Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать систему антикризисного управления предприятием.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
1. раскрыть понятие, виды и признаки кризиса предприятия;
2. определить сущность и задачи антикризисного управления;
3. раскрыть принципы антикризисного управления предприятием;
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы антикризисного управления предприя-тием………………………………………………………………….5
1.1 Понятие кризиса. Его виды и признаки…………………………………...5
1.2 Причины возникновения кризиса на предприятии………………………10
1.3 Проблематика антикризисного управления………………………………12
1.4 Сущность антикризисного управления……………………………………13
1.5 Эффективность антикризисного управления……………………………..15
Глава II. Типы антикризисных процессов и варианты действий в кри-зисных ситуациях…………………………………………………………20
2.1 Особенности антикризисных процедур……………………………………20
2.2 Антикризисная программа………………………………………………….22
2.3 Инвестиционная политика………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Курсовая работа
По дисциплине «Основы менеджмента»
на тему:
«
Антикризисное управление
на предприятии »
Работу выполнила: студентка 2 курса гр. СВХМ
Москва 2010
Введение…………………………………………………………
Глава
I. Теоретические
основы антикризисного
управления предприятием………………………………………………
Глава
II. Типы антикризисных
процессов и варианты
действий в кризисных
ситуациях………………………………………………………
2.1 Особенности
антикризисных процедур……………………
2.2 Антикризисная
программа………………………………………………….
2.3 Инвестиционная политика………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложения
Введение
Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления - это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса. Некоторые из авторов рассматривают антикризисное управление с точки зрения проблем финансов на микроуровне, другие же пытаются рассмотреть комплекс проблем связанных не только с кризисом отдельного предприятия, но кризисом в государственных финансах, в экономике целом.
Тема курсовой работы является актуальной, т.к. реформирование экономической жизни нашей страны сделало актуальной проблему управления в условиях кризисной ситуации. Рыночная форма хозяйствования сопровождается разными формами нестабильности, которые изменяются под воздействием внешних факторов (например, изменение рыночной конъюнктуры, изменение курса национальной валюты и т.п.), и влечет за собой внутриорганизационные изменения (неплатежеспособность, сокращение объемов производства, сокращение персонала и т.д.). В тех случаях, когда предприятие неспособно осуществить финансовое обеспечение своей деятельности и расплатиться по своим обязательствам, состояние его может расцениваться как кризисное, при котором наступление банкротства представляется весьма вероятным. Выход из такого состояния требует разработки и осуществления системы антикризисных мер управления.
Цель курсовой работы – охарактеризовать систему антикризисного управления предприятием.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении сформулирована основная цель и поставлены задачи работы, доказана актуальность выбранной темы.
В первой главе были исследованы теоретические основы антикризисного управления предприятием.
Во
второй главе были исследованы типы
антикризисных процессов и
В заключении
подведены основные итоги исследования.
Глава I. Теоретические основы антикризисного управления предприятием.
1.1
Понятие кризиса. Его
виды и признаки.
Слово "кризис" происходит от греческого слова "crisis", которое означает "приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации".
В микроэкономике используется понятие "кризис предприятия". В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.
Кризис
- это период нестабильности или такого
состояния бизнеса, когда надвигаются
серьезные перемены. Причем результат
этих перемен может быть как крайне неблагоприятный,
так и положительный.
Каждый, кто может предсказывать или планировать
кризис в своем бизнесе априори имеет
гораздо более высокие шансы на успех,
чем тот, кто позволяет кризисам застигнуть
себя врасплох.
Понятие
"кризис предприятия / кризис на предприятии"
описывает в современной
Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса (см. рис.1)
Кризисы в деятельности конкретного предприятия могут совпадать и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят от него, но могут иметь и свой цикл. Интенсивные, масштабные экономические явления могут лишь незначительно влиять на экономическую ситуацию предприятия, и наоборот незначительные сдвиги могут вызывать существенные и даже критические для фирмы экономические последствия. Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления.
Рис.1. "Начало, переломный пункт
и конец кризиса на
Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение которого оно наступает, зависит от целого ряда факторов:
Кризисы возникают при наличии, по крайней мере, двух условий: во-первых, факторы, вызывающие организационный кризис, должны воздействовать на всю организацию как целостную систему; во-вторых, доминирующее в организации мировоззрение оказывается не способным правильно отразить причинно-следственные отношения, порождающие угрозу кризиса, или создает защитных механизм, препятствующий осознанию истинных причин кризиса.
Можно выделить общие признаки кризиса:
Обычно причины кризиса подразделяют на:
Что позволяет классифицировать кризисы на управляемые, частично управляемые, неуправляемые.
Специфичной
причиной возникновения кризиса
можно назвать «кризис-
Перед началом повышательной волны каждого цикла, или в ее начале, наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Необходимость таких изменений порождается тем обстоятельством, что в период кризиса эффективность оздоровления конкретной организации в значительной степени зависит от макроэкономической ситуации, а в условиях оживления – от качества управления на микроуровне.
Виды кризисов.
Кризисы
можно классифицировать по различным
критериям.
Возможно использовать следующую классификацию: