1. Сущность
и принципы банковского менеджмента.
Существует множество
определений банковского менеджмента.
Одни специалисты под банковским
менеджментом понимают управление КБ,
другие делают акцент на управлении финансами
(финансовый менеджмент) и управлении персоналом (кадровый менеджмент). Третьи
рассматривают банковский менеджмент
как управление финансовыми фондами, но
на самом деле банки, являясь посредниками,
управляют финансовыми потоками. Если
рассматривать системно в банковском
менеджменте, то под ним следует понимать
достижении целей и поставленных задач
в результате эффективного использования
всех ресурсов. Т.о., БМ - это совокупность
принимаемых упр.решений посредством
планирования, организации, руководства
и контроля за банковской деятельностью
для достижения поставленных целей на
основе эффективного использования его
ресурсов.
Принципы:
- Системообразующий принцип, характеризующий банковскую деятельность как деятельность, аккумулирующих огромное кол-во разл.хоз.связей, вступающий во взаимоотношения с огромным кол-вом рын. и нерын.субъектов, поэтому кризисные явления в банк.сфере как правило влекут за собой негативные последствия в экономике и соц.сфере;
- Товарный: необходимо учитывать специфику банк.продуктов, представляющих собой услуги. Эта специфика предполагает, что услуга неосязаема, в связи с чем она несохраняема и из-за чего трудно поддерживать стабильность качества предоставляемой услуги, так как она оказывается преимущественно персоналом и требует принятия обоснованных решений по повышению профессионализма персонала и др.;
- Финансовый: осн.предметом управления явл. денежные потоки, а не ден.фонды (как в пр-ве). Предметом повышенного внимания явл. рост оборотов как пассивных, так и активных;
- Посреднический: КБ явл.посредниками особого типа, так как банк одновременно явл. и кредитором, и заемщиком;
- Из-за того, что банки оперируют заемными и привлеченными средствами и явл.при этом посредниками особого типа, следует руководствоваться также принципом отнесения банк.бизнеса к сфере высокорисковых отраслей.
2. Концепции
банковского менеджмента, их особенности.
В теории менеджмента
различают две основных концепции
управления: классическая (административная)
концепция и открытая (адаптационная)
концепция.
Основные положения первой –
административной – концепции управления
сформулировал еще в 20-ые годы ХХ столетия
ее основатель Г.Файоль, а именно:
- факторы внутренней среды (собственно
ресурсы организации) играют главную
роль и оказывают решающее
воздействие на эффективность,
результативность деятельности организации,
нежели факторы внешней среды;
- главные менеджерские усилия
должны быть направлены на
рациональную организацию внутренних
технологических процессов, на
снижение затрат, на эффективное
использование всех ресурсов;
- управление организацией выстраивается
в виде закрытой системы, которая слабо
реагирует или почти не реагирует на изменения
внешней среды.
Теория открытой (адаптационной)
концепции управления организацией,
в классическом ее понимании, сложилась
в 70 – 80-ые годы ХХ столетия и включает в себя следующие основные положения:
- усложнение внешней
среды приводит к существенному
росту воздействия внешних факторов
на деятельность организации,
и по силе оказываемого ими
воздействия на итоговые результаты,
они становятся, по крайней мере,
паритетными с внутренними факторами;
- главные менеджерские
усилия должны быть направлены
на создание гибкого механизма управления внутренними
технологическими процессами, оперативно
реагирующего на изменения внешней среды,
внешних ситуаций (ситуационный подход
в управлении);
- управление организацией
выстраивается в виде открытой
системы, которая активно улавливает
изменения факторов внешней среды,
под воздействием которых преобразуется
внутренняя среда.
Концепции БМ
В Классической теории менеджмента
применительно ко всем сферам бизнеса выделяют
две концепции управления:
1. Административная (классическая) - наиболее приоритетными
и значимыми явл.внутренний фактор и наиболее
эффективным считается управление КБ,
когда оно нацелено на повышение эффективности
использования внутренних ресурсов. При
опр.игнорировании изменений и влияния
факторов внешней среды. Такого рода концепция
лежит в основе выстраивания закрытой
упр.системы, жесткого регулирования на
всех уровнях управления.
2. Адаптационная - основана на том, что для управленцев
наиболее приоритетными в принятии упр.решений
являются учет влияния факторов внешней
среды по направлениям и силе из действий.
Обычно лежит в основе гибкой и открытой
системы управления, быстро реагирующей
на такого рода изменения.
3. Базовые теории
банковского менеджмента.
Теории:
- "Эффективного портфеля"
(Марковиц): любые упр.решения банка должны быть ориентированы на оптимизацию разл.портфелей банк.услуг (фондовый, кредитный и др.) на основании соотношений двух осн.характеристик-доходности и рисков;
- "Теория агентских отношений": разрешение конфликтов интересов между тремя группами лиц-собственниками, менеджерами и кредиторами банков.
Банковский менеджмент
использует ряд базовых теорий, в
т.ч.:
- Теорию портфелей Марковица – следует оптимизировать в одном направлении реализуемой операции. В банковском менеджменте эта теория очень сильно и часто используется при формировании кредитного, депозитного, валютного, фондового и т.д. портфелей
- Теория агентский отношений – существует конфликт интересов трех участников банковской деятельности, а именно:
- акционеров, интерес которых заключается в росте стоимости компаний и получение максимально возможных дивидендов
- менеджеры (топ-менеджеры), интерес которых прежде всего ориентирован в росте зарплаты и карьеры
- кредиторы (клиенты банка), которые прежде всего заинтересованы в надежности банка