Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:16, реферат
Тем не менее, сложилась целая совокупность исходных условий и факторов, которые необходимы для становления самоуправления. Они определяют его характер и отдельные черты, образуют в совокупности движущую силу, формируют тот своеобразный механизм, под воздействием которого происходит функционирование и развитие местного самоуправления
Тем
не менее, сложилась целая совокупность
исходных условий и факторов, которые
необходимы для становления
Влияние многих факторов на развитие местного самоуправления неоднозначно, и рассчитать точно эффект воздействия практически не представляется возможным, так как влияние это зачастую опосредованное, а эффект мультипликативен. При этом влияние каждого из них в отдельности теряет свою однозначность, перестает быть линейным.
Исходные
предпосылки и факторы, необходимые
для становления реального
Для целостного, всестороннего и объективного познания местного самоуправления следует учитывать исторический фактор. Это позволяет, во-первых, рассматривать самоуправление как единый процесс его возникновения, формирования, становления и развития, далекий от монотонности и прямолинейности.
Во-вторых, анализ исторической эволюции дает возможность выделить в общем историческом движении самоуправления ряд качественно отличающихся этапов с весьма неодинаковыми политико-правовыми и социально-экономическими параметрами.
В-третьих, несмотря на то, что общественное развитие в России характеризуется радикальными сменами парадигм (от монархии - к советскому авторитарному и тоталитарному правлению, от тоталитарного - к постсоветскому и современному демократическому правлению), принцип историзма требует оценивать развитие самоуправления на каждом этапе по законам конкретной эпохи, а не по критериям более поздним. Ретроспективный анализ содержания, функционирования системы местного самоуправления позволяет проследить некую преемственность на протяжении многих десятков лет российской истории самоуправления.
В
частности, несмотря на существенное различие
исторических условий проведения реформ
самоуправления в России, можно выявить
общие тенденции в развитии правовых
форм, исполнительно-распорядительной
деятельности, фискальной политики, административно-
В-четвертых,
приемы историко-сравнительного анализа
позволили в архитектонике
Идеологические предпосылки, заключающиеся в овладении идеями самоуправления как управленцами, чиновниками всех уровней, депутатами, должностными лицами, так и самим населением.
За прошедшие 15 лет в российской науке были сформированы теоретические основы местного самоуправления. Однако внутри российской политической элиты до сих пор не сложилось единое мнение относительно значимости местного самоуправления, роли и места его в структуре управления страной. Большинство губернаторов считают МСУ "неприятным элементом" и всеми способами стремятся поставить его под свой контроль.
В ноябре 2006 г. группа депутатов Госдумы во главе с В. Мокрым подготовила поправку к закону о местном самоуправлении в части отмены выборов мэров региональных столиц. Это - типичная попытка урезать муниципальную власть, поставив ее под контроль региональных властей, и достроить, тем самым, пресловутую "вертикаль власти". Вместе с тем, властная вертикаль повисает в воздухе, если опорой ей не будет "горизонталь", сформированная системой местного самоуправления.
Необходима рациональная идеология реформ местного самоуправления - близкая людям, соответствующая образу жизни, культуре, образованию и обычаям народа, материальной и технической базе страны.
Реформы,
которые в очередной раз
В развитии местного самоуправления важную роль играет человеческий фактор, ибо самоуправление как органическая часть общественных отношений тесно связана с менталитетом и опытом людей (религиозным, культурным, социальным, семейным и т.п.), которые отражаются и во властных структурах.
Жители
местного сообщества должны взять на
себя всю ответственность за свою
жизнь, свою жизнедеятельность, должны
непосредственно или через
Именно в пределах муниципальных образований реализуются процессы воспроизводства основных потенциалов жизнедеятельности населения. Преимущественно здесь люди рождаются, учатся, работают, образуют семьи и т.д. Как раз системообразующая роль человеческого фактора обеспечивает целостность муниципального образования.
Именно на уровне повседневности, решая конкретные "малые дела", люди взаимодействуют друг с другом, с местным бизнесом, местной властью. Жители местного сообщества должны почувствовать себя субъектами гражданских отношений. Их субъектность должна распространяться как во взаимоотношениях друг с другом, так и по отношению к властным структурам. В границах муниципальных образований люди учатся пользоваться своими правами и отстаивать в сложных жизненных коллизиях свои интересы. Движущей силой развития муниципалитетов выступают не только новые технологии и новые производства, но и талантливые и креативные люди.
Для формирования местного самоуправления необходимо устоявшееся гражданское общество. Для его становления нужны соответствующие условия:
а) у людей должны сложиться общие интересы;
б) интересы следует не только осознать, но и подкреплять готовностью их осваивать;
в) юридическая и экономическая независимость друг от друга должна позволять людям принимать решения свободно и самостоятельно;
г) требуется равенство прав всех граждан;
д) нужна коллективная воля к самостоятельному и ответственному решению проблем, возникающих перед сообществом.