Анализ внутренней среды ОАО «ГАЗПРОМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 02:32, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является ОАО «Газпром», один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.
В мировом рейтинге нефтегазовых компаний ОАО «Газпром» занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти Газпром входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.
Целью работы является исследование организации ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. 2
Введите название главы (уровень 3) 3
Введите название главы (уровень 1) 4
Введите название главы (уровень 2) 5
Введите название главы (уровень 3) 6

Работа состоит из  1 файл

цели, дерево целей (2).doc

— 502.00 Кб (Скачать документ)

     «Газпром» стремится к осуществлению постепенного перехода на экономически обоснованные ценовые уровни со странами региона  и увеличению доступа к конечным потребителям путем участия в  приватизации энергетических объектов. Это позволит минимизировать транзитные риски Группы.

     С целью обеспечения возможности  маневра при определении этапов освоения месторождений в новых  газодобывающих регионах на территории России Газпром стремится развивать  сотрудничество в сфере освоения запасов газа, модернизации и развития ГТС в центрально-азиатских странах. Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям.

     Структура продаж газа Группы Газпром в страны СНГ и Балтии в 2010 г., млрд. м3: Украина – 59,2; Беларусь – 20,6; Казахстан – 10,0; Литва – 3,4; Молдова – 2,7; Армения – 1,9; Грузия – 1,2; Латвия – 1,0; Эстония – 0,9.

     Маркетинг СПГ. Одним из приоритетных направлений  развития продаж на зарубежных рынках является постепенное развитие производства и морской транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). С 2005 года Газпромом осуществляются разовые сделки с СПГ с использованием разменных операций «СПГ – газ, поставляемый по трубопроводам». В дальнейшем планируется наращивать объемы краткосрочной торговли и развивать среднесрочные операции по размену газа, поставляемого по трубопроводам, на СПГ в Европе.

     Для опережающего выхода на рынок СПГ  используются возможности вхождения в уже действующие СПГ-проекты. В 2009 г. Газпром вошел в проект «СахалинB2». На следующем этапе реализации стратегии планируется организовать самостоятельное производство СПГ в России и других странах, обеспечив при этом самостоятельный маркетинг этого продукта. Предусматривается, что Штокмановское месторождение наряду с поставкой газа в газопровод «Северный поток» будет обеспечивать газом производство СПГ. Основными рынками продаж СПГ будут страны АТР, США, страны Европы.

     Разнообразие  и качество ассортимента. Помимо основных видов деятельности Газпром реализует на рынке большое количество продуктов нефтепереработки (масло, мазут и пр.), обладающие высоким уровнем качества, что повышает их конкурентоспособность и расширяет возможности выхода на международные рынки.

1.3 Анализ производства (операций)

     Газпром не имеет возможности продавать  свою продукцию по более сниженным  ценам, так как основной уровень  цен на внутреннем рынке (прежде всего  на газ) определяет Правительство РФ. Снижение цен будет означать резкое снижение прибыльности, которая на данный момент имеет не самые лучшие показатели.

     Параметры изменения регулируемых оптовых  цен на газ определяются Правительством Российской Федерации как один из показателей прогноза социально-экономического развития России на трехлетний период. В целях поэтапного достижения равной доходности реализации газа на внешний и внутренний рынки в указанном прогнозе предусмотрены следующие параметры изменения цен на газ в расчете на год: на 25 % – в 2011 г., на 19,7 % – в 2012 г., на 27,7 % – в 2013 г. Вместе с тем, уровень цен на газ в 2011 г. даже при такой ускоренной индексации только на 66 % будет возмещать потребности в инвестициях, необходимых для обеспечения поставки газа на внутренний рынок5.

     На  внешнем рынке политический элемент в газовом ценообразовании уходит на второй план, а в некоторых случаях практически исчезает. Торговля газом со странами дальнего зарубежья осуществляется по рыночным ценам.

     Газ, который использует компания для  осуществления своей деятельности, поставляется как с месторождений природного газа на территории РФ (доказанный объем запасов составляет 44,7 трлн. м3), так и из других стран. Крупными странами-поставщиками газа являются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, с которыми недавно было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа. Каждая из этих стран обладает большими запасами природного горючего и, к тому же, на территории России с каждым годом растет число месторождений, поэтому компания Газпром не имеет зависимости от единственного поставщика, тем самым, сохраняя за собой право выбора.

     На  данный момент Группа Газпром способна удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы (в 2010 году реализовано 576,4 млрд. м3 газа), однако в долгосрочной перспективе европейским потребителям потребуются дополнительные объемы топлива. Нельзя рассчитывать, что поставки сжиженного природного газа смогут в полной мере обеспечить поставку этих объемов, ведь речь идет как минимум о 100 млрд. м3 газа, приходящегося только на европейский регион. Рост спроса может быть удовлетворен лишь в том случае, если Газпром будет наращивать производственную мощность от 600 млрд. м3 газа в год – только тогда можно будет говорить о Газпроме, как о надежном и стабильном поставщике природного горючего.

1.4 Корпоративная культура и имидж организации

     На  предприятии существует кодекс корпоративного поведения, утвержденный годовым Общим  собранием акционеров ОАО «Газпром»  от 28 июня 2002 года. Она предполагает следующие основные принципы6:

     1. Общество принимает на себя обязательство развивать корпоративные отношения в соответствии с принципами, обеспечивающими:

  • реальную возможность акционеров осуществлять свои права, связанные с участием в Обществе;
  • осуществление Советом директоров стратегического управления деятельностью Общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов Общества, а также подотчетность Совета директоров Общему собранию акционеров;
  • необходимость исполнительным органам Общества разумно и добросовестно осуществлять руководство текущей деятельностью Общества, и их подотчетность Совету директоров Общества и Общему собранию акционеров;
  • своевременное раскрытие информации об Обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;
  • эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • предусмотренные законодательством права работников Общества, развитие партнерских отношений между Обществом и работниками в решении социальных вопросов и регламентации условий труда;
  • активное сотрудничество Общества с инвесторами, кредиторами и иными заинтересованными лицами в целях увеличения активов Общества, стоимости акций и иных ценных бумаг Общества.

     2. Общество осознает важность совершенствования  корпоративного управления своих дочерних и зависимых хозяйственных обществ и будет стремиться к обеспечению открытости и прозрачности деятельности указанных организаций, а также практического внедрения в них основных принципов настоящего Кодекса.

     В последние годы Газпром неоправданно много тратит на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей. Суммарные имиджевые расходы корпорации составляют около $137,5 млн.

     Конфликты со странами-транзитерами газа в Европу (Украина, Белоруссия) значительно подорвали имидж Газпрома, поэтому главным мероприятием в 2010 году по повышению имиджа организации за рубежом стало подписание трехлетнего контракта с такими крупными PR-группами, как Hill & Knowlton, вашингтонская аналитическая фирма Penn, Schoen & Berland Associates, на создание PR-компании.

     В целом же существует ряд мер, посредством  которым Газпром стремится укрепить имидж организации:

    • Газпром реализует капиталоемкие проекты, в то числе международные; заключает новые договора, вкладывает деньги в производство и разведку, велики темпы развития;
    • эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);
    • уплата долгов в бюджет, налоги;
    • не повышаются цены на газ, стабильное снабжение газом;
    • снижение задолженности перед поставщиками.

1.5 Финансы

     Стратегической  целью деятельности финансово-экономического блока компании является достижение «Газпромом» рыночной капитализации, соответствующей его фундаментальной  позиции глобального энергетического гиганта. Для решения этой задачи одними из основных направлений деятельности являются внедрение нового подхода к организации бюджетного планирования, контроля за использованием средств и эффективного управления долговым портфелем. Параллельно с этим осуществляется комплексный анализ текущих и долгосрочных финансовых потребностей компании.     В апреле 2003 года Совет директоров «Газпрома» одобрил пакет документов под общим названием «Бюджетный регламент», который определяет порядок формирования и утверждения бюджета Общества. Регламент предусматривает поквартальное составление бюджета, утверждение годового бюджета Советом директоров, а также отчет менеджмента об исполнении бюджета перед Советом директоров.     Б.Юрлов особо отметил, что в «Газпроме» внедряется автоматизированная система мониторинга финансового состояния компании. Разработана и функционирует система контроля за денежными потоками. Эти мероприятия позволили «Газпрому» создать стратегический финансовый «резерв», позволяющий обеспечить структурирование долгосрочных заимствований и получение доступа ко всем мировым рынкам капитала. В качестве примера Б.Юрлов привел Еврооблигационный займ на 1,75 млрд дол., успешно привлеченный «Газпромом» в начале 2003 года. Покупателями облигаций Общества выступили поровну европейские и американские институциональные инвесторы. Кроме того, стратегическим «резервом» является доступ «Газпрома» к широкому спектру финансовых инструментов. Заместитель председателя правления также сообщил, что финансовый план на 2003 год предусматривает сокращение затрат на 40 млрд руб. В первом квартале 2003 года произошло сокращение затрат на 23,4 млрд. руб. 
По словам Б.Юрлова, одним из ключевых элементов совершенствования финансовой политики ОАО «Газпром» в прошлом году стало эффективное управление долговым портфелем компании. В первую очередь оно предусматривает изменение структуры долга в пользу более дешевых и долгосрочных долговых инструментов, сокращение краткосрочных заимствований, расширение спектра финансовых инструментов и базы инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ ОАО «ГАЗПРОМ»

     Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации.

     Ниже  приведен перечень основных задач ОАО  «Газпром».

Задачи  в сфере разведки газовых месторождений:

    • Оценка величины и структуры начальных потенциальных и неоткрытых ресурсов УВ;
    • Обоснование лицензионной деятельности ОАО „Газпром“ на территории России, шельфах арктических и дальневосточных морей;
    • Разработка новых методов прогнозирования, поисков и разведки глубокозалегающих залежей газа;
    • Составление проектов поисковых и разведочных работ, авторское сопровождение их реализации. Подсчет запасов газа, нефти и полезных компонентов.
    • Геолого-экономический мониторинг состояния сырьевой базы газовой промышленности России;
    • Оценка современного состояния и тенденций развития сырьевой базы газовой промышленности стран и регионов мира с целью разработки стратегии международной деятельности ОАО „Газпром“ до 2030 г.;
    • Промыслово-геологический и геофизический мониторинг разработки базовых месторождений ОАО „Газпром“.
    • Разработка научных основ поисков, разведки и подсчета нетрадиционных ресурсов газа, геокриология северных месторождений;
    • Разработка месторождений природного газа;
    • Разработка комплексных программ развития газовой отрасли России, регламентирующих и нормативных документов ОАО „Газпром“.
    • обоснование вариантов разработки месторождений, уровней добычи, создание технологических схем и проектов разработки (добыча, сбор и подготовка к транспорту газа и конденсата);
    • экономическая оценка вариантов разработки, выбор наиболее эффективного варианта с учетом внедрения новых технологий и методов разработки;
    • обеспечение экологических требований;
    • создание новых средств и методов, повышающих эффективность разработки газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений.

Задачи  в области подземного хранения газа:

Информация о работе Анализ внутренней среды ОАО «ГАЗПРОМ»