Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать организационную структуру управления производством на данном предприятии, а так же рассмотреть пути совершенствования управления производством. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и виды организационной структуры управления;
2. провести анализ организационной структуры управления производством на примере ОАО «БЕЛКРЕДО»
3. раскрыть пути совершенствования управления производствомна данном предприятии.
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Понятие и сущность управления в менеджменте 6
1.2 Менеджер и его функции 8
1.3 Профессионально-управленческие роли менеджера 12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОЛЕЙ И ЗАДАЧ МЕНЕДЖЕРА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО«СЛУЦКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»... 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Слуцкий мясокомбинат» 16
2.2 Анализ организационной структуры управления на ОАО «Слуцкий мясокомбинат» 20
2.3 Оценка ролей и задач менеджера в управлении предприятием 31
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА НА ОАО«СЛУЦКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
По сути всякая продуктивная человеческая деятельность носит организационный характер. Это значит, что всякую человеческую деятельность – техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. Моя курсовая работа посвящена исследованию организационной структуры управления производством на ОАО «БЕЛКРЕДО» и оценке использования того или иного типа организационной структуры для решения поставленной перед нами задачи.
Целью курсовой работы является проанализировать организационную структуру управления производством на данном предприятии, а так же рассмотреть пути совершенствования управления производством. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и виды организационной структуры управления;
2. провести анализ организационной структуры управления производством на примере ОАО «БЕЛКРЕДО»
3. раскрыть пути совершенствования управления производствомна данном предприятии.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «БЕЛКРЕДО».
Предмет исследования –организационная структура управления производством.
Основными методами исследования были выбраны общенаучные методы анализа и синтеза.
Актуальность выбранной мною темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.
Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее аспектов, определили выбор темы, цель и задачи данного курсового проекта.
Как показывает мировой опыт, огромное значение имеет постижение науки и искусства менеджмента. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура, и знать, к каким результатам она приведет в обозримом будущем.
Не выделяют однозначно прогрессивных, так же как и однозначно отсталых организационных структур. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в конкретном, именно ей подходящем, случае. Задача сегодняшних менеджеров – найти и привести в жизнь именно такую организационных структуру, которая будет наиболее полно отвечать целям и задачам организации. Конкурентоспособность такой компании напрямую будет зависеть от успешности и уместности оргструктуры.
Найдя подходящую структуру, можно спасти, казалось бы, безнадежное предприятие. И не только спасти, а вывести его на качественно новый уровень. Ведь четкая и слаженная работа всех подразделений, основанная на определенной структуре, - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке.
В данной работе согласно теме проведен анализ существующих основных типов организационных структур управления и изучены их особенности существования.
Во введении описана необходимость совершенствования организационной системы управления, чем подчеркивается актуальность выбранной темы.
Соответственно целям и задачам основная часть курсовой работы состоит из трех глав:
В первой главе рассмотрены основные типы и виды организационных структур, их достоинства и недостатки.
Во второй главе дается общая характеристика ОАО «БЕЛКРЕДО», проведен анализ организационной структуры управления производством.
В третьей главе предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия и перспективы развития.
В заключении подведены итоги выполнения курсовой работы и сделаны выводы по существующему состоянию предприятия.
ГЛАВА 1
Теоретические аспекты организационной структуры управления
1.1 Понятие и сущность структуры управления в менеджменте
Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого[23]. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми[16, c.36].
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности[15].
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели[15, c.42].
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента[17].
Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия[19].
Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуры управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления[18, c.78].
Структура организации включает в себя все средства, с помощью которых осуществляется: распределение различных видов деятельности между компонентами организации; координация деятельности этих компонентов[13].
Действительно, без структуры, привлеченные к работе люди, были бы просто неуправляемой толпой, или, в лучшем случае, совокупностью независимых групп, а не организацией. Структура - одна из основных характеристик организации независимо от того, будь это теннисный клуб или благотворительное общество, рабочий кооператив или транснациональная корпорация.
Основными характеристиками организационной структуры являются разделение на отделы (отделения , секторы и т.д.), а также подотчетность и подчиненность.
Проблемы структуры могут приобретать некоторый "драматический" оттенок: например, ликвидация отдела с передачей его секторов в другие отделы; реорганизация последовавшая за слиянием двух компаний или объединения муниципальных учреждений. Однако помимо таких значительных и кардинальных изменений термин "структура" охватывает также множество более "земных" проблем[9, c.12].
Изменение структуры обычно происходит медленно и спокойно, по мере того как выявляются новые проблемы и приходится модифицировать организационное устройство для того, чтобы с ними справиться. Например, должностные инструкции изменяются с целью включения новых обязанностей, появляется необходимость проконсультировать, какую-то часть персонала по некоторым вопросам, создается рабочая группа для решения определенных задач или происходит разделение обязанностей между только что образовавшимися секторами на основе традиций и практики[12].
Таким образом, если вы даже не отвечаете за структуру организации, вы почти наверняка несете ответственность или можете влиять на решение ряда структурных проблем на Вашем рабочем месте или в тех частях организации, с которыми Вы сотрудничаете.
1.2 Типы организационных структур управления
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития[2].
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
четкое разделение труда, использование на каждой должности
квалифицированных специалистов;
иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками[2, c.78].
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).
Еще один недостаток структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации[7].
В отличие от бюрократического типа организационных структур, органический тип возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Этот подход доказывает свою эффективность, несмотря на его относительную “молодость”.
Органическая система отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма структуры, наоборот, эта модель призвана проводить в жизнь радикальные изменения и тем самым обеспечивать необходимую адаптивность. Исследователи этой проблемы подчеркивают, что постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование. Такая организация руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые и больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не принимает на веру все решения руководства[7].
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах:
Решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.
Обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.
Главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации.
Творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией.
Правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.
Распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем.
Имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений[3, c.14].
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где
реализуются партнерские отношения)[24].
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде[4].
1.3 Виды организационных структур управления
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур:
линейную;
функциональную;
линейно-функциональную;
матричную[25].
Линейная организационная структура управления - это одна из простейших организационных структур управления. При линейной структуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель — единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно[23].
Эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производства больше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технический и организационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
единство и четкость распорядительства;
согласованность действий исполнителей;
простота управления;
оперативность в принятии решения;
четко выраженная ответственность;
личная ответственность руководителя.
Недостатки:
высокие требования к руководителю;
отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
затруднительные связи между инстанциями;
концентрация власти в управляющей верхушке.
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональная организационная структура управления организацией. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности[20, c.24].
Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста. При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, так как функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
появление тенденций чрезмерной централизации;
длительная процедура принятия решения;
относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной мере устраняются линейно-функциональными структурами[20, c.26].
Линейно-функциональная (штабная) структура управления. Специалисты образуют при линейном руководстве штаб, который готовит для них данные в целях компетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с последним. Это дает возможность решать вопросы более компетентно. Но при линейно-функциональной структуре управления резко увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными подразделениями. Он воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды сверху вниз[21].
В настоящее время штабная структура в промышленности играет ведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль же функциональных органов меняется в зависимости от уровня управления. Чем выше уровень, тем большую роль играют функциональные органы. На уровне управления участком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управления предприятием они выполняют огромную работу по планированию, технической подготовке производства, выработке управленческих решений (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные и отрицательные стороны:
Преимущества:
более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки:
отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями;
недостаточно четка ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации;
чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно - подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации[20, c.29].
В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится правление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами. При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы или проекта и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой[22].
Работа обеспечивается путем создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу решает линейный руководитель.
Таким образом, матричная структура управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления. Эти формы способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства. Матричные структуры управления способствуют перестройке производства на основе новейших технологических процессов и более производительного оборудования (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Матричная структура имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации;
рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности;
усиление контроля за отдельными задачами проекта;
сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий;
повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов.
Недостатки:
сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение;
необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям;
трудность приобретения навыков необходимых для работы по новой программе[20].
При этой структуре управляющий производственным отделением обязан вести подготовку производства, рационально организуя труд, при оптимальном использовании сырьевых, материальных и энергетических ресурсов и осуществлять контроль за работой подчиненных.
ГЛАВА 2
Анализ организационной структуры управления производством на ОАО «Белкредо»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Новогрудская швейная фабрика образована на основании Постановления Совнаркома БССР за № 154 от 07 июля 1944 года.
Согласно постановления Совета Министров БССР за № 1419 от 1953 года и приказа Министерства промышленных товаров широкого потребления БССР от 01 декабря 1953 года за № 42 Новогрудская швейная фабрика вошла в состав Белглавшвейпрома[1].
В 1957 году на базе швейной и трикотажной фабрик была организована одна швейная фабрика. В дальнейшем была преобразована из унитарного предприятия «Новогрудская швейная фабрика» в ОАО «БЕЛКРЕДО».
В настоящее время производит товары народного потребления, швейные изделия (верхнюю одежду) для всех слоев населения из различных видов тканей и входит в состав Государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром».
Основным видом выпускаемой продукции ОАО «БЕЛКРЕДО» является верхняя одежда пальтово-костюмного ассортимента для мужчин, женщин и детей.
Швейные изделия изготавливаются и поставляются торгующим организациям Республики Беларусь в виде собственной продукции, а так же предприятие оказывает услуги по изготовлению продукции из давальческого сырья. Услуги предприятия экспортируются в Россию и в страны дальнего зарубежья (Германия, Литва, Швеция, Франция) и т. д.
На ОАО «БЕЛКРЕДО» разработана, внедрена, сертифицирована и функционирует система менеджмента качества проектирования, разработки и производства одежды пальтово-костюмного ассортимента для мужчин, женщин и детей выпускаемых согласно требованиям ТНПА на виды продукции и соответствует стандартам СТБ ИСО 9001-2001 (сертификат соответствия №BY/212 03.1.3.БА 12434, срок действия с 31 мая 2006 г. до 31 мая 2009 г.).
Списочная численность работников фабрики в 2011 году составила 815 человек, среднесписочная – 706 человек.
Цели и задачи, которые определило для себя ОАО «БЕЛКРЕДО» в 2011 году остается получение прибыли, достаточной для стабильного функционирования предприятия, повышения благосостояния трудового коллектива на основе модернизации производства на базе высокоэффективных технологий и оборудования, повышения эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции.
Развитие ОАО «БЕЛКРЕДО» в 2011г. базируется на изучении емкости внутреннего и внешних рынках и спроса на производимую продукцию и услуги, а также учете основных направлений научно-технического прогресса[1].
Прогнозирование и планирование производства производится на основе концепции маркетинга. График выпуска изделий составлен с учетом заявок торгующих организаций и заказов на переработку сырья по давальческой схеме.
Объёмы реализации просчитаны в соответствии с объёмами производства в натуральном выражении, имеющимися на предприятии заказами торгующих организаций на поставку продукции и заказами по переработке сырья на давальческих условиях. Для определения цены реализации продукции в расчет приняты средние цены на продукцию, производимую на предприятии в настоящее время.
Основными потребителями продукции являются предприятия торговли. На ежегодной осенней выставке-ярмарке «БелТексЛегпром» на 2011 год заключено 196 договоров с торгующими организациями РБ на поставку готовой продукции предприятия. Кроме того, предприятием заключены долгосрочные договора на переработку сырья по давальческой схеме с инофирмами:
Годовой выпуск продукции в 2010 году составил 648 тыс.ед. изделий (темп роста – 93,8%); коэффициент использования производственной мощности – 93,0%. Темп роста выполнения объемов за 2010г. в сопоставимых ценах составил 114,2% при задании 110,0%, потребительские товары 114,5% при задании 109,5% .
Ежегодно уделялось внимание обновлению технической и технологической базы предприятия. За 2010г.г. освоено 226 млн. руб. инвестиций в основной капитал.
В течение 2010 года предприятие работало рентабельно и выполняло доведенные задания по выполнению прогноза социально-экономического развития.
В общем объёме производства в 2010 году оказание услуг по пошиву изделий из давальческого сырья составило 65,1%, соответственно производство продукции на рынок Республики Беларусь – 34,9%.
В течение 2010 года тарифная ставка I разряда в соответствии с Инструкцией о порядке повышения тарифной ставки I разряда не пересматривалась. С целью выполнения задания по росту заработной платы увеличены размеры выплат в соответствии с Декретом Президента РБ №2 от 23.01.2009 г. С 1 апреля, с 1 августа и с 1 сентября 2010 года установлены повышения тарифных ставок (окладов) согласно новой инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников. Была выплачена единовременная премия к новому 2011 году. Среднемесячная заработная плата за 2010 год составила 787,5 тыс. рублей. Рост к 2009 году составил 126,9%.
Основные социально-экономические показатели на 2011 год (ПРИЛОЖЕНИЕ Д)
По результатам работы за 2010 год предприятие обеспечило выполнение большинства прогнозных показателей социально-экономического развития.
Индекс изменения объема промышленной продукции в сопоставимых ценах составил 108,5%, производства потребительских товаров – 110,0%, при значении этих показателей, установленных вышестоящей организацией, соответственно – 107,0% и 110,0%, Новогрудским исполкомом соответственно 107,0% и 105,0%.
Инвестиции в основной капитал составили 523 млн. руб. (темп роста – 172,6%) при задании 506 млн. руб.
Объем экспорта выполнен на 102,0% при задании – 108,5% (задание вышестоящей организации) и 111,8% (задание исполкома). Предприятие в 2008 году значительно сократило объемы оказания услуг инофирмам по давальческим схемам. В 2009 году экспорт услуг составил 75,5% в общем объеме производства, а в2010 году сократился до 67,4%. Это оказало огромное влияние на выполнения показателя экспорта.
Темп роста объема импорта составил 81,9% при прогнозе по его ограничению – 106,0%. Внешнеторговое сальдо сложилось положительное и за указанный период составило 2,49 млн. долл. США или 5313,5 млн. руб.
Рентабельность реализованной продукции сложилась 18,4% при задании – 15,0%.
Показатель по снижению уровня материалоемкости продукции составил минус 1,5%, при установленном задании минус 1,5%, целевой показатель по энергосбережению, исчисленный исходя из индекса изменения объема производства в сопоставимых ценах, выполнен на минус 10,5% при задании минус 10%.
2.2 Оценка организационной структуры управления на предприятии
Организационная структура – один из основных элементов управления организаций. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организаций. Структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности[5].
Организационная структура ОАО «БЕЛКРЕДО» характеризуется экономичностью, оперативностью, надежностью, гибкостью управляющей системы, способной оперативно реагировать на изменения, происходящие в производстве, синхронностью в работе цехов, отделов, служб, предусматривающей оперативное исполнение принимаемых решений (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).
Порядок создания каждого отдельного отдельно взятого структурного подразделения, его правовое положение в организации и взаимоотношение с другими структурными подразделениями, внутренняя организационная структура подразделения его основные задачи и функции права и ответственность закрепляются в Положениях о структурных подразделениях организации.
Организационная структура управления организаций строится в соответствии со стратегическими целями организации, определяется характером производственного процесса, особенностями применяемой технологии и т.п. Поэтому она меняется с целью рациональной организации производства. В начале 2010 году в организации была проведена реорганизация отдельных подразделений. В частности, была введена штатная единица заместителя директора по коммерческим вопросам. Отдел сбыта и маркетинга были разделены на два самостоятельных отдела: отдел сбыта и отдел маркетинга. В подчинение заместителю директора по коммерческим вопросам подчинены следующие подразделения:
отдел по внешнеэкономической деятельности;
отдел материально-технического снабжения;
отдел маркетинга;
отдел сбыта.
Целью данного преобразования было достижение наибольшей эффективности труда в области планирования и управления материально-техническим снабжением, маркетинговыми исследованиями, сбытом продукции, развитием прогрессивных форм внешнеэкономических связей организации.
В целях совершенствования структуры управления предприятием, а также упорядочением численности работников в соответствии с нормативами, за счет рационального распределения работ в 2010 году проведено сокращение численности промышленного персонала около 10% от его численности.
Организационная структура и в дальнейшем должна и будет меняться, ибо без построения хорошо продуманной организационной схемы рациональная организация предприятия невозможна.
Среднесписочная численность организации за 2010 год составила 632 человека, в том числе ППП – 604. Фонд оплаты труда составил 5994 млн. руб., среднемесячная заработная плата – 787,5 тыс. руб.
В дальнейшем планируется увеличить фонд оплаты труда от 6772 млн. рублей в 2011 году до 9455 млн. рублей в 2015 году и до 15110 млн. рублей в 2020 году, а среднемесячную заработную плату от 910 тыс. рублей в 2011 году до 1260 тыс. рублей в 2015 году и до 2030 тыс. рублей в 2020 году.
Повышение среднемесячной заработной платы планируется:
- за счет увеличения производительности труда при внедрении нового технологического оборудования, при замене устаревших норм, внедрении спецприспособлений и освоении передовых приемов;
- за счет рационального распределения работ, упорядочения численности работников в соответствии с нормативами и полученной экономии ФЗП;
- за счет увеличения размера стимулирующих выплат в пределах норматива, установленного Декретом Президента РБ №2 от 23.01.2009 года «О стимулировании работников организации отраслей экономики», усиливая при этом связь устанавливаемых работникам доплат и надбавок с конечными результатами труда;
- за счет повышения тарифных ставок (окладов) до 300% согласно норм Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;
- за счет увеличения выпуска и реализации продукции в соответствии с прогнозными показателями;
- за счет поощрения работников предприятия в связи с празднованием Дня защитников Отечества, Дня женщин, Дня работников легкой промышленности и других событий.
Усиление зависимости размеров заработной платы от результатов труда и дальнейшее совершенствование системы материальной заинтересованности являются важнейшими условиями эффективности работы предприятия, ускорения темпов роста производительности труда и повышения на этой основе уровня жизни работников.
Всего работающих на ОАО «БЕЛКРЕДО» по состоянию на 01.01.2011 года 727 человек, в том числе: ППП – 698 человек, из них руководителей – 41 чел., специалистов - 77 чел., служащих – 6 чел., рабочих 574 чел.; непром. персонал - 29 чел[1].
В целях повышения эффективности работы предприятие запланировано провести учебу по следующим темам:
1. Вопросы совершенствования и регулирования организации и оплаты труда, социальной защиты работников.
2. Вопросы ценообразования в промышленности.
3. Вопросы налогообложения.
4. Трудовое законодательство и практика его применения.
На ОАО «БЕЛКРЕДО» запланировано обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, повышение квалификации, переподготовка (переобучение) рабочих. Предприятие направляло и планирует направлять работников на учебу в высшие и средние учебные заведения.
На ОАО «БЕЛКРЕДО» в дальнейшем будет больше уделяться внимания росту производительности труда, укреплению дисциплины, экономии и эффективному использованию материальных ресурсов, организации правового и экономического обучения работников по наиболее актуальным вопросам рыночных отношений. Особое внимание будет уделяться профессиональному и должностному продвижению кадров, формированию устойчивого состава работников для обеспечения регулярного процесса выдвижения их на руководящие должности.
Анализируя возрастной состав работников, можно сделать вывод, что в наиболее активном возрасте с присутствием максимального опыта и навыков (от 30 до 50 лет) находится 65,7% работников предприятия. Доля работающих старше 50 лет составляет 16,7%, а младше 30 лет – 17,6%.
Весь руководящий состав имеет высшее образование и большие организаторские навыки. В целях улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, повышения их деловой квалификации, компетентности, осведомленности для поддержания в рабочем состоянии периодически проводится аттестация руководителей и специалистов фабрики. Аттестованные руководители и специалисты показали высокий уровень знаний и подтвердили свою квалификацию[1].
2.3 Анализ программы производства продукции на ОАО «БЕЛКРЕДО»
На ОАО «БЕЛКРЕДО» создан полный цикл производства: от проектирования и разработки моделей, изготовления, до окончательной отделки и упаковки.
Производственная программа на 2011 год рассчитана исходя из имеющихся возможностей предприятия: численности работающих, производительности труда, обеспеченности собственными оборотными средствами, возможностей кредитования, наличии сырьевых ресурсов, пошиваемого ассортимента, технического перевооружения. Загрузка производственных мощностей спланирована на основе заключенных договоров с торгующими организациями Республики Беларусь и поступивших предложений от иностранных фирм.
Предприятие в 2011 году продолжает работу с фирмами ближнего и дальнего зарубежья для загрузки производственных мощностей. Заключены контракты по оказанию услуг по переработке давальческого сырья с фирмами ближнего и дальнего зарубежья: «Тиол», «Росодежда», «Нотис», «Стиль Века» Россия, «Gerry Weber» Германия; «KappAhl» Швеция; «LENER CORDIER», «TECHNIWEAR» Франция; «Baltic sewing support» Литва, также ведется постоянный поиск новых партнеров[1].
Особенностью работы по давальческим схемам является размещение небольших заказов зарубежными партнерами, а также повышенные требования к качеству изделий, высокая сложность моделей, сжатые сроки исполнения. В общем объеме произведенной и реализуемой продукции за 2010 год на долю внутреннего рынка приходится 34,9%, соответственно 65,1% продукции было отгружено в страны ближнего и дальнего зарубежья в виде услуг по переработке
По условиям контрактов с данными фирмами предприятие планирует в 2012 году оказывать услуги по пошиву брюк, юбок, жакетов, жилетов, пиджаков мужских, костюмов мужских, костюмов женских, платьев, шорт, бриджей, пальто женского, брюк и жилетов для мальчиков[1].
В составе основного технологического оборудования предприятия используются швейные машины таких производителей, как Оршанский машиностроительный завод (Беларусь), а также оборудование известных зарубежных фирм: «Джуки» (Япония), «Малавази» (Италия), «Бризай» (Германия) и т.д.
Программа импортозамещения на 2012г. предполагает производство изделий из натуральных льняных тканей отечественного производства РУПТП «Оршанский льнокомбинат» в количестве 9,2 тыс.ед. изделий в следующем ассортименте:
- шорты мужские (1, тыс. ед.),
- брюки мужские (3,0 тыс. ед.),
- брюки женские (1,0 тыс. ед.),
- шорты и брюки детские (1, тыс. ед.),
- костюм мужской (1,5 тыс. ед.),
- костюм для мальчика (0,7 ед.),
- прочие швейные изделия: (1,0 тыс. ед.).
Данные модели рассчитаны как для деловых встреч, так и для повседневной носки, т. к. костюмы, брюки, блейзеры будут изготовлены из новых льняных тканей различной цветовой гаммы с умягченной отделкой. По своим ценовым и качественным характеристикам изделия не уступят зарубежным аналогам. Будет произведена разработка художественной и конструкторской документации, изготовлены экспериментальные образцы, с дальнейшим изучением потребительского спроса на данный вид изделий, а также изучение и утверждение коллекции художественно-техническим Советом предприятия с участием специалистов торгующих организаций[1].
В 2011 году разрабатываются и выпускаются в производство женские костюмы различных моделей. Основная ткань в разработке женских изделий – лён. Модели полностью соответствуют направлениям моды и стандартам качества. Проводится поиск и заключение договоров с новыми поставщиками новых видов тканей (с более современными и улучшенными свойствами), подкладочных материалов из натуральных волокон, фурнитуры для создания моделей «Бизнес» и VIP –класса.
Также планируется продолжить выпуск моделей костюмов для мальчиков младшего и старшего возраста «бизнес класса» с использованием элементов художественной вышивки и экранированной ткани, моделей костюмов младшего и старшего школьного возраста III полнотной группы для удовлетворения покупательского спроса.
Планируемые объемы поставки продукции предприятия в торговые организации РБ составляет 183 тыс. штук швейных изделий. В том числе:
Минторг - 136,3 тыс шт., на сумму 27 225, 925 тыс.руб.
Белкоопсоюз - 24,8 тыс.шт., на сумму 4 953,8 тыс. руб.
Фирменная торговая сеть - 21,9 тыс.шт., на сумму 4 374,525 тыс. руб.
Объем производства в натуральном выражении на 2011 год планируется в количестве 665 тыс. ед. (темп роста к 2010 году составит 102,6%). Объем производства продукции в действующих ценах (без НДС и др. налогов и платежей из выручки) на 2011 год ожидается в сумме 15210 млн. руб. (темп роста – 112,8%), объем реализации – 15670 млн. руб. (101,4%)[1].
Обеспечение предприятия материалами, комплектующими изделиями и другими материалами заданного качества, в установленные сроки для достижения требуемого качества выпускаемой продукции осуществляется через процесс - «Закупки» и является главной целью ресурсного обеспечения предприятия.
Основным технологическим сырьем для производства продукции ОАО «БЕЛКРЕДО» являются ткани костюмные с различным вложением волокон: шерсти, полушерсти, поливискозы, шелка, спандекса, льняные ткани и др. В 2012 году предприятием планируется использовать в производстве собственной продукции 180 тыс. м. п. тканей п/ш, п/э, п/в, лён и др. Более 50% тканей, закупаемых по более низкой цене, будет направлено на выпуск продукции школьного, подросткового и детского ассортимента. Наибольший удельный вес среди поставщиков тканей занимает: ««Mультимоушан С.А.» Уругвай, ООО «Тексселл» г. Минск, «Полонтекс С.А.» Польша. Данные поставщики тканей выбраны на основе процедуры закупки из одного источника, учитывая эффективность первоначальных закупок и процедуры запроса ценовых предложений.
На основе заключенных договоров осуществляются периодические поставки тканей для обеспечения ритмичного производственного процесса на предприятии. Так как выпуск продукции мужского и школьного ассортимента должен соответствовать современным направлениям моды и технологии, а на внутреннем рынке данные виды тканей отсутствуют и не производятся в Республике Беларусь, кроме п/ш и льняных, закуп импортных костюмно-плательных тканей с различным процентным содержанием вискозного волокна осуществляется у данных поставщиков-производителей. На данные ткани имеются сертификаты происхождения, ткани полностью соответствуют Требованиям САН ПиН, предъявляемым к мужскому, школьному и детскому ассортименту. Преимущества работы с данными поставщиками – выгодный ценовой фактор и отсрочка платежей после выхода тканей в свободное обращение.
ОАО «БЕЛКРЕДО» в 2012г. планирует увеличение объема закупа тканей с новыми подработками по составу у предприятий ведомственной подчиненности концерна «Беллегпром». Это такие предприятия–производители, как ОАО «Камволь» г.Минск, ОАО «Оршанский льнокомбинат», РУП «Барановичское ПХО»[1].
Закупка прикладных материалов и фурнитуры осуществляется у определенных поставщиков по следующим критериям:
- соответствие качества продукции установленным требованиям;
- наличие сертификата соответствия или удостоверения гигиенической регистрации;
- условия платежа за поставляемую продукцию;
- цена за единицу продукции.
На предприятии производится ежемесячный анализ цен на основное сырье и материалы. Цены на поступившие материалы от различных поставщиков сравниваются с ценами на материалы, действующими на предприятиях-изготовителях. Для этого предоставляются прайс-листы предприятий и коммерческие предложения других поставщиков для обоснования уровня цен на сырьевые ресурсы. Приобретение основных видов сырья и материалов ОАО «БЕЛКРЕДО» производит ежемесячно согласно утвержденного плана производства. Доставка материалов и сырья производится автомобильным транспортом предприятия.
В 2012г. году закуп тканей, прикладных материалов и фурнитуры планируется производить у следующих поставщиков:
Ткани верха – ОАО «Камволь» г. Минск; ОАО «Оршанский льнокомбинат» г. Орша; «Полонтекс С.А.» Польша; «Mультимоушан С.А.» Уругвай, ЗАО «Чексил» Украина и др. поставщиков.
Прикладные материалы – ОАО «Моготекс», ОАО «Лента» г. Могилев; «Витебский КШТ», ООО «Омега Текс» г. Кобрин; РУП «Барановичское ПХО»; ООО «БЗШ», ТЧУП «Фурнитоп» г. Минск, ООО «Антинея Прайм» г. Минск.
Фурнитура – ОАО «Лента» г.Могилев; ОАО «Гронитекс» г.Гродно, ОАО «Минский ЭФЗ», ООО «БЗШ», СП ООО «Белкастельпласт», ТЧУП «Фурнитоп», ЧП «Белмолния» г. Минск; ПК ООО «Литопласт» г.Минск и т.д.
На предприятии продолжается работа по снижению количества посредников при обеспечении сырьем, прикладными материалами и фурнитурой, за исключением тех случаев, когда привлечение основных посреднических структур объективно необходимо и экономически выгодно.
Закуп импортных прикладных материалов и фурнитуры частично производится у посреднических структур, т.к. производители-поставщики продукции, входящие с систему концерна «Беллегпром», не имеют возможности обеспечить предприятие разнообразными прикладными материалами и фурнитурой необходимых технических параметров и не все наименования фурнитуры и дублирующих материалов производятся в Республике Беларусь. К таким относятся материалы и фурнитура производства Литвы, Германии, Нидерландов, Китая, Чехии, России и др. – флизелин, дублерин, фильц, бортовка, прокломелин, усилитель нитепрошивной, перфорация в листочку, тесьма клеевая (косая, прямая), металлическая фурнитура и др. Необходимость сотрудничества с такими фирмами диктуется требованиями производства и спецификой товара: кратчайшие сроки поставки согласно заявок предприятия, выгодные цены, отсрочка платежей, выполнение небольших спецзаказов по требованию заказчика. Кроме того, цены на отечественное сырье значительно выше, что сказывается при формировании цены на производимые швейные изделия.
ГЛАВА 3
Пути совершенствования управления производством на ОАо «БЕЛКРЕДО»
3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления производством на ОАО «БЕЛКРЕДО»
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделе话戈甧㤁⟀㲎快ꫴ扵⧧✵婫淪⪋陖ᙽ�详스