Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 09:44, реферат
Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент).
Большая и малая
социальные группы не просто
различаются по количеству
К
малым относят разнообразные социальные
объединения людей с небольшим и конечным
числом участников, которые в той или иной
форме включены в существующую систему
общественного производства и контроля
(к формальному определению малой группы
мы обратимся чуть ниже).
Малые группы
- это рабочие коллективы, научные
лаборатории, учебные
К большим группам
относят значительные по числу
участников и изменяющиеся
К первому относятся
этносы, классы, профессиональные группы.
Их отличает длительность существования,
закономерность возникновения и
развития с точки зрения социальной
истории.
Ко второму
относятся публика, толпа,
Классификация малых
социальных групп
Малые группы подразделяются
на формальные и неформальные. Формальные
группы объединены официальными целями
и имеют регламентированную структуру,
необходимую для достижения этих целей.
Неформальные группы не имеют формально
установленной структуры. Взаимодействие
членов неформальной группы стихийно,
оно определяется их личными отношениями,
общностью системы ценностей. Однако и
в ней существует внутригрупповая иерархия.
Референтная (от лат. referentis - сообщающий), или эталонная группа - группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен - на нормы ему известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.
Различные группы могут
быть референтными в различных отношениях.
Подросток может высоко ценить нормы поведения
своих товарищей и родителей. Многие поступки
человека в микросреде объясняются его
стремлением к самоутверждению референтной
группе.
Социально
положительная группа оказывает
мощное воздействие на социально-психологическое
развитие индивида. Включаясь в эти группы
уже с рождения, ребенок черпает в них
все необходимые ему компоненты социального
опыта, человеческой культуры. В социальных
группах реализуются различные способности
индивида. В них он узнает цену себе, осознает
свои сильные и слабые стороны. В социально
положительных неформальных группах лидерами
становятся глубоко уважаемые, умные и
высоконравственные личности, заботящиеся
не о личной власти, а о развитии группы,
обеспечивающие ей успех в межгрупповом
отборе
Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией). \
Асоциальная
же общность может оказать роковое воздействие
на судьбу личности, не прошедшей горнило
социализации. Особенно опасны для формирующейся
личности случайные, ситуативно возникающие
асоциальные общности. В такой общности
индивид деиндивидуализируется, обезличивается.
Вступая на путь бездумного послушания
криминализированному лидеру, личность
сходит с пути социального развития, попадает
в ловушку примитивных зависимостей и
обязанностей, ее формирование начинает
осуществляться по эталонам эрзацкультуры.
оллектив – это группа
людей, связанных устойчивой, совместной
и общественно полезной деятельностью,
которая предполагает наличие единых
целей, организации и управления.
Важнейшим звеном общественной
структуры являются трудовые или
производственные коллективы. Чтобы
производить материальные и духовные
ценности, люди вступают в определенные
связи и отношения, и только в
рамках этих связей существует производство.
Трудовой коллектив
– это организационно оформленная
группа работников, созданная для
реализации комплекса производственных
целей.
Важнейшей характеристикой
трудового коллектива является единство
целей его деятельности, которые
вытекают из общественных потребностей
и интересов. Поэтому трудовой коллектив
– это не только социальная категория,
но одновременно и средство достижения
целей.
Если цели ясны и
понятны членам трудового коллектива
и становятся стремлением каждого
его члена, то они сплачивают трудовой
коллектив.
Разумеется, что общность
целей не устраняет некоторых
разногласий среди членов трудового
коллектива, так как люди различаются
уровнем образования, жизненным
опытом, особенностями характера
и другими индивидуальными
Центральным звеном
в фирме является первичный трудовой
коллектив: бригада, участок, цех, бюро,
отдел и т.д. Ему выделяются определенные
материально-технические
. Социально-экономические
факторы формирования
Понятие
сплоченности трудового коллектива
Трудовой
коллектив является важнейшим мотиватором
труда, фактором поддержки индивидуальных
усилий и воодушевления ра╜ботников, мощной стимулирующей
и творческой средой, в которой раскрываются
индивидуальные способности работников.
Эффектив╜ность
совместной трудовой деятельности во
многом определяется уровнем сплоченности
производственного коллектива.
Сплоченность
характеризуется
Внутриколлективная
сплоченность является важнейшей интегративной
характеристикой коллектива, свидетельствующей
об уровне его социального развития. Значение
внутриколлективной сплоченно╜сти в последнее десятилетие
резко возросло под воздействием услож╜нения
содержания труда, повышения уровня образования
и запросов работников. Многие организации
развивают групповую сплоченность с помощью
распространения автономных самоуправляющихся
групп, базирующихся на интенсивных коммуникациях.
Такие группы само╜стоятельно определяют,
кто, когда и какие задачи выполняет, сами
за╜дают
ритм трудовой деятельности.
Процесс
сплочения трудового коллектива
≈ это формирование и поддержание
единства интересов, ценностей, поведения
всех его чле╜нов в ходе трудовой деятельности.
Для определения уровня сплочен╜ности
трудового коллектива применяются следующие
показатели: групповые индексы социометрического
статуса и эмоциональной эк╜спансии, коэффициенты оценки
межличностных отношений в кол╜лективе, коэффициенты фактической
и потенциальной текучести, число случаев
абсентеизма (прогулы, опоздания на работу
и другие нарушения трудовой дисциплины),
количество конфликтов и трудо╜вых споров.════
═════════════════════════
Факторы
формирования сплоченного трудового
коллектива
На
формирование сплоченного трудового
коллектива влияют сле╜дующие факторы: организационно-технические,
экономические, со╜циально-организационные
и психологические.
Действие
организационно-технических
Экономические
факторы сплоченности связаны с
согласованием материальных, имущественных,
экономических интересов
К социально-организационным
факторам сплоченности относят╜ся
особенности коммуникаций в трудовом
коллективе, его социаль╜но-психологический климат,
личность и стиль руководства. Задача
си╜стемы
коммуникаций состоит в доведении общественных
целей, зада╜ний, норм и других зна 828d36ii
95;имых сведений до работника, что позволяет
приобщить каждого члена коллектива к
общеорганизационным цен╜ностям. Интенсивные коммуникации
являются необходимым услови╜ем любой совместной деятельности,
средством повышения идентифи╜кации работников с коллективом.
В условиях дефицита информации появляются
слухи, домыслы, сплетни.
сс
Психологическим
фактором сплочения коллектива является
со╜вместимость
его членов, под которой понимается наиболее
благопри╜ятное
сочетание свойств работников, обеспечивающее
эффективность совместной деятельности
и личную удовлетворенность каждого. Со╜вместимость
проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемо╜сти,
сочувствии, сопереживании членов коллектива
друг другу.
Существует
два вида совместимости: психофизиологическая
и психологическая. Психофизиологическая
совместимость связана с
Следовательно, внутриколлективная сплоченность зависит от та╜ких параметров, как пол, возраст, уровень образования, длительность пребывания в организации, общность социальных ценностных ориен╜тации, система групповых коммуникаций, личность и стиль поведения руководителя. Как показывает простое перечисление условий и факто╜ров групповой сплоченности, ее формирование представляет собой достаточно сложную задачу, зависящую от многих переменных. Од╜ним из важнейших направлений формирования групповой сплочен╜ности является подбор и отбор работников в трудовой коллектив.аааа