Антикризисный менеджмент: понятия и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:51, реферат

Описание

Понятие и функции антикризисного менеджмента. Сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Факторы возникновения кризисных ситуаций на предприятии, предпосылки банкротства.

Работа состоит из  1 файл

Антикризисный менеджмент.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

Антикризисный менеджмент: понятия  и инструменты

     Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими  экономистами, как деятельность, необходимая  для преодоления состояния, угрожающего  существованию предприятия, при  котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации. При этом, по мнению некоторых исследователей, происходит перенос всего внимания на сиюминутные, краткосрочные проблемы, одновременно связанные с проведением жестких и быстрых решающих мероприятий. Другие авторы определяют антикризисный менеджмент, как создание инструментов, которые позволяют сообщить о приближающемся переломном пункте и разработать новый курс развития.

     Понятие антикризисного менеджмента включает в себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все задачи по разработке и проведению мероприятий, которые ведут к  ослаблению, преодолению и т.д. кризисного процесса, и во-вторых, это профилактика и терапия кризиса. Подобное определение обусловливает задачи руководства и характеризует действия в рамках острого кризиса как реактивный антикризисный менеджмент и задачи профилактики кризисов как превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент или антиципативный (опережающий) антикризисный менеджмент.

     Реактивный  антикризисный менеджмент можно  охарактеризовать как планирование и внедрение основанных на небольшом  количестве критериев мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного состояния.

     В противоположность этому антиципативный антикризисный менеджмент имеет  дело с общими целями, которые могут  быть сформулированы только на более  высокой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий. Антиципативные отношения понимаются как долгосрочные задачи менеджмента, которые могут охватывать все области предприятия.

     Под концепцией преодоления кризиса  понимается системное представление  всех процессов управления, результатом которых является запланированные и впоследствии реализованные мероприятия по преодолению кризиса.

     Антикризисное управление фирмой начинается с момента  выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: “Что делать?” На всех последующих  этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном “улавливании” сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного статуса. Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количественный и качественный анализ сигналов об угрозе приближения кризисного состояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рисков, так называемый SWOT-анализ (Strength - сила; Weakness - слабость; Opportunity - возможности; Threat - угрозы).

     Целью этого анализа является выявление  совокупного влияния на конкурентный статус фирмы сильных и слабых сторон фирмы по отношению к внешней  среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со стороны внешней среды. Назовем их факторами состояния фирмы.

     В процессе анализа необходимо определить каналы связей, возникающие между  агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами состояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельности, банкротства) фирмы, - с другой. Именно по этим каналам поступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы, вначале слабые, по мере накопления информации постепенно усиливаются, позволяя руководству фирмы заблаговременно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.

     При этом исходят из существа процесса возникновения кризисного состояния, представляющего собой одну из разновидностей экономического механизма.

     Под экономическим механизмом принято  понимают цепь последовательных взаимосвязанных  экономических явлений. Механизм возникновения  кризисного состояния “запускается” субъектами, инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает завершающее явление — кризисное состояние.

     В качестве исходных выступают многочисленные и разнообразные по характеру  и силе первоначального импульса экономические явления, которые  инициируются агентами как внешней, так и внутренней среды.

     Глубина кризисного состояния и продолжительность  периода, в течение которого оно  наступает, зависит от:

  • соотношения количества и силы исходных экономических явлений;
  • числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;
  • интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;
  • соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору состояния фирмы;
  • значимости каждого фактора состояния фирмы конкретно для данной        фирмы и данной отрасли национальной экономики.

     Существо  механизма возникновения кризисного состояния наводит на мысль о  том, что каждое последующее экономическое  явление в цепочке, образуемой тем  или иным каналом связи, дает, как  правило, сигнал большей силы и той  же направленности, что и предыдущее. Тем не менее, такая простая зависимость вряд ли отражает существенно более сложные и противоречивые процессы, происходящие в реальной жизни. Поэтому необходимо постоянное слежение за цепочкой, инициированной тем или иным исходным экономическим явлением, что позволит своевременно обнаружить характер воздействия исходного явления на завершающее.

     Сложность состоит также во взаимной зависимости  промежуточных экономических явлений, принадлежащих не только цепочке  от данного исходного явления к завершающему, но и цепочкам, инициируемым другими исходными явлениями.

     Целью антикризисного управления является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию.

     Сочетание стратегии и тактики антикризисного управления.

     Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций. Поэтому одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса.

     Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние  производственной системы. Однако времени  для коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.

     В системе антикризисного менеджмента  особое значение приобретает подсистема контроля и раннего обнаружения  признаков предстоящей кризисной  ситуации.

     Ранние  признаки банкротства, которые выявляются непосредственно:

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменения в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятия.

2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качество представления финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

     а) задержки с предоставлением отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае, и то и другое может говорить специалисту о неэффективности финансового управления;

     б) резкие изменения в структуре  баланса и отчета о финансовых результатах.

     Нежелательными  являются резкие изменения любых  статей баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызывать:

  • резкое уменьшение денег на счетах (кстати, и увеличение денег может   свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);
  • увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом    запасов готовой продукции);
  • старение дебиторских счетов;
  • разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженности;
  • увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной       неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;
  • увеличение кредиторской задолженности (резкое снижение при наличии       денег на счетах также свидетельствует о снижении объемов                                          деятельности);
  • снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое    увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может    наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если  последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат;  
  • кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе  продукции перед ликвидацией предприятия;
  • уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных    (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

      Настораживающими  признаками являются также внеочередные проверки    

предприятия, ограничение коммерческой деятельности предприятия органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д. Банкротство  проходит три отделимые друг от друга  стадии.

      На  первой стадии происходит скрытое (особенно, если не налажен специальный управленческий учет) снижение цены предприятия. На этой стадии руководство часто прибегает к косметическим мерам. Например, продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заемный капитал, продавая часть активов с тем, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

     На  второй стадии начинаются трудности  с наличностью. Руководители склонны  уже к авантюрным способам зарабатывания  денег, а иногда к мошенничеству.

     Если  не принимаются меры, то банкротство  становится юридически очевидным. Предприятие  не может своевременно оплачивать долги.

     Существуют  некоторые типичные приемы, которые  срабатывают в большинстве случаев.

     Принимаются, во-первых, экстренные, «пожарные» меры:

  • смена руководства, если банкротство произошло по внутренним причинам;
  • изменение организационной структуры предприятия, сокращение аппарата управления, централизация контрольно-плановых функций;
  • установление жесткого контроля затрат;
  • изменение культуры работы (переподготовка персонала, психологическая переориентация);
  • сокращение номенклатуры продукции и услуг;
  • усиленный маркетинг.

     Одновременно  разрабатывают стратегические меры. В большинстве случаев это  последовательный отказ от прежнего профиля предприятия.

     Факторы обеспечивающие быстрое реагирование на рост спроса:

1. Обеспеченность соответствующими нематериальными активами — патентами, лицензиями, правами на владение и использование.

2. Наличие кадров с соответствующей квалификацией и опытом работы.

3. Накопленный банк данных о рынке, конкурентах, новых технологиях.

4. Наличие и владение новыми технологиями принятия решений и т.д.

Информация о работе Антикризисный менеджмент: понятия и инструменты