Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:14, доклад
По мнению американских историков менеджмента, Анри Файоль (1841—1925) является наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления в пер-вой половине XX в. По окончании лицея и горной школы он поступил на службу в круп-ную горную и металлургическую компанию «Комментри-Фуршамболь-Деказвилъ» («Комамболь») и проработал там с 1860 по 1918 г. Вначале Файоль интересовался ис-ключительно проблемами
Анри
Файоль.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
По мнению американских историков менеджмента,
Анри Файоль (1841—1925) является наиболее
значительной фигурой, которую Европа
дала науке управления в пер-вой половине
XX в. По окончании лицея и горной школы
он поступил на службу в круп-ную горную
и металлургическую компанию «Комментри-Фуршамболь-
В 1888 г. он принял руководство компанией,
находившейся на грани банкротства, и
за тридцать лет сделал ее одним из самых
процветающих предприятий Франции. Обобщая
свои многолетние наблюдения, Файоль создал
«теорию администрации». Его первая статья
на эту тему вышла в 1900 г., а книга «Общее
и промышленное управле-ние» — в 1916 г.
Задержка с публикацией книги, происшедшая
из-за событий первой мировой вой-ны, привела
к тому, что французы в массе своей увлеклись
распространившейся в ту по-ру теорией
Тэйлора и поначалу проигнорировали идеи
своего соотечественника. Впро-чем, вскоре
они воздали им должное: образцовая организация
и процветание «Комамбо-ля», вклад компании
в общенациональные усилия в годы мировой
войны — все это не-минуемо привлекло
внимание к трудам Файоля. Сам Файоль неоднократно
подчерки-вал, что никакого противоречия
между его теорией и теорией Тэйлора нет,
просто они рассматривают разные уровни
организации производства: Тэйлор — цеховое
управле-ние, он же — высшее административное.
Выйдя в 1918 г. в отставку, Файоль возглавил
созданный им Центр администра-тивных
исследований (впоследствии объединившийся
с его согласия с французской ор-ганизацией
последователей Тэйлора). Он доказывал,
что открытые им принципы управ-ления
применимы не только в экономике, но и
в правительственных службах и учреж-дениях,
в армии и на флоте, т. е. носят универсальный
характер. Одним из крупнейших заказов,
выполненных Центром стало исследование
организации работы почтово-телеграфного
ведомства. Этой и другим проблемам реформы
государственного управ-ления, общественных
учреждений и системы образования посвящен
ряд работ Файоля. Кстати, он первым поставил
проблему организованного обучения менеджменту.
Слава, признание и богатство — все это
было у Файоля. Он был удостоен звания
офицера ордена Почетного легиона, других
государственных наград и научных званий.
Однако меньше всего в нем наблюдалось
желание воздвигнуть прижизненный памятник
самому себе. Он прожил долгую жизнь и
умел ей радоваться: был общительным, под-вижным
человеком, много занимался с внуками
и правнуками, неустанно пропаганди-ровал
свою теорию и даже в последний год жизни
не прекращал исследований — на сей раз
организации работы французской табачной
промышленности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ
Все операции, какие только встречаются
в предприятиях, можно разбить на шесть
следующих групп:
1. Технические операции (производство,
выделка и обработка).
2. Коммерческие операции (покупка, продажа
и обмен).
3. Финансовые операции (привлечение средств
и распоряжение ими).
4. Страховые операции (страхование и охрана
имущества и лиц).
5. Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция,
учет, статистика и т. д.).
6. Административные операции (предвидение,
организация, распорядительство, координирование
и контроль).
Каким бы ни было предприятие: простым
или сложным, небольшим или круп-ным, эти
шесть групп операций, или существенные
функции, мы встречаем в нем все-гда.
Первые пять групп хорошо известны; достаточно
будет нескольких слов, чтобы разграничить
их соответственные области. На административной
же группе нам придет-ся остановиться
подробнее.
ОБЩИЕ
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
Органом и инструментом административной
функции служат лишь образования социального
порядка. В то время как прочие функции
оперируют материалом и маши-нами, административная
функция воздействует только на персонал.
Здоровье и хорошее функционирование
социального образования зависят от из-вестного
числа условий, которые почти безразлично
обозначаются то именем принци-пов, то
— законов или правил. Я предпочитаю термин
принципы, не связывая, однако, с ним идеи
суровой строгости. В административном
начале нет ничего негибкого и абсо-лютного;
все в нем вопрос меры. Почти никогда не
приходится применять один и тот же принцип
в тождественных условиях: надо учитывать
различные и меняющиеся обстоя-тельства,
различие и смену людей и много других
переменных элементов.
Стало быть, принципы должны быть гибки
и применимы при всяких запросах. Надо
уметь ими оперировать. Это трудное искусство,
требующее вдумчивости, опыта, решительности
и чувства меры.
Чувство меры — производное такта и опыта
— одно из важнейших качеств адми-нистратора.
Число принципов управления неограниченно.
Всякое правило, всякое админист-ративное
средство, укрепляющее социальное образование
или облегчающее его отправ-ления, занимает
свое место среди принципов, во всяком
случае на все то время, пока опыт утверждает
его в этом высоком звании. Изменение положения
вещей может по-влечь за собой изменение
правил, вызванных к жизни этим положением.
Я подвергну дальше обзору некоторые из
принципов управления, которые мне чаще
всего приходилось применять, а именно:
1. Разделение труда.
2. Власть.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства (командования).
5. Единство руководства.
6. Подчинение частных интересов общему.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Иерархия.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Постоянство состава персонала.
13. Инициатива.
14. Единение персонала.
128