Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:17, реферат
Внешняя среда, в которой оперирует фирма, принципиально важна для любого бизнеса вне зависимости от его направленности и масштабов.
Но для международного бизнеса она имеет совершенно особое значение: если в собственной стране все «более или менее знакомо», то, выходя на международный рынок, фирма попадает зачастую не только в незнакомую экономическую, политическую, социальную и культурную среду, но — что не менее важно — и в обстановку, когда далеко не очевидны возможности и источники ее изучения и адекватной оценки.
Теоретически концепция встраивания подробно обоснована в работах Н. С. Отварухиной, из которых и заимствован приведенный ниже пример.
К основным аналитическим вопросам встраивания относятся следующие:
4.1. Ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направлений встраивания.
4.2. Обзор зарубежных
технологий в родственных (
4.3. Научно-техническая
и конструкторско-
4.4. Проведение предварительных
переговоров с потенциальными
партнерами и окончательное
4.5. Технико-экономическая оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнерам.
5. Использование национальных преимуществ на уровне фирмы
Национальные преимущества, которые сами по себе имеют ту или иную ценность в глазах зарубежного партнера и, соответственно, могут быть использованы для выхода фирмы на международный рынок:
• высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила (естественно, речь идет только о работниках, лишенных серьезных личностных недостатков, — в противном случае, с точки зрения зарубежного партнера, вообще бессмысленно говорить о преимуществах этой рабочей силы);
• достаточно высокий уровень исследований и разработок в ряде отраслей;
• опыт работы персонала
в странах Азии, Африки и Латинской
Америки еще в советский
• основные фонды, приобретенные
предприятиями на излете периода
перестройки и позволяющие
Исходя из соответствующего практического опыта, можно рекомендовать проведение следующих работ:
5.1. Анализ и оценка
кадрового потенциала
5.2. Анализ и оценка уровня НИОКР, выделение в нем конкурентоспособных элементов.
5.3. Анализ и оценка
действующих технологий с
5.4. Обзорная оценка
зарубежных фирм, которые потенциально
могут проявить интерес к
5.5. Приближенное
технико-экономическое
Оценка экономической ситуации в стране
1. Место, занимаемое
страной по показателям: ВНП
(ВВП), темпы экономического роста,
темпы роста инвестиций, внешнеторговый
оборот, импорт товаров и услуг
(то же — в удельных
2. Население страны
в целом и регионов
3. Структура общества
и удельный вес отдельных
4. Ресурсы основных видов, интересующих фирму, с ранжировкой по:
• наличию в стране и регионах;
• стоимостной оценке;
• уровню дефицитности.
Особая справка — о возможности получения этих ресурсов в сопредельных
странах.
5. Основные характеристики
возможностей связи (число
6. Интересующие фирму
характеристики транспортных
7. Уровни оплаты
труда в интересующих фирму
сферах бизнеса (в разрезе
8. Общая оценка развитости и возможностей:
• отраслей — вероятных конкурентов;
• отраслей — вероятных поставщиков;
• отраслей — вероятных потребителей.
9. Основные элементы
валютного регулирования в
10. Основные элементы
торговых и экспортно-
11. Развитость научно-технической
и консультационной
12. Уровень основных экономических проблем в стране (инфляция, безработица, региональные или отраслевые депрессивные явления, бедность и т. д.).
Оценка правовой ситуации в стране
Знания в этой области необходимы при решении различных практических вопросов внешнеэкономической деятельности, а также в деятельности иностранных организаций, фирм и отдельных физических лиц на территории Кыргызстана. Исходя из изложенного выше, можно предложить следующую структуру правового анализа.
1. Общая оценка
согласованности системы права
в стране с основными
2. Регулирование
экспортно-импортных операций, интересующих
фирму (включая вопросы
3. Регулирование выезда/въезда частных лиц.
4. Защищенность собственности и прав личности.
5. Регулирование
перемещения капитала, экспорта
прибыли, иных финансовых
6. Оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.
7. Регулирование
создания и трансформации
8. Регулирование трудовых отношений.
9. Регулирование цен.
10. Элементы антимонопольного законодательства, которые могут задевать интересы фирмы.
11. Подробно: вопросы
налогообложения фирм и
12. Общая оценка
стабильности правовой системы
страны (желателен и вероятный
прогноз опасностей с этой
стороны).
Анализ политической ситуации в стране
1. Политический режим в стране и его отношения с Кыргызстаном.
2. Межгосударственные
(межрегиональные,
3. Участие страны
в политических блоках и
4. Политические партии и общественные организации в КР, имеющие более тесные контакты с властями, политическими партиями и общественными организациями страны.
5. Наиболее видные
политические лидеры (предельно
краткие биографические данные)
6. Основные политические
партии и наиболее влиятельные
общественные организации в
7. Основные политические
соперники, борющиеся за
8. Краткая характеристика связки «бизнес — политика» (фирмы, партии, лидеры).
9. Ближайшие выборы парламента и президента (или их аналогов в стране), Перспективы их исхода и вероятное влияние на бизнес и на отношения с КР.
10. Роль и влияние
региональных властей (с
11. Политическая обстановка
в регионах проникновения
12. Общая оценка политической стабильности в стране.
Стартовый маркетинговый анализ
По мере выполнения
трех указанных выше видов анализа
у служб фирмы, и в первую очередь
— у маркетинговой, появляется своего
рода «внешнесредовой» фон, на котором
можно более или менее
Имея данные этого анализа, можно проделать стартовый маркетинговый анализ, то есть более или менее укрупненно определиться с основными маркетинговыми характеристиками будущего бизнеса.
Квалифицированные
маркетологи могут его
Ниже приведен перечень
вопросов и окончательных оценок,
которые будут интересовать международного
менеджера в итоге стартового
маркетингового анализа. Имея их и зная
результаты анализа внешней среды,
менеджер принимает обоснованные стратегические
решения о целесообразности выхода
фирмы на данный страновый рынок
и путях становления бизнеса
в этой стране, а в ряде случаев
может достаточно обоснованно спрогнозировать
и будущую стратегию его
1. Достаточно ли
велика емкость рынка,
2. Каковы основные
конкурентные преимущества
3. На какие основные
покупательские группы
4. Каковы основные
возможности дистрибьюции
5. Каковы основные
возможности и проблемы
6. Каковы стратегии
работы на данном страновом
рынке основных конкурентов (
7. Каким должен
быть эффективный бюджет
8. Какие ориентиры
продаж нашего товара или
Получив достаточно обоснованные ответы на эти вопросы, международный менеджер принимает наиболее ответственное решение: есть ли смысл фирме (с учетом всех видов рисков) входить и закрепляться на данном рынке.
Литература.
Джон Д. Дэниелс, Ли Х. Радеба . Международный бизнес : внешняя среда и деловые операции .Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994.
М. Портер . Международная конкуренция .М.: Международные отношения, 1993. 896с.
М. М. Богуславский, Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С. 6-9, 15-16.
Механизм внешнеэкономической деятельности. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1988.
Информация о работе Анализ внешней среды международного бизнеса