Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как основного субъекта рыночной экономики, рассмотрение показателей эффективности работы фирмы.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. Определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный цикл, классификацию.
2. Рассмотреть показатели, отражающие эффективности работы фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ, МЕСТО И ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Фирма как субъект современного рыночного хозяйства 4
1.2. Организационно - правовая классификация фирм 7
1.3. Цели деятельности фирмы 13
1.4. Жизненный цикл фирмы 16
2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ
ФИРМЫ 24
2.1. Понятие и показатели эффективности работы фирмы 24
2.2. Факторы повышения эффективности работы фирмы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели.docx

— 82.27 Кб (Скачать документ)

отдельные, ставшие  популярными  нововведения,  а  логически  взаимосвязанный

комплекс.  Системное  решение  в  этой  области  порой  лучше  любых  других

успехов. К примеру, возьмем историю фирмы «IBM». Технология для  этой  фирмы

оказалась менее  важна, чем методы сбыта и продажи. Они  постоянно  продавали

больше, чем их конкуренты, имеющие лучшую технологию,  так  как  знали,  как

лучше объяснить  все клиенту, как помочь ему с  внедрением,  как  привязать  к

себе  клиента  после  покупки.  Фирма  в  данном  случае  чужие   достижения

использует лучше, чем свои. Происходит введение инновации  на  фоне  широкой

палитры предложения. Эта стратегия называется «тактика ловкого второго».

      Слон  в принципе вечен. Современная  наука не знает  объективных   причин

гибели слонов. Переход  таких  фирм  в  худшее  состояние  обусловлено,  как

правило, субъективными  ошибками. При выпуске множества  различных  продуктов

вы не можете во всех областях  быть  первым.  Появляются  отсталые  сектора.

Появляется проблема избыточной  диверсификации.  Любые  инвестиции  в  новое

направление сразу  не  показывают,  успешно  это  вложение  или  нет.  Должно

пройти  определенное  время,  более  того,  нормально,  чтобы  сначала  были

неудачи. Представьте  себе,  в  какую  ловушку  это  затягивает  руководящего

работника фирмы. Часто  опасность  потерять  авторитет  заставляет  скрывать

провалы нового направления.

      В  итоге, фирма - слон превращается  в  неповоротливого  бегемота.  Его

главные признаки: утрата  динамизма,  падение  прибыли  либо  убыточность  и

излишняя диверсификация. Фирма  уже  не  определяет  ситуацию  на  рынке,  а

пассивно реагирует  на  происходящие  изменения.  Фирма  перестает  двигаться

вперед,  а  занимается  спасением   то   одного,   то   другого   убыточного

направления.   Чтобы   ситуацию   исправить,   нужны   хирургические   меры.

Специальная   культура   дезинвестиций   -   избавление   от    неприбыльных

производств. Например, - «Новомосковскбытхим». Это очень сложно и связано  с

социальными проблемами, а, кроме того, не  популярно  у  руководства  фирмы.

Часто сокращаемые  подразделения - это сокращаемые  хорошо  знакомые  люди,  в

результате  чего  возникают  психологические  проблемы.  Такие  меры  принял

Брынцалов на своем предприятии. Он лично автогеном резал установки синтеза,

потому что производство субстанций на тот момент было  крайне  не  выгодным.

На западе эта  процедура  более  цивилизована,  там  существуют  специальные

кризисные  «чудо  -  менеджеры»,  чья  задача  обрубать   отсталые   отрасли

предприятия. Этап ее развития -  специализация  в  узкой  сфере  -  это  уже

"хитрая лиса"

      3) Фирма  - лиса.

      Теперь  рассмотрим  развитие  фирмы,   которая   двинулась   по   пути

специализации. Здесь  и появляется фирма - лиса. Фирма  эта средних  размеров.

Слишком большие  фирмы  работают  на  массового  потребителя,  а  у  слишком

маленьких не хватит сил, чтобы стать специалистом  в какой - то области.

      Преимущества  фирмы - лисы. Во - первых, более высокие  цены и  удельные

прибыли.  Специализированное  производство   ориентировано   на   два   типа

клиентов. Либо если речь идет о каких - то особых  условиях,  либо  если  вы

работаете на особо  богатых людей. Например,  Билл  Клинтон  играет  в  гольф

русской клюшкой  фирмы «TZAR». Клюшки  из  титана  может  делать  только  эта

фирма.

