Европейская валютная система, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотреть следующие вопросы: становление и особенности европейской валютной системы и современное состояние и перспективы развития европейской валютной системы.

Содержание

Введение 3
1. Становление и особенности 5
1.1 История становления европейской валютной системы 5
1.2 Особенности европейской валютной системы 13
2. Настоящее и будущее 18
2.1. Современное состояние европейской валютной системы 18
2.2.Перспективы развития европейской валютной системы 23
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Европейская валютная система Перспективы развития.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

     Основными задачами МВФ стали предоставление кредитов в иностранной валюте для  покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, контроль за соблюдением странами-членами  принципов мировой валютной системы  и обеспечение валютного сотрудничества стран. В перспективе предусматривались введение взаимной обратимости валют и постепенная отмена валютных ограничений, для чего требовалось разрешение МВФ.

     На  рынке послевоенных валют решающие политические преимущества в роли резервных (ключевых) валют получили доллар США и фунт стерлингов Великобритании. Ведущее положение США в мировой экономике после окончания войны нашло свое отражение в утверждении долларового стандарта.

     Доллар  – единственная валюта, конвертируемая в золото, – стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов. Доллар фактически стал играть ту же роль, что и золото в валютной системе, основанной на золотомонетном стандарте. США впоследствии использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платежного баланса. Экономическое превосходство США и слабость их конкурентов, выражавшаяся в дефиците платежных балансов, особенно с США, а также в недостатке золотовалютных резервов, вызвали всеобщий спрос на доллары и породили "долларовый голод", что привело к множеству валютных ограничений в большинстве стран.

     Официальные валютные курсы носили искусственный  характер. Неустойчивость экономики, кризисы  платежных балансов и усиление инфляции привели к снижению курсов валют к доллару в результате многочисленных девальваций. В то же время низкие курсы национальных валют стран Западной Европы и Японии были необходимы для поощрения экспорта и восстановления разрушенной войной экономики, в связи с чем Бреттон-Вудская валютная система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Однако накапливались противоречия, ставшие причиной ее кризиса и разрушения. Доллар постепенно утрачивал монопольное положение в валютных отношениях, а марка ФРГ, швейцарский франк и японская иена стали широко использоваться в качестве международного платежного и резервного средства.

     Исчезла, характерная для послевоенных лет, экономическая и валютная зависимость  Западной Европы от США. Сформировались три мировых валютных центра – США, ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или Общий рынок) и Япония. Одновременно произошло огромное увеличение краткосрочной внешней задолженности США в виде долларовых накоплений иностранных банков – "долларовый голод" сменился "долларовым пресыщением".

     В конце 1960-х гг. наступил кризис Бреттон-Вудской  валютной системы, сущность которого заключалась  в противоречии между интернациональным  и глобальным характером международных  экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию.

     Политические  противоречия Бреттон-Вудской мировой  валютной системы проявились в полной мере в 1967 г. Франция, потеряв всякое терпение, пошла на обострение отношений с США, обменяла накопленные 4,704 млрд долларов в США на золото (4,2 тыс. тонн), став вторым после CША государством по размерам накопленных золотых резервов, и ввела собственный свободно конвертируемый золотой франк.

     За  Францией последовала ФРГ, которая ввела золотую марку (на этот раз, прикрывшись спиной Франции и обойдясь без очередной мировой войны в Европе). Все это привело к краху Бреттон-Вудской мировой валютной системы в 1971–1973 гг., так как золотые запасы США подошли к критической нижней точке (14 млрд долларов, что соответствовало 12,5 тыс. тонн золота), и свободный размен долларов на золото был прекращен администрацией Президента США Никсона.

     Кризис  Бреттон-Вудской валютной системы  породил обилие проектов валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Поиски выхода из валютного кризиса велись долго – вначале в академических, а затем в правящих кругах и различных комитетах. Золотодевизный (золотослитковый) стандарт был выгоден Европе, но стал невыгоден США, золотом в слитках было обеспечено на тот момент не более 20% долларов США, находившихся в обращении за рубежом, и США его практически отменили (демонетизировали золото).

     В 1972–1974 гг. "комитет двадцати" МВФ подготовил проект реформы мировой валютной системы. Соглашение стран-членов МВФ, заключенное в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г., и ратифицированное в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы Четвертой мировой валютной системы (Ямайской):

  • вместо золотодевизного стандарта был введен стандарт СДР (стандарт Специальных прав заимствования);
  • юридически завершилась демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото;
  • страны получили право выбора любого режима валютного курса;
  • сохранившемуся в прежнем виде МВФ было вменено усилить межгосударственное валютное регулирование.

     Новая международная расчетная единица  СДР, основанная на корзине основных мировых валют, не смогла стать "настоящими" мировыми деньгами. Этому помешали проблемы, связанные с вопросами ее эмиссии, распределения и обеспечения, методом определения курса и сферы использования. Изначальная ограниченность применения СДР и сложный механизм эмиссии привели к постоянному снижению ее значения и доли в международных расчетах и резервах. Укрепление валютно-экономических позиций стран-членов ЕЭС и Японии привело к постепенному переходу от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе валют пяти ведущих стран мира – доллара США, фунта стерлингов, марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка.

