Анализ внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:14, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение внутренней среды предприятия.
Задачами работы являются:
- рассмотреть внутреннюю среду предприятия и ее переменные;
- рассмотреть, как осуществляется анализ внутренней среды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Внутренняя среда предприятия и ее переменные……………..6

2. Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды………………………………………………………….................10
3. Анализ сильных и слабых сторон предприятия……………...18
Заключение…………………………………………………………….....26
Список литературы…………………………………………………...….27

Работа состоит из  1 файл

страт мен.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

 

При анализе организации управления необходимо выявить уровни иерархии управления, основные вертикальные и горизонтальные коммуникации, вид организационной структуры управления и оценить ее достоинства и недостатки. Необходимо сделать вывод о степени целесообразности организационной структуры управления предприятием. Целесообразность оргструктуры управления зависит от:

степени ее соответствия возможностям, предприятия, направлениям деятельности, установленным целям и принятым стратегиям развития предприятия;

степени обеспечения гибкого реагирования на условия маркетинговой ситуации.

 

Маркетинг.

При обследовании маркетинговой деятельности предприятия необходимо:

охарактеризовать и оценить маркетинговую стратегию предприятия;

охарактеризовать товарную политику, оценить широту и глубину ассортимента товаров предприятия, оценить долю товаров “рыночной новизны" и проанализировать систему контроля качества товаров;

охарактеризовать ценовую политику предприятия и содержание основных ценовых стратегий в разрезе товарных групп;

охарактеризовать источники поступления товаров и уровни каналов товародвижения.

выявить применяемые методы продажи в разрезе товарных групп; изучить мероприятия «мерчандайзинга», используемые в предприятии.

охарактеризовать рекламную деятельность предприятия, изучить виды и средства рекламы на предприятии, определить величину затрат на рекламу и их динамику, а также выявить применяемые на предприятии методы оценки эффективности рекламы.

По результатам проведенного анализа необходимо определить степень маркетинговой активности предприятия (таблица).

 

 

 

 

 

Таблица

Оценка маркетинговой активности предприятия

Элементы маркетинговой

Баллы*

деятельности

1

2

3

1. Осуществление сегментации рынка

 

 

 

2.Изучение потребностей и предпочтений потребителей

 

 

 

3.Изучение конкурентов

 

 

 

4.Степень изменения ассортимента товаров с учетом покупательских предпочтений за последние 5 лет

 

 

 

5. Уровень контроля за качеством товара

 

 

 

6. Использование торговой марки

 

 

 

7. Учёт эластичности спроса при установлении цены

 

 

 

8. Применение системы скидок с цены

 

 

 

9. Использование прогрессивных методов продажи

 

 

 

10.Уровень сервиса

 

 

 

11.Оценка эффективности каналов товародвижения

 

 

 

12.Использование мероприятий СТИС

 

 

 

13.Оценка эффективности рекламных мероприятий

 

 

 

*1балл – использование элементов маркетинга в зависимости от сложившейся ситуации;

2 балла – частое, но нерегулярное использование элементов маркетинговой деятельности;

3 балла – систематическое использование элементов маркетинга.

 

Оценку степени использования элементов маркетинговой деятельности предприятия следует осуществлять экспертным путём.

Степень маркетинговой активности предприятия определяется с использованием рекомендуемой шкалы:

13-21 баллов              - низкая

22-30 баллов              - средняя

31-39 баллов              - высокая

 

 

 

Исследование и разработки (НИОКР).

Цель научно-исследовательской деятельности в предприятии заключается в получении и применении новых знаний в сфере решения экономических, социальных и технологических проблем и имеет исключительно прикладной характер.

Научно-исследовательская деятельность предприятий может осуществляться как силами специалистов предприятия, так и на основе привлечения на хоздоговорной основе учёных из НИИ, вузов, а также обращения к услугам специализированных консалтинговых фирм.

В процессе изучения деятельности предприятия в области НИОКР рекомендуется охарактеризовать:

основные виды и методы проведения маркетинговых исследований;

виды исследований в иных сферах деятельности предприятия;

величину затрат на научно-исследовательские и проектные работы;

применяемые методы экономического анализа и прогнозирования;

сотрудничество с НИИ, вузами, консалтинговыми фирмами и другими организациями в области НИОКР;

сферы нововведений на предприятии (товар, технологии, методы управления, организационная структура и др.);

инновационные возможности предприятия.

По результатам анализа необходимо дать оценку степени активности предприятия (высокая, средняя, низкая) в области НИОКР.

 

Технология.

Исследование технологий торговых предприятий связано, прежде всего, с изучением организации торгово-технологических процессов и состоянием материально-технической базы предприятия.

В связи с этим рекомендуется изучить состав розничной торговой сети и её типологию.

Характеризуя месторасположение торговой сети, необходимо указать расположение предприятия (на основных магистралях города, в районе интенсивных покупательских потоков, на второстепенных магистралях, в микрорайонах). Торговую сеть следует ранжировать по категориям на магазины общегородского значения и магазины, размещённые в жилой застройке.

 

Персонал предприятия.

При оценке персонала предприятия необходимо проанализировать динамику и состав персонала, уровень профессиональной подготовки и качество расстановки кадров. Рекомендуется сделать вывод о качестве расстановки кадров и тенденции в этом процессе, а также показать необходимость обучения и повышения квалификации персонала предприятия.

Поскольку важным показателем кадрового потенциала предприятия является стабильность трудового коллектива, то необходимо провести анализ движения кадров на предприятии Анализируя персонал предприятия, рекомендуется выявить степень мотивации деятельности. Для этого необходимо изучить применяемую на предприятии систему оплаты труда, используемые другие формы материальной и нематериальной мотивации. Рекомендуется выявить размер средней заработной платы и её динамику и сопоставить с динамикой производительности труда. В результате анализа указанных параметров следует выявить степень (высокая, средняя, низкая) мотивированности деятельности персонала.

 

Финансы.

Финансовое состояние предприятия значительно определяет выбор стратегии предприятия. Анализ финансового состояния предприятия позволяет определить, насколько устойчиво предприятие в финансовом плане. На основе анализа показателей платежеспособности необходимо сделать вывод о способности предприятия своевременно расплачиваться по своим финансовым обязательствам. Анализ показателей финансовой устойчивости направлен на определение степени стабильности финансового обеспечения развития предприятия в перспективе.

 

Организационная культура и имидж предприятия.

Организационная культура отражает нормы поведения, деловую этику, стиль руководства, философию руководства. При анализе организационной культуры необходимо оценить степень разработанности управленческой философии на предприятии, отношение сотрудников к истории развития, сложившимся традициям на предприятии, стиль делового общения, уровня культуры управления, а также выявить наличие разработанных стандартов поведения и формальных правил и процедур менеджмента.

Источником информации для проведения анализа данной функциональной зоны является документация предприятия, публикации о предприятии в источниках массовой информации, а также суждения экспертов.

Оценка имиджа предприятия осуществляется посредством экспертных оценок. Обобщающая оценка имиджа предприятия представляется собой совокупность оценок деятельности предприятия со стороны конкурентов - деловой рейтинг, со стороны потребителей и общественности - потребительский рейтинг, со стороны самих работников и собственников предприятия - престижный рейтинг и со стороны зарубежных фирм- партнёров- международный рейтинг.

Потребительский рейтинг основывается на результатах анализа отношения потребителей и общественности к предприятию. Престижный рейтинг основывается на результатах анализа публикаций в средствах массовой информации, в которых предприятие представляет себя, а также на основе суждений работников в отношении достижения предприятия своих целей, последовательности предприятия в своей деятельности и его репутации по сравнению с другими субъектами хозяйствования в данной отрасли. При этом необходимо проанализировать, как построена система карьеры в предприятии и какие критерии используются для продвижения работников, провести наблюдения за тем как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как коммуницируют друг с другом, чему отдают предпочтение в беседах.

Оценка международного рейтинга осуществляется в том случае, если предприятие функционирует на внешнем рынке.

На основе проведенного анализа определяется степень развитости организационной культуры (высокая, средняя, низкая) и оценивается имидж предприятия (высокий, средний, низкий).

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И «ЦЕПОЧКА ЦЕННОСТЕЙ»

 

Стратегический анализ издержек на основе «цепочки ценностей» направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его конкурентных преимуществ. Анализ «цепочки ценностей» исходит из предположения о том, что основнойI экономической целью предприятия является создание стоимости, превышающей реальные издержки производства.

Ш М. Портер ввел понятия «ценность товара» и «цепочка ценностей». Стоимость товара в понимании Портера — это сумма, которую потребители согласны уплатить за товар или услуги, предоставляемые им производителем. Традиционное понятие стоимости как общественно необходимых затрат труда на производство единицы продукции в этом случае не действует.

«Цепочка ценностей» дает представление о стратегически связанных видах деятельности предприятия и позволяет проследить процесс создания стоимости. В «цепочке ценностей» деятельность предприятия подразделяется на два типа:

основная — связанная с производством товара, его продажей и послепродажным обслуживанием; вспомогательная — обеспечивающая основные процессы. Каждый из видов деятельности может способствовать снижению затрат и созданию базы для дифференциации продукции и услуг. Для достижения конкурентных преимуществ «цепочку ценностей» следует рассматривать как систему деятельности с характерными для нее связями. Связи внутри цепочки определяют способы взаимного воздействия отдельных видов деятельности друг на друга и в значительной степени влияют на их эффективность. Поэтому они могут служить дополнительным источником преимуществ предприятия.

 

 

 

 


Заключение

Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду организации, необходимо  сделать основные выводы по данной теме.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности  они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

 От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации,  без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Таким образом, главное, что необходимо усвоить – то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.

Список литературы

 

1. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2008.

2. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарика, 2009.

3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций, М.:ИНФРА-М, 2009.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 2-е изд. — М.: Финпресс, 2009.

5. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий. – СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2009.

6. Клиланд У. Стратегическое планирование в организациях. — М., 2008.

7. Кнорринг В.И. "Теория, практика и искусство управления". Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М.: НОРМА-ИНФРА, 2010.

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия