Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:11, курсовая работа
Целью данной работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, бюджетов зарубежных стран и на его основе выработка механизма их увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:
Рассмотреть сущность и содержание бюджета, его роль в решении социально-экономических задач страны;
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и содержание бюджета, его значимость в реализации социально-экономической политики страны ………………………………….
1.2 Состав и классификация доходов бюджета. Налоги как основа доходной части бюджета………………………………………………………..15
2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ……………………………………….33
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………… 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ4
В зависимости от характера распоряжения и назначения налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным относятся налоги и сборы, закрепленные на длительный срок в качестве доходного источника бюджета определенного уровня. Например, за республиканским бюджетом Республики Беларусь закреплены следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль, чрезвычайный налог и т.д.
Регулирующие налоги - это республиканские налоги, используемые ежегодно в виде нормативов отчислений для сбалансирования бюджетов различных уровней. В качестве регулирующих налогов используются налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, акцизы на автомобильное топливо.
В зависимости от вида плательщиков, налоги подразделяются на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и др., а вторую - от физических лиц. Первая группа налогов и сборов существенно преобладает в доходах бюджета. С ростом доходов населения доля поступлений в бюджет Республики Беларусь от физических лиц имеет тенденцию к увеличению.
Государственные пошлины, поступающие в бюджет Республики Беларусь, можно условно подразделить на следующие виды:
а) государственные пошлины за совершение услуг (нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.);
б) государственные пошлины за предоставление особых прав (права на рыбную ловлю, на охоту и т.п.);
в) регистрационные пошлины (за выдачу лицензий, авторских свидетельств и т.д.);
г) таможенные пошлины (в случаях совершения экспортно-импортных операций).
Согласно закону Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, областным, Минскому городскому Советам депутатов, Советам депутатов базового уровня предоставляется право на введение в соответствующих регионах местных налогов и сборов.
В соответствии со значимостью (удельным весом) налогов в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, рассмотрим основные из них. В частности, дадим экономическую характеристику следующих налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, акцизов, налога на доходы, чрезвычайного налога и налога на недвижимость.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость относится к разряду налогов на потребление и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции, работ и услуг. Он определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и реализации.
Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются:
а)обороты по реализации товаров, работ и услуг на территории Республики Беларусь (за исключением оборотов, освобождаемых от налогообложения);
б)обороты по реализации товаров, работ и услуг за пределы Республики Беларусь;
в)товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь).
В состав добавленной стоимости входят следующие элементы цены: заработная плата, отчисления на социальные нужды, прибыль и амортизация.
В мировой практике наибольшее распространение получил метод исчисления налога на добавленную стоимость, основанный на зачете ранее внесенных в бюджет сумм. В соответствии с ним, налог взимается на каждой стадии только с той части стоимости товара, работы или услуги, которая добавляется предприятием к стоимости закупленных им сырья, материалов, комплектующих и т.д. Налог, подлежащий внесению в бюджет, исчисляется как разница между суммами налога, полученными от потребителей за реализованные им товары, работы, услуги и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Подоходный налог с физических лиц.
Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан». Плательщиками подоходного налога являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь. Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной или натуральной форме, а также в виде материальных и социальных благ, предоставленных им за счет средств предприятий и предпринимателей в течение календарного года. Ставки подоходного налога дифференцированы в зависимости от величины облагаемого дохода в пределах от 9 процентов до 30 процентов.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль представляет собой часть прибыли предприятия, которая в строго установленном порядке изымается в бюджет.
Объектом обложения налогом на прибыль является балансовая прибыль, из которой вычитается прибыль, полученная от дивидендов и приравненных к ним доходов (после вычета из нее налога на доходы), налог на недвижимость и прибыль, не облагаемая налогом (льготируемая).
В состав балансовой прибыли включаются:
прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
прибыль от реализации иных ценностей, включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги;
доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг без налога на добавленную стоимость, акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевых сборов на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда и затратами на производство и реализацию, предусмотренными. Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг.
Прибыль от реализации основных фондов или иного имущества предприятия определяется как разница между ценой реализации за вычетом НДС и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их ежегодной переоценки.
По налогу на прибыль действует система льгот, представляющих собой полное или частичное освобождение от уплаты налога.
Рассчитывается налог на прибыль нарастающим итогом с начала года по ставке 24 процента и уплачивается ежемесячно.
Акцизы.
Акцизы относятся к группе косвенных налогов, которыми облагается ограниченный перечень товаров, работ, услуг не первой необходимости. Посредством регулирования ставок акцизов государство воздействует на производство, импорт, потребление отдельных товаров и обеспечивает более семи процентов поступлений доходов в бюджет Республики Беларусь.
Ставки акцизов устанавливаются в виде твердых сумм налога на единицу товара или в виде процентов к стоимости товаров в отпускных ценах (адвалорные ставки). Соответственно при применении твердых ставок объектом налогообложения является объем товаров в натуральном выражении, а при адвалорных ставках - стоимость товаров.
Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:
а) по произведенным подакцизным товарам;
б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.
Объектом обложения акцизами товаров при их ввозе на территорию республики служит таможенная стоимость с учетом сумм таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление.
При дальнейшей реализации подакцизных товаров суммы акцизов, подлежащие перечислению, уменьшаются на величину налога, уплаченного при их ввозе пропорционально объему реализации.
Суммы акцизов, подлежащие уплате по товарам, происходящим и ввозимым с территории стран СНГ, уменьшаются на суммы акцизов, фактически уплаченные в стране их происхождения в размере не более сумм акцизов, подлежащих уплате в Республике Беларусь (на условиях взаимности с конкретной страной).
Налог на доходы.
Налог на доходы представляет собой налог, взимаемый с доходов субъектов хозяйствования от особых видов деятельности. К ним относятся доходы от проведения лотерей, доходы, полученные предприятиями от принадлежащих им акций, облигаций, других ценных бумаг и депозитов, доходы от массовых концертно-зрелищных мероприятий, доходы от видеопоказа, эксплуатации игровых автоматов с денежными выигрышами и др.
Объектом обложения налогом на доходы являются доходы от определенного вида деятельности, дивиденды и приравненные к ним доходы и др. К дивидендам для целей налогообложения приравниваются доходы от соглашений (долговых обязательств), предусматривающих участие в прибылях. Не относятся к объекту налогообложения доходы от облигаций, векселей, депозитных сертификатов.
Налог исчисляется по ставкам к облагаемому доходу. Размер ставок дифференцирован в зависимости от полученного вида деятельности.
Чрезвычайный налог.
Чрезвычайный налог введен для финансирования мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Плательщиками в бюджет чрезвычайного налога являются все юридические лица, включая иностранные, их филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, расчетный (текущий) или иной счет и др. Объектом обложения налогом является фонд заработной платы, состав которого определяется Советом Министров Республики Беларусь. Исчисление чрезвычайного налога осуществляется от фонда заработной платы персонала как основной, так и не основной деятельности предприятия, включая весь персонал подсобных производств, а также выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Начисление налога производится от всех видов заработной платы, без вычета из нее налогов, других удержаний согласно действующему законодательству. Перечисление средств в бюджет предприятиями осуществляется ежемесячно. Уплата чрезвычайного налога производится единым платежом с обязательными отчислениями в государственный фонд содействия занятости.
Налог на недвижимость.
Плательщиками налога на недвижимость являются юридические и физические лица. Налог на недвижимость юридическими лицами уплачивается из прибыли. Объектом обложения налогом на недвижимость служит стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, а также стоимость незавершенного строительства, кроме объектов, строящихся хозяйственным способом, объектов жилищного строительства, а также объектов и строек, финансируемых из бюджета.
Налог по арендованным основным производственным и непроизводственным фондам уплачивается арендодателями или арендаторами. Сумма налога на недвижимость исчисляется плательщиками на каждый предстоящий квартал по установленной ставке к остаточной стоимости производственных и непроизводственных основных фондов, стоимости незавершенного строительства.
Исчисление налога на незавершенное строительство начинается по истечении срока окончания строительства, определенного в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиПом), и осуществляется до окончания строительства. [11, c.15-23]
В заключение главы отметим, что увеличение доходной части бюджета Республики Беларусь является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу. В этой связи повышение эффективности народнохозяйственного комплекса страны и как следствие этого - рост объемов производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке, совершенствование бюджетно-налоговой политики и, в частности, сокращение количества налогов и установление оптимальных значений их ставок в конечном итоге приведут к расширению налогооблагаемой базы, росту собираемости налогов и сборов, наполняемости бюджета республики.
2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Бюджетно-налоговая политика государства - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетно-налоговой политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Это было обусловлено тем, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени, тем самым затрудняя процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.
Кроме того, процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами и др. потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.