Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация - разделение задач по определенным признакам.
1.2
Централизация и
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
От
масштаба полномочий зависит степень
централизации и
При
отсутствии делегирования полномочий
управление организацией становится слишком
централизованным. Уровень централизации
тем ниже, чем больше решений принимается
непосредственно на рабочих местах,
которые незамедлительно
Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее:
- восприимчивость к новым идеям;
- готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;
- готовность доверять низшему звену управления;
- стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).
Полномочия в системе управления распределяются не всегда равномерно, они могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее "этажах".
Тогда
в первом случае имеет место централизация
управленческих полномочий, а во втором
их децентрализация. При этом нужно
иметь в виду, что все полномочия
не могут быть централизованы или
децентрализованы. Полной централизации
препятствует то, что люди располагают
лимитированными ресурсами
Это
неизбежно приводит к тому, что
централизация в одном
Централизация
и децентрализация управления могут
развиваться как вширь, так и
вглубь. В первом случае речь идет об
увеличении числа подконтрольных данному
субъекту проблем; во втором — об их
более обстоятельной и
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:
Издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться. Размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество горизонтальных связей. В крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения.
Особенности исторического развития и традиции; Характер и мировоззрение высших руководителей; Наличие необходимых кадров; Характер деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий; Динамику бизнеса — чем она выше, тем выше должна быть децентрализованность; Внешние силы в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов.
В условиях существования гигантских предприятий с массовым выпуском однородной продукции тенденция к централизации управления была преобладающей, поскольку условия производства создавали для нее наиболее благоприятную почву и давали возможность реализовывать ее преимущества, заключавшиеся в следующем:
Во-первых, в усилении стратегической направленности управленческого процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации. Во-вторых, в устранении неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии соответствующих затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников). В-третьих, в концентрации процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт.
Однако централизация полномочий имеет свою оборотную сторону: затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается; важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то время как исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены, и те навязываются им в принудительном порядке. В результате решения оказываются не достаточно качественными и неэффективно реализуются на практике.
Таблица 1
Преимущества
централизации и
Преимущества централизации |
1. Централизация
улучшает контроль и |
2. Сильное
централизованное управление |
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. |
Преимущества децентрализации |
1. Управлять
особо крупными организациями
централизованно невозможно из- |
2. Децентрализация
дает право принимать решения
тому руководителю, который ближе
всего стоит к возникшей |
3. Децентрализация
стимулирует инициативу и |
4. Децентрализация
помогает подготовке молодого
руководителя к более высоким
должностям, предоставляя ему возможность
принимать важные решения в
самом начале его карьеры. Это
обеспечивает приток в |
Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации, и наоборот.
Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации.
Среди них можно выделить следующие:
- Величина затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах субъективного свойства);
- Степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;
- Размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые сложно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно
- Философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;
- Наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
- Использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;
-Характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации;
- Влияние внешней среды. Имеются в виду, например, политика правительства в области ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей силы. Эти причины могут уменьшить степень децентрализации управления организацией, но их четкое формулирование может содействовать решению проблемы.