Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:37, контрольная работа
Анализ внешней среды.
• Общая характеристика. • Среда прямого воздействия. • Среда косвенного воздействия.
Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
14. Менеджер — профессиональный управляющий, его обязанности и качества.
Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах
и применяемых средствах.
Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный,
творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда выступают прежде всего средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.
Содержание
самого понятия «управленческий персонал»
трактуется довольно широко и неоднозначно.
Международная организация труда (МОТ),
например, рассматривает управленческий
персонал как часть более широкой категории
работников, в которую кроме менеджеров
входят и другие специалисты-профессионалы.
Основанием для этого считается тесная
связь в работе менеджеров и специалистов.
Они зависят друг от друга и, работая в
постоянном контакте, обеспечивают запланированное
развитие организации.
Таблица 1.8
Требования к профессиональной компетенции менеджеров
1. Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.
2. Знание
должностных и функциональных
обязанностей менеджера,
3. Умение
использовать современную
4. Владение
искусством управления
5. Владение
искусством налаживания
6. Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию - знания и умения.
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (см. табл. 1.8). Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как управление (пункты 1, 2, 3 в табл. 1.8). Они включают:
умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
информированность (информация - это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;
знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
умение использовать современную информационную технологию, средства
коммуникации и связи.
Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения
управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение приобретает непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность хозяйствования.
Вторая группа требований в профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой (пункты 4, 5, 6 табл. 1.8). В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц - коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно
связанными
с деятельностью данного
высокое чувство долга и преданности делу;
честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
умение четко выражать свои мысли и убеждать;
уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.
До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди либо награждаются от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе в социологии и психологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь только на собственный опыт.