      Часто   специализированная   продукция   является   не   готовой,    а

промежуточной.  Флакон  для  духов.  Такие  товары,   не   являясь   главным

компонентом расходов при производстве продукта, часто  определяют его  имидж.

 

      Второе  преимущество фирмы -  лисы  -  лояльность  потребителя.  Придав

своей  продукции  запоминающиеся,  а   лучше   неповторимые   черты,   фирма

привязывает клиента  к своей марке.

      Третье  преимущество заключается в   том,  что  вы  выходите  на  особую

группу потребителя, которая для  стандартного  продукта  вообще  недоступна.

Классический пример этого типа - контактные линзы. Женщины  иногда  согласны

носить очки, но всегда охотно купят контактные линзы. Последнее,  что  очень

важно для (лисьей) стратегии - специализация защищает  вас  от  конкурентов.

Они должны повторить  ваш ход, что  часто  не  возможно.  С  другой  стороны,

специализированный  продукт рассчитан  на  немногих,  поэтому  он  не  только

трудно копируем, но его еще и не выгодно копировать крупному  производителю.

 

      4. Умирание фирмы (или переход  в новое качество)

      Необходимо  сказать, что в жизненном цикле   фирмы  очень  важное  место

принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка”  или дает  фирме

возможность развиваться  в будущем, или  приводит  к  умиранию  экономической

организации.

      Возможности  развития в  организационном   плане  предоставляются  самые

разнообразные. Это  – слияния  и  поглощения  компаний,  создание  финансово-

монополистических и финансово-промышленных групп.  В  результате  появляется

новая внутрифирменная  структура, отличная от предыдущей. Она  может быть  как

более высокой иерархией (увеличивается  количество  “этажей”  управления  и,

соответственно, затрат  на  координацию),  так  и  более  плоской  (создание

финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

      Не  следует  думать,  что  стадия   отмирания   организации   является

необратимой. Это  связано в первую очередь с  тем, что в данной  фазе  имеется

организационный  прием  (организационная  технология),  спасающий  фирму  от

банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход  в  иное  качество,  но  не

сопровождаемый  увеличением размеров фирмы и  ее  бизнеса  (этот  тезис  очень

важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы  в  его  четвертой  фазе,

которая связана  либо с позитивным развитием фирмы, либо - с негативным).

      Речь  идет  о  реструктуризации  компаний,  оказавшихся  в   кризисном

состоянии.  В  результате  сильных  и  направленных  действий  фирмы   могут

пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических  субъектов,  но

достигается  это  большой  ценой  (уменьшение  размеров  бизнеса   компаний,

болезненная структурная  перестройка, сокращение персонала, жесткая  экономия

на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности  и

суверенитета и  проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже  ничто

не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по  крайней  мере,

в качестве самостоятельного участника рынка.

      Таким  образом, если фирма работает  успешно, то  происходит  переход   в

новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если  деятельность

неуспешна - то  переход  в  фазу  отмирания.  В  финансовом  цикле  успешная

деятельность –  это реализация  нового  инвестиционного  проекта  (укрупнение

масштабов бизнеса), неудачная  деятельность  -  прямой  путь  в  направлении

банкротства компании.

 

 

 

          2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ  РАБОТЫ ФИРМЫ

 

 

 

            2.1. Понятие и показатели эффективности  работы фирмы

 

 

 

      Целью  деятельности любой фирмы является  выпуск определенной  продукции

(выполнение работ,  оказание услуг)  установленного  объема  и  качества,  в

определенные сроки. Но  при  установлении  масштабов  производства  следует

исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей  и

данной продукции, но и в необходимости учитывать  достижение  максимального

уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы  фирмы  следует,

прежде   всего,   посредством   определения   экономической   эффективности

производимой продукции. [5]

      В  настоящее время фирмы находятся  в  сложном  положении.  Это   вызвано

различными причинами,  среди  которых  можно  выделить  следующие:  проблемы

инфляции;  проблемы  будущих  цен  на   ресурсы;   платежеспособный   спрос;

отсутствие  реальной  программы  выхода   экономики   страны   из   кризиса;

