Анализ внешней среды международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:17, реферат

Описание

Внешняя среда, в которой оперирует фирма, принципиально важна для любого бизнеса вне зависимости от его направленности и масштабов.
Но для международного бизнеса она имеет совершенно особое значение: если в собственной стране все «более или менее знакомо», то, выходя на международный рынок, фирма попадает зачастую не только в незнакомую экономическую, политическую, социальную и культурную среду, но — что не менее важно — и в обстановку, когда далеко не очевидны возможности и источники ее изучения и адекватной оценки.

Работа состоит из  1 файл

211 Реферат.docx

— 49.02 Кб (Скачать документ)

Теоретически концепция встраивания подробно обоснована в работах Н. С. Отварухиной, из которых и заимствован приведенный ниже пример.

К основным аналитическим  вопросам встраивания относятся следующие:

4.1. Ревизия технологии  фирмы и выделение возможных  технических направлений встраивания.

4.2. Обзор зарубежных  технологий в родственных (смежных)  отраслях и выделение объектов встраивания.

4.3. Научно-техническая  и конструкторско-технологическая  оценка элементов объектов встраивания с целью поиска деталей, узлов и комплектующих изделий, которые могли бы быть предложены зарубежным партнерам (включая оценку конкурентоспособности).

4.4. Проведение предварительных  переговоров с потенциальными  партнерами и окончательное формирование  перечня встраивания.

4.5. Технико-экономическая  оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнерам.

5. Использование  национальных преимуществ на  уровне фирмы

Национальные преимущества, которые сами по себе имеют ту или  иную ценность в глазах зарубежного  партнера и, соответственно, могут быть использованы для выхода фирмы на международный рынок:

• высококвалифицированная  и относительно недорогая рабочая  сила (естественно, речь идет только о  работниках, лишенных серьезных личностных недостатков, — в противном случае, с точки зрения зарубежного партнера, вообще бессмысленно говорить о преимуществах  этой рабочей силы);

• достаточно высокий  уровень исследований и разработок в ряде отраслей;

• опыт работы персонала  в странах Азии, Африки и Латинской  Америки еще в советский период;

• основные фонды, приобретенные  предприятиями на излете периода  перестройки и позволяющие производить  продукцию вполне приличного (хотя и не мирового) качества, пригодную  для экспорта.

Исходя из соответствующего практического опыта, можно рекомендовать  проведение следующих работ:

5.1. Анализ и оценка  кадрового потенциала предприятия  и выделение в нем элементов международного характера (вызывающих потенциальный интерес зарубежного партнера).

5.2. Анализ и оценка  уровня НИОКР, выделение в нем  конкурентоспособных элементов.

5.3. Анализ и оценка  действующих технологий с точки  зрения концепции «15%».

5.4. Обзорная оценка  зарубежных фирм, которые потенциально  могут проявить интерес к национальным  преимуществам в рамках нашей  фирмы, и выделение наиболее  перспективных из них.

5.5. Приближенное  технико-экономическое обоснование  самых важных предложений и  предварительные переговоры с  вероятными партнерами.

Оценка  экономической ситуации в стране

1. Место, занимаемое  страной по показателям: ВНП  (ВВП), темпы экономического роста,  темпы роста инвестиций, внешнеторговый  оборот, импорт товаров и услуг  (то же — в удельных показателях).         

2. Население страны  в целом и регионов проникновения  в отдельности; половозрастная  структура населения в динамике.

3. Структура общества  и удельный вес отдельных социальных  слоев с характеристиками их  душевого и семейного дохода; динамика этих показателей.

4. Ресурсы основных  видов, интересующих фирму, с  ранжировкой по:

• наличию в стране и регионах;

• стоимостной оценке;

• уровню дефицитности.

Особая справка  — о возможности получения  этих ресурсов в сопредельных

странах.

5. Основные характеристики  возможностей связи (число телефонов  на тысячу жителей; разновидности  и эффективность работы почты;  основные характеристики компьютерно-сетевых  услуг).

6. Интересующие фирму  характеристики транспортных коммуникаций (в контексте «как можно привезти?»,  «как можно вывезти?»).

7. Уровни оплаты  труда в интересующих фирму  сферах бизнеса (в разрезе основных  категорий наемных работников); принятые  в стране формы оплаты труда.

8. Общая оценка  развитости и возможностей:

• отраслей — вероятных  конкурентов;

• отраслей — вероятных  поставщиков;

• отраслей — вероятных  потребителей.

9. Основные элементы  валютного регулирования в стране.

10. Основные элементы  торговых и экспортно-импортных  ограничений в стране.

11. Развитость научно-технической  и консультационной деятельности  в стране (направления, фирмы,  возможности привлечения).

12. Уровень основных  экономических проблем в стране (инфляция, безработица, региональные  или отраслевые депрессивные  явления, бедность и т. д.).

Оценка  правовой ситуации в  стране

Знания в этой области необходимы при решении  различных практических вопросов внешнеэкономической  деятельности, а также в деятельности иностранных организаций, фирм и  отдельных физических лиц на территории Кыргызстана. Исходя из изложенного  выше, можно предложить следующую  структуру правового анализа.

1. Общая оценка  согласованности системы права  в стране с основными положениями  международного права.

2. Регулирование  экспортно-импортных операций, интересующих  фирму (включая вопросы международных  перевозок).

3. Регулирование  выезда/въезда частных лиц.

4. Защищенность собственности  и прав личности.

5. Регулирование  перемещения капитала, экспорта  прибыли, иных финансовых операций  через границу.

6. Оценка элементов  коммерческого права, которые  могут интересовать фирму.

7. Регулирование  создания и трансформации бизнеса.

8. Регулирование  трудовых отношений.

9. Регулирование  цен.

10. Элементы антимонопольного  законодательства, которые могут  задевать интересы фирмы.

11. Подробно: вопросы  налогообложения фирм и частных  лиц (желательно с комментариями  юриста-международника и специалиста  по международному аудиту).

12. Общая оценка  стабильности правовой системы  страны (желателен и вероятный  прогноз опасностей с этой  стороны). 

Анализ  политической ситуации в стране

1. Политический режим  в стране и его отношения  с Кыргызстаном.

2. Межгосударственные (межрегиональные, межгородские) соглашения  между страной и российскими  властями, которые могут интересовать  фирму.

3. Участие страны  в политических блоках и международных  экономических союзах (возможное  влияние на будущий бизнес: возможности,  опасности).

4. Политические партии  и общественные организации в  КР, имеющие более тесные контакты  с властями, политическими партиями  и общественными организациями  страны.

5. Наиболее видные  политические лидеры (предельно  краткие биографические данные).

6. Основные политические  партии и наиболее влиятельные  общественные организации в стране.

7. Основные политические  соперники, борющиеся за власть  в стране, и существо их принципиальных  позиций в экономических, социальных  и правовых вопросах.

8. Краткая характеристика  связки «бизнес — политика»  (фирмы, партии, лидеры).

9. Ближайшие выборы  парламента и президента (или  их аналогов в стране), Перспективы  их исхода и вероятное влияние  на бизнес и на отношения  с КР.

10. Роль и влияние  региональных властей (с учетом  регионов проникновения фирмы).

11. Политическая обстановка  в регионах проникновения фирмы.

12. Общая оценка  политической стабильности в  стране.

Стартовый маркетинговый анализ

По мере выполнения трех указанных выше видов анализа  у служб фирмы, и в первую очередь  — у маркетинговой, появляется своего рода «внешнесредовой» фон, на котором  можно более или менее обоснованно  делать то, что мы называем стартовым маркетинговым анализом. Но вначале необходимы определенные пояснения его роли и места.

Имея данные этого  анализа, можно проделать стартовый маркетинговый анализ, то есть более или менее укрупненно определиться с основными маркетинговыми характеристиками будущего бизнеса.

Квалифицированные маркетологи могут его качественно  выполнить,  даже не прибегая к помощи внешних консультантов.

Ниже приведен перечень вопросов и окончательных оценок, которые будут интересовать международного менеджера в итоге стартового маркетингового анализа. Имея их и зная результаты анализа внешней среды, менеджер принимает обоснованные стратегические решения о целесообразности выхода фирмы на данный страновый рынок  и путях становления бизнеса  в этой стране, а в ряде случаев  может достаточно обоснованно спрогнозировать  и будущую стратегию его развития.

Структура основных данных стартового маркетингового анализа

1. Достаточно ли  велика емкость рынка, сегмента  рынка, на который наша фирма  планирует выйти, с точки зрения  стратегических задач фирмы?

2. Каковы основные  конкурентные преимущества нашего  товара или услуги по сравнению  с основными аналогами, имеющимися  или выходящими на этот рынок?

3. На какие основные  покупательские группы рассчитан  наш товар или услуга и каковы  их возможности в приобретении  такого рода товаров и услуг?  Насколько наши конкурентные  преимущества соответствуют привычкам  и предпочтениям этих групп?

4. Каковы основные  возможности дистрибьюции нашего  товара, услуги (длины каналов и  характеристики вероятных дистрибьюторов)? Каковы основные организационные,  финансовые, кадровые, сервисные и  правовые проблемы, которые предстоит  решать в работе с дистрибьюторами?

5. Каковы основные  возможности и проблемы продвижения  товара, услуги на начальном этапе  и в ближайшей перспективе  (в разрезе направлений: стимулирование  продаж, реклама, паблик рилейшнз)?

6. Каковы стратегии  работы на данном страновом  рынке основных конкурентов (товарные, ценовые, сбытовые и продвижения)  и что наша фирма может им  противопоставить?

7. Каким должен  быть эффективный бюджет маркетинга  для вхождения на страновый  рынок и закрепления на нем  (в разрезе основных статей  и в разбивке по периодам)?

8. Какие ориентиры  продаж нашего товара или услуги  могут быть обоснованы службой  маркетинга при обеспечении эффективного  бюджета (в разбивке по периодам)?

Получив достаточно обоснованные ответы на эти вопросы, международный менеджер принимает  наиболее ответственное решение: есть ли смысл фирме (с учетом всех видов  рисков) входить и закрепляться на данном рынке.

Литература.

Джон Д. Дэниелс, Ли Х. Радеба . Международный бизнес : внешняя  среда и деловые операции .Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994.

М. Портер . Международная  конкуренция .М.: Международные отношения, 1993. 896с.

М. М. Богуславский, Международное  частное право. М.: Международные  отношения, 1994. С. 6-9, 15-16.

Механизм внешнеэкономической  деятельности. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1988.

Информация о работе Анализ внешней среды международного бизнеса