Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:37, доклад
Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида, или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Каждый из названных блоков имеет свою цель первого уровня, основное содержание которой можно кратко выразить следующим образом.
Цели и функции системы управления персоналом
Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида, или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Каждый из названных блоков имеет свою цель первого уровня, основное содержание которой можно кратко выразить следующим образом.
Экономическая цель - получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг; научно-техническая цель -обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии; производственно-коммерческая цель - производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и т.п.); социальная цель - достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.
На рис. 3.4 приведен
упрощенный вариант базового дерева
целей системы управления организацией.
Он ограничен целями, выделенными
по понятийному (аспектному) признаку
декомпозиции (1-й и 2-й уровни), и
одним уровнем целей, выделенным
по факторному признаку (3-й уровень).
Поскольку социальная цель является
основой формирования целевой направленности
системы управления персоналом, структуризация
этого вида целей рассматривается
отдельно и более подробно.
На следующем
уровне целей следует выделить целевое
обеспечение общих функций
Структуризация
социальной цели может рассматриваться
двояко. С одной стороны, она должна
отвечать на вопрос: каковы конкретные
потребности работников, удовлетворения
которых они вправе требовать
у администрации? С другой стороны,
эта же система целей должна отвечать
и на такой вопрос: какие цели
по использованию персонала ставит
перед собой администрация, какие
условия она стремится для
этого создать? Очевидно, эффективность
управления персоналом зависит от того,
в какой степени указанные
группы целей будут совпадать.
С точки зрения администрации, тот же блок целей должен включать целевые задачи и условия для их решения. При внимательном рассмотрении обеих ветвей блока социальных целей (персонала и администрации) можно заметить, что целевые задачи непротиворечивы. Это, в свою очередь, создает объективную основу эффективных взаимоотношений данных субъектов для достижения общих целей. И хотя в качестве главной цели на рис. 3.6 обозначена прибыль организации, отправным моментом в методологии управления персоналом стало осознание того факта, что одним из важнейших условий реализации этой цели является удовлетворение социальных потребностей человека на производстве.
Система целей является основой определения состава функций управления. Первоначальным этапом формирования функций служит выявление их объектов и носителей. Схема взаимосвязи объектов и носителей функций управления персоналом показана.
До недавнего времени понятие «управление» трактовалось как «администрирование», или «линейное руководство». Действительно, большую часть объема работ по управлению кадрами брали на себя линейные руководители подразделений. Само по себе это явление не должно подвергаться критике. Тенденции развития управления персоналом в международной хозяйственной практике говорят как раз о приоритетности передачи большого объема функций по управлению людьми непосредственным руководителям того или иного коллектива. Негативная сторона этого яв-
ления для отечественной
хозяйственной практики состоит в том,
что руководители не получают необходимой
консультативной, методической помощи
и часто выполняют функции, к которым профессионально
не готовы. Это, в свою очередь, ведет к
превалированию автократических (авторитарных)
подходов к формированию стиля и методов
руководства. Неразвитость кадровых служб,
неподготовленность руководителей к управлению
персоналом неизбежно сказываются на
общей управленческой философии и культуре
организации, на общем моральном климате
в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях
руководителей со своими сотрудниками.
Это ведет к неудовлетворенности работников
своим трудом, к сковыванию инициативы
и творческого начала в их работе.
Необходимо отметить,
что в последние годы все большее
число отечественных
робный состав функциональных подсистем системы управления персоналом организации представлен на рис. 2.2 (гл. 2). Ниже в табл. 3.3 показаны в краткой форме важнейшие этапы процесса управления персоналом, сложившиеся в зарубежной практике. При определении круга задач по управлению персоналом зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К основным относятся практически все перечисленные в табл. 3.3. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения. К такого рода задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).
Этапы
процесса управления
персоналом
|
Исходя из вышеперечисленных
задач по этапам, можно сделать
вывод, что важнейшей задачей
службы управления персоналом является
обеспечение соответствия качественных
и количественных характеристик
персонала целям организации.
По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1 , 0 - 1 , 2 % общей численности коллектива. Следует подчеркнуть, что роль и организационный статус службы управления персоналом в западных фирмах во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации и позицией ее руководства.
В развитии функциональных особенностей управления персоналом в зарубежных странах проявляются следующие достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы:
среднических организаций, центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений предприятий, государственных органов, информационных служб и формирование на этой основе единой международной «школы» управления персоналом. Следует отметить, что наличие указанных выше тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности зарубежных фирм.
Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общий мировой процесс.
http://www.persona-nova.ru/
Информация о работе Цели и функции системы управления персоналом