отсутствие  практического  опыта   формирования   инвестиционной   политики;

недостаточность проработки методических вопросов  разработки  инвестиционных

программ; сложность  поиска  источников  финансирования  и  другие.  В  этих

условиях особую важность приобретает формирование  продуманной  и  тщательно

разработанной производственно-хозяйственной  политики фирмы, рассчитанной  на

долговременную  перспективу. Политика фирмы должна строиться  от  будущего  к

настоящему, а не наоборот. Сказанное  следует  понимать  так,  что  фирма  в

первую очередь  определяет уровень развития, которого  она  хочет  достигнуть

через определенный период, и  то,  каким  образом  она  будет  пытаться  это

сделать.

      Проведение  экономической  реформы,  рост  промышленного  производства,

повышение его эффективности, научно-технический прогресс  обеспечивается  в

процессе осуществления  капитальных вложений.

      Высокая  эффективность производства  является  необходимой  и  решающей

предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.

      Эффективность   производства  относится  к   числу  ключевых   категорий

рыночной экономики, которая непосредственно связана  с достижением  конечной

цели развития производства в целом и каждой фирмы в  отдельности.

      Повышение  экономической эффективности —  одна  из  центральных  проблем

экономики. Для успешного  решения многообразных экономических  и  социальных

задач  нет  другого  пути,  кроме  резкого  повышения  эффективности  всего

общественного производства.

      В  чем же сущность экономической  эффективности  и  чем   обусловливается

особая ее значимость для экономики страны?

      Сущность   экономической   эффективности    производства    трактуется

большинством  экономистов  как   достижение   максимальных   результатов   в

интересах общества при минимально возможных  затратах.  Поэтому  определение

экономической   эффективности   производства    должно    базироваться    на

сопоставлении результата  производства  с  совокупными  затратами  живого  и

прошлого труда, обусловившими данный результат.

      Производство  продукции невозможно без затрат  овеществленного и  живого

труда. Всегда и  везде, в любой сфере хозяйства, для производства  продукции

необходимы как  единовременные, так и текущие  затраты.  При  этом  величина

затрат зависит  от множества обстоятельств и  факторов. Каждый вид  продукции

может быть произведен из различных видов  сырья  и  материалов,  с  помощью

различных технических  средств, на предприятиях, различающихся  по  размерам,

профилю, структуре, при различных формах организации  труда и производства.

      Очевидно, что при выборе путей и способов  удовлетворения  потребностей

в необходимой продукции  — народнохозяйственных и  индивидуальных  —  следует

исходить из наименьших затрат общественного труда на ее  производство,  т.е.

допиваться, чтобы  эти  затраты  производились  с  наибольшей  экономической

эффективностью.

      Особый  интерес в любой  экономической   ситуации  вызывает  соотношение

между  затратами  и  результатами  деятельности   организации.   Объективная

необходимость  всемерной  экономии  общественного   труда   определяется   в

значительной мере тем, что общественные потребности  в каждый данный  отрезок

времени превышают  имеющиеся в распоряжении общества ресурсы —  материальные,

трудовые,   финансовые.   Отсюда   и   вытекает    сущность    экономической

эффективности, заключающаяся  в необходимости при данных ресурсах,  путем  их

всемерной  экономии  обеспечивать  в  наибольшей   степени   увеличивающиеся

общественные потребности..

      Решение  этой проблемы сдерживается тем,  что  должного  распространения

не получила методика экономического анализа, которая бы позволила  наиболее

полно и правильно  исследовать влияние НТП на эффективность  производства,  а

также разнонаправленных  изменений в эффективности  использования  трудовых,

материальных и  финансовых ресурсов на обобщающие  показатели  экономической

эффективности производства.

      Особая  значимость проблемы эффективности   производства  предопределяет

необходимость  правильно  учитывать  и  анализировать  уровень  и  масштабы

эффективности  всех  средств  и   элементов   производства.   Эффективность

производства всегда выражает отношение эффекта к  затратам,  осуществленным

на его получение.  Это  означает,  что  определение  эффективности  требует

применения методов  количественного анализа и  измерения,  что  предполагает

установление критерия экономической эффективности.

      Экономическая  эффективность в конечно  итоге   выражается  в  повышении

производительности  труда. Следовательно, уровень  производительности  труда

Информация о работе Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы