. Во-вторых, очень трудно освободить даже 15 дней от всех дел, кроме изучения экономики. Непредвиденные задержки (болезни, приходы друзей и др.) еще в несколько раз снизят темпы вашей работы.

Обычно  выделяют восемь этапов в процессе планирования.

  1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.
  2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?
  3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей ?
  4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?
  5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?
  6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.
  7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?
  8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы.

Результаты  планирования часто  оформляют в виде "бизнес-плана"

Ясно, что реально используемые фирмами  технологии планирования достаточно сложны. Обычно им занимаются специальные подразделения. Полезными оказываются математические методы планирования. В 1975 г. Нобелевскую  премию по экономике получили советский  математик Леонид Витальевич Канторович и американский экономист Тьяллинг Купманс (родился в Нидерландах). Премия была присуждена за разработку теории оптимального использования ресурсов, которая составляет важную часть математического арсенала плановика.

Организация как управленческое решение.

Важной  функцией управления является функция  организации, которая заключается  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми  подразделениями фирмы, определении  порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс  представляет собой функцию по координации  многих задач.

Функция организации реализуется двумя  путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между  всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности  между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом  или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей  их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

  1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
  2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач  и полномочий лицу, которое принимает  на себя ответственность за их выполнение.

Под организационной структурой фирмы  понимается ее организация из отдельных  подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными  перед фирмой и ее подразделениями  целями и распределением между ними функций. Организационная структура  предусматривает распределение  функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками  фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Основные  проблемы, возникающие при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с  определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение  ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и  последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих  технических средств.

Проблема  совершенствования организационной  структуры управления предполагает уточнение функций подразделении, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися  условиями. Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются следующие:

  • ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;
  • интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;
  • систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

Организация как процесс представляет собой  функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

  1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
  2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач  и полномочий лицу, которое принимает  на себя ответственность за их выполнение.

Классификация организационных  структур.

  1. Организационная структура по продукту.

    Предполагает  создание в структуре фирмы самостоятельных  хозяйственных подразделении - производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. При этом предполагается специализация  производственных отделений в материнской  компании по отдельным видам или  группам продуктов и передача им полномочий по управлению производственными  и сбытовыми дочерними компаниями. Функциональные службы производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с соответствующими центральными службами, получая от них указания по всем вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмы в целом..

    Поскольку производственное отделение само выступает  центром прибыли, оно осуществляет не только финансовый, но и оперативный  контроль за деятельностью предприятий во всемирном масштабе. Этот контроль часто реализуется путём совместных или переплетающихся директоратов дополняется поездками руководителя производственного отделения на конкретные дочерние предприятия.

  1. Организационная структура по региону.

    Предполагается, что управленческая ответственность  за деятельность ТНК распределяется между самостоятельными подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру деятельности могут  выступать как производственные отделения и быть центром прибыли  и ответственности. Они осуществляют координацию деятельности дочерних и производственных компаний по всем видам продуктов. Подразделение  возглавляет распорядитель, который  подчиняется непосредственно высшему  руководству и осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми центральными службами. Он может иметь в своем подчинении управляющих отдельными отделами.

  1. Смешанная структура

    Предполагает  сочетание различных типов организационных  структур управления.

    Наиболее  распространено сочетание отраслевого  и регионального принципов при  построении организационной структуры. Эта структура наиболее распространена. Это отражает общие закономерности развития процесса производства в современных  условиях, который требует комплексного подхода к формированию организационной  структуры фирмы с учетом охвата всех сторон, направлений и сфер деятельности. В этих условиях сочетание  отраслевого и регионального  аспектов наиболее полно удовлетворяет  потребностям развития фирмы.

Информация о работе Анализ и значимость функций управления: планирование и организация