Бэла Сырлыбаева, старший научный сотрудник КИСИ при президенте РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:43, реферат

Описание

Анализ современных тенденций развития глобального энергетического рынка позволяет сделать вывод об увеличении удельного веса газа и, соответственно, его значимости в мировом топливно-энергетическом балансе (ТЭБ). Экспертами прогнозируется, что к середине XXI века доля газа в совокупном ТЭБ может составить 50%, при текущем среднемировом значении данного показателя – порядка 30%. Данный тренд объясняется тем, что газ дешевле нефти и является менее дефицитным ресурсом.

Работа состоит из  1 файл

сжиг.doc

— 46.00 Кб (Скачать документ)


10 Июнь 2010

Бэла Сырлыбаева, старший научный сотрудник КИСИ при президенте РК

 

 

Анализ современных тенденций развития глобального энергетического рынка позволяет сделать вывод об увеличении удельного веса газа и, соответственно, его значимости в мировом топливно-энергетическом балансе (ТЭБ). Экспертами прогнозируется, что к середине XXI века доля газа в совокупном ТЭБ может составить 50%, при текущем среднемировом значении данного показателя – порядка 30%. Данный тренд объясняется тем, что газ дешевле нефти и является менее дефицитным ресурсом. Он значительно экологичней: при обычном сжигании газа выделяется вдвое меньше СО2 на единицу энергии по сравнению с сжиганием аналогичных объемов угля и нефти. «Газовое» топливо гораздо меньше, чем «нефтяное», содержит серы, азота и других опасных соединений.

 

Многие специалисты называют газ «основным топливом будущего». Скорее всего, он станет тем «компромиссным» видом энергоисточника, способным удовлетворить как разумные требования защитников окружающей среды, так и обеспечить глобальное экономическое развитие на длительную перспективу.

 

В структуре потребления первичных энергетических ресурсов Казахстана доля газа занимает сегодня лишь около 12%. Эта ситуация не может считаться приемлемой, учитывая величину газовых запасов страны и колоссальный экономический и экологический эффект от использования данного вида топлива. Поэтому Казахстану следует уделить приоритетное внимание развитию газовой отрасли экономики.

 

Утвержденные государственной комиссией по запасам резервы газа в Казахстане составляют 3,7 трлн. м3, что позволяет включить республику в первую десятку по данному показателю среди стран мира. При этом перспективные и прогнозные ресурсы оцениваются в 6-8 трлн. м3. Только по месторождению Кашаган – 969 млрд. м3. Основная часть ресурсов газа сосредоточена в крупных разрабатываемых или подготовленных к разработке месторождениях: нефтяных – Тенгиз, Кашаган, Королевское (Атырауская область) – и газоконденсатных – Карачаганак (Западно-Казахстанская область), Жанажол, Урихтау (Актюбинская область) и других. Помимо перечисленных регионов, добыча газа ведется также в Кызылординской и Мангистауской областях.

 

Однако сдерживающим фактором освоения газовых ресурсов РК является то, что основная часть разведанных запасов газа Казахстана сосредоточена на нефтяных и газоконденсатных месторождениях. То есть добыча газа ведется попутно с добычей нефти и конденсата. Свободный газ содержат не более двух десятков месторождений. Поэтому до последнего времени добыча газа являлась сопутствующей деятельностью нефтедобывающих компаний. По сложившейся практике, добываемый попутно с нефтью газ сжигался на месте добычи или закачивался обратно в скважины для увеличения нефтеотдачи месторождений. Для нефтяных компаний подобные технологии были выгоднее, чем очистка и производство товарного газа или конечных продуктов его переработки. В итоге показатели реальных запасов газа в стране можно признать заниженными по сравнению с величиной заявленных запасов.

 

Также объективным ограничением добычи является сложность извлечения газовых ресурсов. Практически все прогнозируемые ресурсы располагаются в подсолевых отложениях Прикаспийской впадины и характеризуются трудностью извлечения из-за больших глубин, многокомпонентностью состава и повышенным содержанием сероводородных соединений. В то же время месторождения с небольшими глубинами и без содержания сернистых соединений располагают сравнительно небольшими запасами газа, имеющими больше локальное значение для газификации ограниченных территорий.

 

Таким образом, несмотря на значительные объемы запасов газа в стране, его добыча сопряжена с определенными трудностями. Это негативно сказывается на объемах потребления и масштабах газификации регионов республики, которые на данный момент остаются на крайне низком уровне.

 

На сегодняшний день из 14 областей Казахстана частично газифицировано только 9. Магистральные газопроводы, проходящие по казахстанской территории, являются частью бывшей советской газопроводной системы и ориентированы на транзит газа из центральноазиатских республик в Россию. Они технологически не связаны между собой, что не позволяет использовать их для перекачки добываемого дешевого газа с запада Казахстана, где сосредоточено 98% газовых ресурсов, в южные и северные области. Поэтому сильна зависимость от импорта российского газа для потребителей северных областей и от поставок узбекского газа – для южных областей и города Алматы.

 

Такую ситуацию, угрожающую экономической безопасности, а также гарантированному газообеспечению густонаселенных регионов страны, правительство планирует решить посредством строительства внутреннего газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент. Он позволит транспортировать газ из западных регионов Казахстана в южные, тем самым снизив зависимость от поставок узбекского газа.

 

Широко распространенная практика сжигания и выброса в атмосферу попутного нефтяного газа (ПНГ) привела к существенному ухудшению экологической обстановки в районах добычи. Вместе с тем попутный нефтяной газ, представляя собой смесь газов и парообразных углеводородов, является ценнейшим сырьем для нефтегазохимической промышленности.