     Введение  плавающих валютных курсов не смогло обеспечить их стабильность, несмотря на большие затраты на валютные интервенции. Этот режим устранил процесс накопления курсовых перекосов, характерный для фиксированных валютных курсов, но не позволил добиться выравнивания платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями "горячих" денег и валютными спекуляциями. Процессы колебания валютных курсов в условиях свободного перемещения капиталов оказались самоусиливающимися.

     Давление  огромной массы денег, используемых для инвестиций (как правило, портфельных) в различные регионы мира, приводило  к "раскачиванию" курсов национальных валют, при котором они сначала резко укреплялись, а затем еще более резко обесценивались, и к краху национальных валютных систем. В таких условиях страны предпочитают вводить режим регулируемого плавающего валютного курса, поддерживая его различными методами валютной политики, иногда довольно жесткими.

     Политические  противоречия Ямайской валютной системы  обусловили серию мировых финансовых кризисов, произошедших после 1976 г. Доллар США находился в объективном  противоречии: с одной стороны, –  это национальная валюта США, но с  другой – это единственная мировая резервная валюта, выполняющая функцию мировых денег. Постепенная эволюция Ямайской валютной системы не отменила объективную необходимость ее дальнейшей реформы, поиска путей стабилизации валютных курсов и совершенствования мирового валютного механизма, который является одним из источников нестабильности мировой и национальной экономики. Наиболее далеко в этом направлении продвинулись страны Западной Европы. 

     1.2. Особенности европейской валютной системы 

     Страны  Европы еще с 1950-х гг. проявляли интерес к собственной валютной интеграции. Так, уже в Римском договоре 1957 г. содержались положения о политике стран, направленной на достижение равновесия общего платежного баланса и поддержание доверия к валютам, о ее координации на основе сотрудничества правительств и центральных банков.

     Первая  попытка создания европейской валютной системы, получила название "План Вернера". В нем были даны рекомендации поэтапного формирования к 1980 г. экономического и валютного союза, предусматривающие:

  • сужение (вплоть до 0) пределов колебаний валютных курсов;
  • введение полной взаимной конвертируемости валют;
  • унификацию валютной политики;
  • согласование экономической, финансовой и кредитно-денежной политики, а в перспективе – создание европейской валюты и объединение центральных банков.

     Несмотря  на некоторые успешные шаги в ходе его реализации, "План Вернера" потерпел провал из-за разногласий в МВФ.

     Вторая  попытка вылилась в создание Европейской  валютной системы (ЕВС), основанной на следующих принципах:

  • введение ЭКЮ (европейской валютной единицы), стоимость которой определялась на основе валютной корзины, включающей валюты 12 стран ЕЭС, взвешенной с учетом параметров как внешней торговли, так и ВВП;
  • использование золота в качестве реальных резервных активов. Был создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов для частичного обеспечения эмиссии экю;
  • введение для осуществления режима валютных курсов совместного плавания валют в форме "европейской валютной змеи" в установленных пределах (2,25% от центрального курса, с августа 1993 г. – 15%);
  • осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютными интервенциями.

     Европейская валютная система рассматривалась  как прелюдия к валютному объединению. Ее тактическая цель – установление более высокого уровня валютной стабильности в сообществе. В стратегическом плане  намечались достижение длительного  и стабильного роста, возврат на новой основе к полной занятости, гармонизация жизненного уровня и смягчение региональных различий в рамках ЕЭС.

     Валютная  система должна была способствовать конвергенции экономического развития и дать новый импульс европейскому объединению. Европейские страны проявили достаточное упорство в реализации идеи объединения Европы, несмотря на большое число неудачных реализаций отдельных пунктов намеченных программ. В июне 1988 г. было принято решение о полной либерализации рынков капитала стран-участниц, а 27 февраля 1992 г. представители 12 европейский стран подписали Маастрихтский договор о Европейском валютном и экономическом союзе. В договоре содержалась программа дальнейших действий, имевшая три основные цели:

  • переход от единого рынка к экономическому и валютному союзу;
  • придание экономической интеграции социальных изменений на базе общей социальной политики;
  • дополнение наднационального интеграционного строительства в рамках институтов сообщества постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней политики, политики безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел в рамках Европейского Союза.

     Экономическое сотрудничество европейских стран  привело к эпохальному событию  – введению единой валюты ЕВРО (EURO). По критериям присоединения к новой валюте 2 мая 1998 года для участия в "зоне евро" Советом ЕС были допущены Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция. Две страны – Великобритания и Швеция – также укладывались в большинство указанных критериев, но отказались войти в "зону евро" в качестве первых ее участников. У Дании возникли конституционные проблемы, а у Греции финансовые показатели не соответствуют необходимым требованиям.

     Критерии  присоединения были довольно жесткими:

  • бюджетный дефицит – не более 3% ВВП (при нарушении этого норматива к государствам-нарушителям применяются санкции);
  • размер государственного долга – не более 60% ВВП;
  • долгосрочные процентные ставки по кредитам не должны превышать двух процентных пунктов над средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;
  • инфляция не – более чем на 1,5 процентного пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;
  • участие в европейской валютной системе без выхода курсов национальной валюты за рамки разрешаемых ей курсовых колебаний в течение последних двух лет.

Информация о работе Европейская валютная система, перспективы развития