Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса внутренней диагностики организации, а так же методик определения её сильных и слабых сторон.
Задачами исследования являются :
-определение теоретико-методологических основ проведения внутренней диагностики компании;
-выявление места и роли SWOT-анализа как важнейшего инструмента диагностики компании;
-изучение основ проведения диагностики ресурсного потенциала предприятия;
-рассмотрение процедуры проведения стратегического анализа конкурентной позиции.
Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Понятие об анализе сильных и слабых сторон предприятия и методика его проведения…………………………………………………………6
Глава 2. Внутренняя диагностика как комплексная программа по изучению сильных и слабых её сторон…………………………………………………….11
2.1 Диагностика внутренней среды компании………………………………12
2.2 Внутренняя среда компании………………………………………………13
2.3 Исследование внутренней среды организации в разрезе функций…….14
2.4 SWOT – анализ как инструмент диагностики компании……………….15
Глава 3.Стратегический анализ предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...23
3.1 Диагностика ресурсного потенциала предприятия………………………24
3.2 Стратегический анализ конкурентной позиции фирмы…………………30
3.3Управленческое обследование сильных и слабых сторон фирмы………34
Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список……………………………………………………..42
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие об анализе
сильных и слабых сторон предприятия
и методика его проведения…………………………………………
Глава 2. Внутренняя диагностика как комплексная программа по изучению сильных и слабых её сторон…………………………………………………….11
2.1 Диагностика внутренней среды компании………………………………12
2.2 Внутренняя среда компании………………………………………………13
2.3 Исследование внутренней среды организации в разрезе функций…….14
2.4 SWOT – анализ как инструмент диагностики компании……………….15
Глава 3.Стратегический анализ
предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………
3.1 Диагностика ресурсного потенциала предприятия………………………24
3.2 Стратегический анализ конкурентной позиции фирмы…………………30
3.3Управленческое обследование сильных и слабых сторон фирмы………34
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..42
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рыночные формы хозяйствования в
условиях жесткой конкуренции приводят
к несостоятельности отдельных
субъектов хозяйствования или их
временной
Задача стратегического
управления современной компанией
заключается в обеспечении
Задачами исследования являются :
-определение теоретико-методологических основ проведения внутренней диагностики компании;
-выявление места и
роли SWOT-анализа как важнейшего
инструмента диагностики
-изучение основ проведения
диагностики ресурсного потенциала предприятия;
-рассмотрение процедуры проведения стратегического
анализа конкурентной позиции.
- Показать основных конкурентов предприятия.
- Отразить значение и
задачи системы маркетинга
- Проанализировать финансовое состояние предприятия.
- Провести анализ сильных и слабых сторон предприятия.
Актуальность и проблематика
исследования. Для правильной оценки
работы предприятий в условиях рыночной
экономики необходимо проводить
постоянное и всестороннее исследование
рынков, на которые они вышли и
хотят закрепиться и
При анализе рынков наибольший интерес представляют следующие показатели:
- емкость рынка, то есть возможные объемы продаж того или иного товара;
- конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта;
- исследования поведения покупателей;
- изучение практики
Инструментарием таких исследований может быть анализ сильных, слабых сторон предприятия, его возможностей и опасностей.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия
— это отсутствие чего-то важного
для функционирования предприятия
или то, что пока не удается по
сравнению с другими
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
-Дать определение понятию анализа сильных и слабых сторон предприятия в -систематическом стратегическом менеджменте.
Глава 1. Понятие об анализе сильных и слабых сторон предприятия и методика его проведения
Анализ сильных и слабых сторон предприятия служит для оценки обладания предприятием внутренними силами воспользоваться возможностями и внутренних слабостей, которые могут осложнять будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Метод, используемый для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Он основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и, в зависимости от поставленной задачи, может быть методически простым и более сложным.
Для целей стратегического планирования в обследовании рекомендуется включать 5 функциональных зон: маркетинг, финансы (бух. учет), производство, персонал, организационная культура и имидж организации.[3, 5]
1. Зона маркетинга.
При анализе функции маркетинга выделяется 7 элементов использования:
а) доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в % к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих успешность деятельности предприятия, т.к. существует зависимость между долей рынка предприятия и его прибыльностью; в тоже время это существенная цель большинства фирм, и руководство постоянно ее контролирует. Необязательно контролировать рынок полностью или занимать там преобладающее положение.
[3] Игнатов В.Г., Албастова
Л.Н. Теория управления: Курс лекций
– М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский
центр «МарТ», 2006. – с. 171.
[5] Богомолова Е.В. SWOT-анализ: теория и практика
применения. // Экономический анализ: теория
и практика. – 2004. – № 17. – С. 57-60.
б) разнообразие и качество
ассортимента. Во многом определяет
устойчивость предприятия; но здесь возможны
разные подходы: одна фирма
выпускает ограниченный ассортимент и
видит свой главный успех в
обеспечении качества продукции, осваивает
1-2 изделия в год; другая фирма ежегодно
осваивает десятки и сотни новых изделий.
При установлении
краткосрочных и долгосрочных целей обязательно,
чтобы высшее руководство предприятия
постоянно контролировало и оценивало
ассортимент изделий.
в) рыночная демография.
Исследование изменений на рынке и в структуре клиентов - сложная задача для руководства предприятия, еще больше осложняет её расслоение общества, изменение уровня доходов основной массы населения, изменение общественных ценностей.
г) рыночные исследования и разработки.
Для поддержания
д) предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.
Функция обслуживания клиентов сегодня является наиболее слабым местом в предпринимательстве. Эффективное и добротное послепродажное обслуживание способствует большему количеству продаж, формированию и сохранению лояльности покупателей к фирме, позволяет устанавливать повышенные цены.
е) сбыт, реклама, продвижение товара.
Предприятие может рассчитывать на успех на рынке только в случае, если оно имеет активных и компетентных сбытовиков, агрессивную, творческую рекламу и продвижение товаров и услуг.
ж) прибыль.
Обобщающий показатель
эффективности деятельности коммерческих
организаций; постоянный контроль за прибылью
различных направлений
Некоммерческая организация первостепенное значение придает эффективности своих операций, для нее эффективная доставка товара или услуги служит главным элементом маркетинга.
2. Финансы (бух. учет)
Финансовое состояние
предприятия во многом определяет,
какую стратегию руководство
выберет на будущее. Детальный анализ
финансового состояния помогает
выявить имеющиеся и
3. Производство.
Постоянный анализ управления производством имеет большое значение для своевременной адоптации внутренней структуры предприятия к изменениям во внешнем окружении и выживания в конкурентной среде.
В ходе анализа надо получить ответ на вопросы: Может ли фирма производить товары и услуги с меньшими, чем у конкурентов издержками? Имеется ли доступ к новым материалам? Зависит ли предприятие от единственного поставщика или есть выбор? Каково оборудование, является ли оно новым и хорошо ли обслуживается? Рассчитана ли система закупок на снижение материальных запасов и ускорение реализации продукции? Имеются ли механизмы контроля над входящими материалами, их движением в производстве и выходящими изделиями? Может ли предприятие обслуживать рынки, которые не могут обслуживать ее конкуренты? Обладает ли предприятие эффективной системой контроля качества продукции? Насколько хорошо предприятие спланировало процесс производства, и можно ли его улучшить?
4. Персонал (людские ресурсы).
Решение многих проблем совершенствования предприятия зависит от обеспечения производства и управления квалифицированными специалистами.
При анализе функций
человеческих ресурсов рекомендуется
ответить на вопросы: Как охарактеризовать
тип сотрудников, работающих в настоящее
время в организации, и что
от них потребуется в будущем?
Каковы компетентность и подготовка
высшего руководства
Анализ каждого из вопросов в отдельности и комплексе оценка качества людских ресурсов позволит выявить потенциально слабые места в данной функциональной зоне и предпринять адекватные меры.
5. Организационная культура и имидж предприятия.
Организационная социальная
среда состоит из людей: руководителей,
подчиненных, неформальных лидеров, коллег.
Организационная культура складывается
из поведения людей в
Под организационной культурой
понимают целостную систему выработанных
в организации и свойственных
ее членам моделей поведения, обычаев,
нравов, ожиданий. Культура - результат
общественных воздействий, передается
и поддерживается главным образом
через обучение; внутри предприятия
проявляется через поведение. Многие
модели поведения усваиваются
Имидж предприятия определяется
тем впечатлением, которое создается
с помощью сотрудников, клиентов
и общением в целом. Культура и
имидж предприятия
Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство может определить функциональные зоны, требующие немедленного вмешательства или могущие подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии предприятия. [4, 5]
[4] Дибб Салли, Симкин
Линдон. Практическое руководство
по сегментированию рынка.