 

Из-за несовершенства законодательства до 2007 года около 3 млрд. м3 попутного газа ежегодно сжигалось в факелах и списывалось в качестве технологических потерь, нанося значительный экологический ущерб. В атмосферу выбрасывались десятки тысяч тонн вредных веществ, но недропользователи предпочитали платить многомиллионные экологические штрафы.

 

В 2004 году парламент Казахстана принял поправки к Закону о нефти, предусматривающие запрет на разработку нефтяных месторождений без полной утилизации попутного газа. Однако из-за невозможности быстрого выполнения требований законодательства действие поправки неоднократно откладывалось. Последняя озвученная дата окончательного запрета – 2011 год.

 

Невыполнимость требований правительства специалистам была очевидна с самого начала. Запрет на сжигание ПНГ вводился без учета существующей практики, при которой факельное сжигание попутного газа было частью технологического процесса и происходило фактически на всех месторождениях.

 

Данная ситуация вполне объяснима. Эффективная утилизация ПНГ, которая может осуществляться в трех направлениях: энергетическом (выработке электроэнергии, теплоснабжении бытовых и промышленных объектов); нефтехимическом (производстве каучуков, пластмасс, компонентов высокооктановых бензинов) и технологическом (обратной закачке в пласт для повышения нефтеотдачи, что по сути означает консервацию), крайне капиталоемка и дорогостояща. Для ее выполнения необходимы сети внутренних газопроводов, установки по подготовке и очистке газа от вредных примесей, компрессорные станции и т.д. Затраты на их строительство, учитывая географию нефте– и газодобычи Казахстана, могут удвоить стоимость обустройства месторождения и, соответственно, себестоимость топлива. Далеко не все компании в состоянии обеспечить финансирование подобных проектов. Кроме того, геологические характеристики некоторых нефтяных месторождений не позволяют реализовать проекты по утилизации попутного газа из-за его слабого притока.

 

В результате жесткие требования закона, предусматривающие крупные штрафы, а также расторжение ранее заключенных контрактов на недропользование привели к падению темпов роста нефтедобычи, но не способствовали решению проблемы утилизации года.

 

Опыт других стран показывает, что на создание законодательной базы, разработку новых технологий и привлечение инвестиций для их внедрения требуется не один год. Правительству пришлось, смягчив требования, обязать компании разработать программы по утилизации газа с указанием сроков их реализации.

 

По официальным данным, на сегодняшний день всеми нефтедобытчиками Казахстана подобные программы уже разработаны, часть из них реализуется. Объемы сжигания ПНГ снизились с 3 до примерно 1,8 млрд. м3 ежегодно после 2007 г.

 

Однако исполнение заявленных программ осложняют условия кризисного и посткризисного развития мировой экономики, при которых экологические соображения зачастую уступают место экономическим.

 

В этой связи настораживают заявления некоторых экологов о том, что вопреки данным правительства и самих компаний за последние три года объемы сжигания газа в Казахстане увеличились. Этот вывод подтверждают и исследования экспертов Национальной океанической и атмосферной администрации США, которые присвоили Казахстану пятое место в мире по объемам факельного сжигания попутного газа (после России, Нигерии, Ирана и Ирака).

 

Безусловно, Казахстан должен как можно быстрее выйти из данного, отнюдь не почетного списка. Для этого необходимо пересмотреть принципы «принуждения» компаний к коммерческой утилизации газа, то есть использовать методы не только «кнута», но и «пряника». Под этим подразумевается предоставление на правительственном уровне разнообразных налоговых, таможенных и прочих преференций добросовестным недропользователям, прямое участие государства в проектах переработки, придание попутному газу приоритетного статуса среди других видов энергии.

 

Ныне казахстанская политика стимулирования использования попутного газа сводится к штрафам за его сжигание и ограничению прав на нефтедобычу. Однако его утилизация – это системная проблема всей страны, а не только отдельных нефтедобывающих компаний, и потому решить ее лишь усилением административного давления и контроля невозможно.

 

Совместная с правительством реализация проектов по утилизации ПНГ позволит обеспечить стабильность баланса добычи и использования газовых ресурсов, улучшить экологическую обстановку и заложить основу для разрешения многих энергетических проблем в добывающих регионах (освещение и отопление помещений, опреснение воды и др.).

 

Комплексное освоение углеводородной продукции, строительство газовых электростанций и других производств существенно увеличит отдачу от нефтегазового сектора и позволит постепенно отойти от «монополизма» угольной электроэнергетики.

 

Рациональное использование углеводородного сырья будет способствовать сохранению природного баланса, снижению себестоимости нефти и газа, созданию дополнительных источников газоснабжения населения и промышленных предприятий, снижению энергодефицита на внутреннем рынке и сокращению импорта. При этом республика получит значительные инвестиции, новые рабочие места, передовое оборудование и технологии.

 

Осуществление «газовых» проектов внесет заметный вклад в развитие химической промышленности, приведет к росту налоговых поступлений в бюджет страны, позволит продолжить курс на диверсификацию структуры национальной экономики, укрепление энергетической безопасности и устойчивое развитие Казахстана.

 

С решением проблем утилизации добываемого попутного газа, как сдерживающего фактора роста добычи и экспорта нефти, сфера производства, переработки и реализации газа должна и может стать одной из базовых отраслей казахстанской экономики.



Информация о работе Бэла Сырлыбаева, старший научный сотрудник КИСИ при президенте РК