Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:31, доклад
Далее будут рассмотрены и проанализированы не только опыт
управления государственной службы, проблемы, которые возникают в
период ее становления, но и основные направления совершенствования
кадровой службы субъекта Федерации.
служащих. При планировании развития кадрового потенциала необходимо
учитывать потребности в соответствующей переподготовке каждого
государственного служащего.
Необходимо отметить, что одним из главных результатов
деятельности чиновника является его карьера, однако влияние учебы и
повышения квалификации на его карьеру зачастую не соответствует
современным задачам государственной службы.
Прием на работу - это ряд действий, предпринимаемых
Администрацией для привлечения кандидатов, обладающих качествами
для достижения цепей, поставленных Администрацией. Процесс приема
на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых
работодателем и квалификации кандидата, поскольку Администрация
предлагает место, гарантирующее определенное материальное
вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал определенным
требованиям.
Процесс приема на работу обычно требует уступок в требованиях
со стороны Администрации и кандидата. Это обусловлено тем, что
работодатель предъявляет обычно весьма высокие требования к
кандидату, у кандидата, в свою очередь, могут быть завышенные
требования относительно уровня заработной платы или условий труда.
В процессе отбора в первую очередь учитывается специфика
государственной службы.
В органах государственной службы области решение по отбору
принимает руководитель отраслевого или территориального органа
Администрации Проблема формулируется исходя из качеств работника,
необходимых для соответствующего вида деятельности. Требования к
кандидату на вакантную должность в структурных подразделениях
Администрации Московской области определены должностной
инструкцией, в которой предопределены такие критерии отбора как
соответствующее образование и опыт работы. Большинство
руководителей отбирают работников, во многом судя по полученному
образованию.
При равных показателях они предпочитают большее образование
меньшему и высшую степень низшей. Однако эти характеристики должны
быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен
непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы.
Руководитель должен изучить продолжительность и тип образования,
его соответствие рассматриваемой работе.
Второй основной критерий отбора - опыт, руководители часто
отождествляют с возможностями работника и с его отношением к
работе, в связи с этим отдается предпочтение работникам с опытом.
Одним из способов измерения опыта работы в Администрации является
установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на
протяжении которого человек работал в данной организации.
Также следует выделить третью составляющую отбора -
персональные характеристики, такие как возраст, социальный статус.
Особое место при отборе кадров занимают рекомендации и
характеристики, эти составляющие играют большую роль и оказывают
иногда решающее значение. При существующих методах отбора кадров
для государственной службы области порой искажается равный доступ
граждан к государственной службе, поэтому в целях обеспечения
равного доступа к государственной службе и повышения
профессионального уровня государственных служащих администрации
было утверждено Положение о проведении конкурса на замещение
вакантной государственной должности федеральной государственной
службы, которым утвержден порядок проведения конкурса и было
рекомендовано органам субъектов федераций руководствоваться
положениями Указа при проведении конкурса на замещение вакантной
должности в органах государственной власти
Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или
конкурса-испытания. Единство основных требований, предъявляемых к
государственной службе, обеспечивает государственному служащему
равные возможности для осуществления должностных
обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего
морального климата в органах исполнительной власти качественному
исполнению служебных функций.
Анализ применяемых методов отбора показал, что реально
употребляемые методы и процедуры это:
- оценка уровня образования,
- оценка опыта работы,
-личностные характеристики (социальное положение, возраст).
Требования к кандидату определяются исходя из
должностных инструкций.
Очевидно, такой подход не может дать необходимого уровня
профессионализма при отборе кандидатов. Для сохранения, развития
и повышения профессионализма корпуса государственной
службы Администрации необходимо разработать стратегическую
концепцию развития кадрового потенциала, включая принципы
совершенствования методов отбора, подготовки и переподготовки
специалистов с учетом современных управленческих технологий.
За период с 1991 по 1997 год в органах исполнительной власти
проводилось неоднократное сокращение численности работников органов
исполнительной власти от 10 до 30%.
В результате этого происходит массовое высвобождение
государственных служащих Администрации области, в этой связи
появляется проблема трудоустройства высококвалифицированных кадров.
Это также заставляет ставить вопрос о переподготовке и
переквалификации государственных служащих.
Следует отметить, что помимо гарантий, предусмотренных ст. 40
КЗОТ Российской Федерации, государственным служащим должны быть
предложены государственные должности государственной службы в
других государственных органах с учетом их профессии, квалификации
и занимаемой должностей, если им не может быть предоставлена работа
в том государственном органе исполнительной власти. При
невозможности трудоустройства государственным служащим, заключившим
трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются
переподготовка (переквалификация) с сохранением на этот период
денежного содержания по занимаемой до высвобождения государственной
должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а
также предоставление возможности замещения иной государственной
должности государственной службы.
Высвобождаемым государственным служащим выплачивается средний
заработок в течение трех месяцев со дня увольнения (без зачета
выходного пособия).
В случае непредоставления работы с учетом их профессии и
квалификации государственные служащие остаются в реестре
государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в
течение года со дня увольнения непрерывного стажа государственной
службы.
Вопросы статуса государственного служащего
государственной службы субъекта Федерации (Московская область)
нашли свое закрепление в законе "О государственной службе в органах
государственной власти Московской области.
Анализ опыта государственной службы, проведенный нами, выявил
целый ряд проблем, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются:
- статус государственной должности субъекта Федерации
- аттестация государственного служащего, т.е. его оценка;
-условия государственной службы (денежное
содержание. социальные гарантии и др.).
Все перечисленные проблемы требуют, законодательного
закрепления и развития. Определенные шаги в этом направлении в
области уже предприняты. Одни проблемы находятся в стадии решения с
точки, зрения их правового оформления, другие еще прорабатываются
на уровне дискуссий и научных исследований.
Правовой статус государственных служащих рассматривается как
основной элемент правового института государственной должности.
Четкое определение статуса должности, характеризующей служебное
место и социально-трудовую роль служащего в государственном органе
необходимо, по мнению Ю.Н.Старилова, "во-первых, для определения
объема служебной "дееспособности" как субъекта права. Во- вторых,
это важно для оптимизации общей численности административного
персонала, соотношения работников различных рангов и упрощение
(удешевление) государственного аппарата" [19].
Обратимся теперь к проблеме проведения аттестации
государственных служащих.
Для определения уровня профессиональной подготовки и
соответствия государственного служащего занимаемой должности
государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении
государственному служащему квалификационного разряда производится
его аттестация.
Аттестация - необходимый этап работы с кадрами. Аттестация - это
определение квалификации, уровня знаний работника, отзыв о его
способностях и иных качествах.
Другими словами - это некоторый законченный, оформленный,
зафиксированный результат его оценки. Совершенствование и
упорядочение прохождения государственной службы невозможно без
периодической аттестации служащих. Понятие "аттестация"
используется в узком и широком смысле слова.
Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и
оценки профессиональных, дедовых и личных качеств служащего,
установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым
требованиям к службе, занимаемой государственной должности
государственной службы. Федеральный закон от 5 июля 1995 года "Об
основах государственной службы Российской Федерации" в ст. 24
определяет, что аттестация проводится для определения уровня
профессиональной подготовки и соответствия государственного
служащего занимаемой государственной должности на государственной
службе, а также для решения о присвоении государственному служащему
квалификационного разряда.
В 1992-1993 годах была проведена аттестация государственных
служащих, в результате которой 99% руководителей и специалистов
были признаны соответствующими занимаемой должности.
В 1996 году Указом Президента Российской Федерации было
утверждено Положение о проведении аттестации федерального
государственного служащего, в котором был установлен порядок
проведения аттестации, и было рекомендовано органам государственной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления руководствоваться положениями указа при проведении
аттестации государственных служащих органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения защиты социальных прав лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации и должности
федеральных государственных служащих нормативными актами утверждены
некоторые социальные гарантии для указанных лиц, а также
рекомендовано субъектам Российской Федерации установить
соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств.
Руководители и специалисты государственной службы Московской
области не относятся к категории низкооплачиваемых. Однако уровень
денежного содержания государственных служащих ограничен
соответствующими законодательными актами, где зафиксирован
определенный максимальный уровень, т.е. уровень заработной платы
ограничен, а возможность дополнительного заработка исключена
соответствующими законодательными актами, кроме научной и
преподавательской деятельности.
Также необходимо отметить отсутствие социальных гарантий для
лиц замещающих областные государственные должности. Это следствие
отсутствия возможности финансового обеспечения социальных гарантий
в настоящий период. Такое же положение остается и в 1998 году,
финансирование социальных гарантий не предусмотрено бюджетом
области. Поэтому за исключением некоторых социальных гарантий в
Московской области закон "Об основах государственной службы в
Российской Федерации" действует лишь в рамках ограничений.
Таким образом, анализ опыта функционирования государственной
службы и выявление проблем, связанных с ее становлением в
Московской области показали, что назрела необходимость разработки и
реализации региональной Программы государственной кадровой
политики, на основе которой и должно осуществляться развитие
государственной службы в ближайшие годы.
Информация о работе Анализ кадрового потенциала Администрации Московской области