Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание

Необходимым условием успешного развития производительных сил и одновременно результатом этого процесса является, как известно, постоянный рост уровня их обобществления. Действие данного общего экономического закона ведет к непрерывной и все увеличивающейся концентрации и централизации капитала, монополизации производства. Масштабы указанного явления красноречиво характеризуют следующие цифры: в Великобритании, например, одна компания производит свыше 90% продукции черной металлургии и две - 75% компьютеров; во Франции два концерна контролируют почти 100% выпуска автомобилей, а два других - 70% выплавки стали; в Японии пять компаний практически монополизировали все производство ЭВМ; в Италии одна компания производит более 90% автомобилей, а другая - 94% чугуна.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Экономическое понятие монополии ………………………………………….4
2. Монопольная цена и ценовая дискриминация ………………………………6
3. Виды и типы монополии ……………………………………………………10
4. Формы монополистических объединений ………………………………….13
5. Развитие монополий в России ……………………………………………….16
6. Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности
монополий …………………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы ……………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Монополия Асе.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

В 1909-13гг. быстро развивалось  капиталистическое производство. В  первую очередь развитие капитализма  обнаружилось в промышленности, в  банковско-кредитной системе.

В России в 80-х годах XIX века наблюдались процессы концентрации производства, монополизации, они стали  особенно быстрыми в начале XX века, в частности в связи мирового экономического кризиса 1900-1903гг., который  сильно затронул Россию.

Принято выделять следующие  этапы процесса монополизации в  экономике России:

1. 1880-90е годы. Возникают  первые монополистические объединения  в виде картелей и синдикатов. Они ориентируются на раздел  рынков сбыта и сырья. К этому  сводится главное содержание их монополистической деятельности. Считается, что к 1900г. в стране было около 30 картелей и синдикатов. Для этого периода характерна недолговечность этих монополистических объединений.

2. 1900-1908гг. Возникают крупные  синдикаты, устанавливается господство монополистических структур в важнейших сферах экономики. Именно в это время синдикаты серьезно поднимают цены на производимую продукцию. Возникают банковские монополии.

3. Промышленный подъем 1909-13гг. Создание групп синдикатов, которые боролись за сферы влияния, появление концернов и трестов, хотя они часто оставались под вывеской синдикатов, формирование финансового капитала, который является промышленным капиталом, слившимся с банковским капиталом.

4. I мировая война (1914-17гг). Сращивание финансового капитала с государственным аппаратом. В марксистской литературе это называют появлением государственно-монополистического капитализма. Наиболее крупные первые монополистические объединения: Синдикат гвоздильных и проволочных заводов (1886г.), синдикат сахарозаводчиков (1887г.). На втором этапе можно выделить: Картель паровозостроительных заводов (1901г.), “Общество трубопродажи” (1902г.) синдикат “Медь”, “Продаруд” (продажа руды), в 1908г. - Лодзенский хлопчатобумажный синдикат. К третьему этапу относятся: 1909г. - Российское Общество Пароходства и Торговля, которое занималось торговыми перевозками по Азовскому и Черному морям. В 1909г. - синдикаты “Платина” и “Проволока”. В 1912г. - синдикаты “Электропровод” и Русская генеральная нефтяная корпорация со штаб-квартирой в Лондоне. В 1913г. - “Табачный трест”.

Считается, что Россия по уровню монополизации экономики  занимала одно из первых мест в мире. Известно, что в 1914г. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек  было занято 56,5% всей промышленной силы России. К числу высококонцентрированных относились отрасли тяжелой промышленности, а также легкой. В текстильной промышленности на предприятиях с числом рабочих свыше 1000 человек было занято свыше 80% всей рабочей силы этой отрасли.

Это имело и серьезные социальные последствия. Поскольку сосредоточение на небольшом количестве крупных предприятий огромного количества рабочих, получавших низкую заработную плату и живших в плохих условиях, создавало блестящие условия для революционной пропаганды, для подготовки к революции, чем активно пользовались левые силы. Некоторые монополистические объединения были весьма могущественными. Например, синдикат “Продамет” одно время концентрировал в своих руках до 90% продажи металлоизделий в России.

Концентрации производства и формированию монополистических структур способствовали различные органы и Советы съездов. Например, Совет съездов фабрикантов сельхозмашин и орудий, совет съездов бакинских нефтепромышленников и др.

Политика монополий  в России была довольно типичной, но у нас она имела преимущественно отрицательные стороны и последствия. Т.е. монополии в принципе противились возникновению новых предприятий. Например, синдикат “Продамет” за все время своего существования не построил ни одного нового машиностроительного завода, зато были закрыты некоторые действовавшие заводы в целях недопущения падения цен.

В период деятельности монополий  в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей  промышленности цена пуда сырой нефти  возросла с 6 до 38 копеек, а производство нефти упало. Многие монополии принимали меры по уменьшению производства рельсов и т.д. Этот топливный и металлический долг, возникший в стране в годы I мировой войны (1914-17гг.) был в большой степени связан с монополистической деятельностью.

Процессы концентрации и монополизации шли и в банковской сфере. Банковская система в России возглавлялась Государственным банком, который был создан в 1860г. Он был крупнейшим коммерческим банком, который занимался активным кредитованием промышленности и торговли в России.

Важнейшим звеном банковской системы дореволюционной России являлись частные коммерческие банки. Считается, что в 1913г. в России было 50 частных акционерных коммерческих банков. По некоторым данным, в 1914г. было 47 частных коммерческих банков и 743 их отделения по стране.

В банковской сфере шли  процессы концентрации крупных банков. Например, в 1899г. целый ряд петербургских  частных банков объединились с Государственным  банком, в 1901-04гг. сформировался Азовско-Донской  банк, в 1908г. образовался Соединенный банк. Важным событием стало образование в 1910г. Русско-Азиатского банка, который возник в результате слияния Русско- Китайского и Северного банков.

Самые крупные коммерческие банки:

1. Русско-Азиатский банк (первое место по величине активов). На его долю приходилось 13% всех банковских активов коммерческих банков в стране.

2. Петербургский международный  банк (10% активов).

3. Русский внешнеторговый  банк (9% активов).

4. Азовско-Донской банк (8% активов).

Концентрация банковского  капитала в России была выше чем в других капиталистических странах. В 1914г. на долю 12 крупнейших банков, сосредоточенных в Петербурге, приходилось 80% всех банковских активов.

Следующим звеном в дореволюционной  банковской системе России были городские  банки. В 1913г. их было больше 300.

Следующее звено - общества взаимного кредита. Их было больше 1000 в 1913г. По некоторым данным на долю Государственного банка в 1913г. приходилось 16% от общей  суммы вложений в народное хозяйство. На долю акционерных банков приходилось 68%, а на долю обществ взаимного кредита 12% и на городские банки - 4% вложений.

После 1905г. в стране стала  быстро развиваться кредитная кооперация. В 1912г. был создан центральный кооперативный  банк, который назывался Московский народный банк.

В России формировалась  на базе слияния промышленного и  банковского капитала финансовая олигархия, возникали финансово-олигархические группы. Особенности финансовой олигархии  в России: - финансовая олигархия  в России часто была финансовой олигархией иностранного капитала.

В годы I мировой войны  в России появились элементы государственного монополистического капитализма, т.е. государственное регулирование  снабжения предприятий, государственное  регулирование цен, распределение  рабочей силы, создание государственных учетно-распределительных органов. Конечно, в целом ряде отношений Россия отставала от передовых стран мира. Некоторые факторы: - производство чугуна на душу населения (в 1913г. в США на душу населения выплавлялось 326кг. чугуна, а в России в 10 раз меньше); - оснащенность технически передовыми средствами производства (от США Россия отставала в 10 раз, от Германии в 5 раз, от Англии в 4 раза); - сохранение значительных феодальных пережитков (помещичье феодальное или полуфеодальное землевладение и община - сословная неполноправность крестьянства);

В годы войны Россия оказалась  слабым звеном среди остальных государств, и все это создало благоприятные  условия для социалистической революции.17

Разрушение рынков монополистами  не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству.

При изучении того или  иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем  фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую  конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации. Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.

В XX веке в России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную   экономическую   самостоятельность,   остро   встала   проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии.

Российские монополии  не являются естественными. Централизация  в настоящее время, выражается в  создании концернов и ассоциаций, только для того, чтобы обеспечить "спокойное" существование. Стратегия отечественных монополий направлена на расширение группы товаров неэластичного спроса. Если спрос на товар сохраняет прямую и перекрестную эластичность по цене и доходу, то возможность манипулирования ценами существенно ограничена и наоборот. Монопольные структуры не готовы к открытой и честной конкуренции. Они продолжают по-прежнему надеются на поддержку государства, хотя и возобладала преимущественно иная тенденция, неслучайно Россия старается обеспечить максимально возможную открытость национального рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  И

    РЕГУЛИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ

 

Поскольку чистые монополии  встречаются крайне редко, то в обыденном  сознании и в печати закрепилось отождествление монополии с крупной олигополистической фирмой. Имеются в виду крупные компании, имеющие высокую долю продаж на отраслевом рынке, значительные размеры финансовых активов и прибылей. Хотя абсолютные и относительные показатели совпадают далеко не всегда, совершенно очевидно, что они взаимосвязаны, и обыденное сознание фиксирует эту связь.

Ряд обстоятельств говорит  в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Все это при прочих равных снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала XX в., будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции - внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту "легче жить", чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по "легкому пути", поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. "Большой бизнес" неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.

Если в условиях совершенной  конкуренции Р = МС, то у монополии, как правило, Р > МС. Отсюда, по мнению большинства экономистов, неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами.

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.18

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана - нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда  были приняты закон Клейтона и  закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уиллера-Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана (JHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 - высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий