Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:31, доклад
В настоящее время в России при формировании финансовых средств организации культуры и искусства используют метод бюджетного финансирования. Решающую роль в распределении денежных средств, таким образом, играют государственные органы и органы местного самоуправления.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России при формировании финансовых средств организации культуры и искусства используют метод бюджетного финансирования. Решающую роль в распределении денежных средств, таким образом, играют государственные органы и органы местного самоуправления.
История показывает, что такой метод имеет свои отрицательные стороны, ибо известно, что “кто платит, тот и заказывает музыку” . Отсюда, есть опасность стать орудием достижения внекультурных, государственных целей, которые, к сожалению, далеко не всегда являются высокохудожественными. Примером может служить тоталитарная Россия 20-х — 30-х годов, когда пропаганда идеологии была признана первой и единственной целью организации культуры.
В
демократическом государстве
Опыт
показывает, что организациям культуры
необходимо иметь некий иной, негосударственный,
источник формирования финансовых средств,
чтобы меньше зависеть от неустойчивого
положения экономики России, её политической
нестабильности. Это не значит, что
надо вовсе отказаться от бюджетного
финансирования. Такая поддержка
пойдёт организациям культуры только
на пользу. Но надо иметь побочный “карман”
, откуда можно было бы при необходимости
черпать средства, тем более, что
Постановлением Правительства РФ №609
от 26 июня 1995 года утверждено Положение
“Об основах хозяйственной
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФАНДРЕЙЗИНГОВЫЕ КАМПАНИИ
Область фандрейзинга — абсолютно новая для нашей культуры — развита в США более, чем в какой-либо другой стране мира. Это объясняется тем, что культура и искусство в Америке всегда получали ничтожные субсидии от государства, и, таким образом, чтобы выжить, должны были выискивать иные источники финансирования. Государство способствовало таким методам, создавая необходимые условия, вырабатывая изощрённую систему льгот и поощрений вкладчикам, будь то коммерческие структуры, фонды или частные лица. Постепенно, поиск субсидий или денежных средств — фандрейзинг — вырос в отдельную профессиональную управленческую область.
В России в настоящие время не существует ни специалистов в этой области, ни самой области фандрейзинга в его прямом значении. Однако, подготовка менеджеров и продюсеров организаций культуры и искусства включает в себя некоторые основные моменты деятельности по привлечению финансовых средств. Это очень важно, поскольку в современных условиях культура страны зачастую лишается существующих ранее гарантированных субсидий со стороны государства.
При
поиске и привлечении финансовых
средств для организаций
Из вышеизложенного видно, что поле деятельности по привлечению финансовых средств достаточно обширно.
Существует ряд потенциальных источников формирования финансовых средств организаций культуры. Наиболее мощный из них — коммерческий сектор .
Бизнес
вкладывает средства в культуру не
только по альтруистическим мотивам, —
ему это выгодно. Предпринимательский
успех фирмы, её прибыль не в последнюю
очередь зависит от её известности
и успеха в обществе. Пожертвования
в сферу культуры и искусства
дают прекрасную возможность получить
признание и успех. Кроме того,
государство разработало
Таким образом, становится ясно, что необходима более гибкая, утончённая система льгот при налогообложении. В настоящее же время организации культуры всячески стараются получить гарантированные государством ассигнования, что открывает реальную возможность привлечения средств и из других источников. Впрочем, распространённое мнение, что основным мотивом пожертвований на благотворительные цели являются налоговые льготы не совсем верно. На самом деле эта причина не всегда становится главной.
Люди дают деньги потому, что:
1.
Они приобщаются к
2.
Они вовлекаются в
3.
Они жаждут общественного
4. Это престижно.
5. Их просит о пожертвованиях кто-то, чьим мнением они дорожат.
Помимо этого существует Федеральный Закон №30 “О рекламе” , принятый Государственной Думой 14 июня 1995 года, в котором отмечено, что любое юридическое или физическое лицо может осуществлять спонсорский вклад (“в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведение работ” ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения этим лицом рекламы о спонсоре, его товарах. При этом “спонсорский вклад признаётся платой за рекламу” .
Второй источник — благотворительные фонды.
Это
организации, создающиеся для финансирования
некоммерческого сектора. Благотворительные
фонды начинают свою деятельность с
того момента, когда первый донор
вносит в него деньги. Затем средства
инвестируются с целью
Третий источник — это частные лица.
Пожертвования частных лиц в нашей стране, к сожалению, практически невозможны вследствие малообеспеченности граждан, отсутствия класса собственников.
Ещё один источник — наиболее важный и, скорее, традиционный — государство. Нельзя не упомянуть о нём, т.к. он являет собой основу жизнедеятельности организаций культуры и искусства.
Как
уже было отмечено, поступления могут
идти как из федерального бюджета, так
и из местных бюджетов, в зависимости
от подчинения той или иной организации
культуры. Бюджетные ассигнования выделяются
на определённые цели, оговоренные
Положением от 26 июня 1995 года, и не могут
быть использованы в иных целях. В
основном эти средства направляются
на оплату труда работников (как
штатных, так и привлекаемых по договору)
, выплату гонораров авторам
Ежегодная
фандрейзинговая кампания — это
кропотливый процесс сбора
При
обращении к потенциальным
Существуют также другие типы поддержки, такие, как завещания, взносы, кредиты, ренты и т.п., но они не включаются в годовую фандрейзинговую кампанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, из рассмотренных выше нетрадиционных источников формирования финансовых средств организаций культуры и искусства потенциально наиболее эффективен коммерческий сектор . Именно он платёжеспособен более других. Несмотря на существующую окостенелую систему налоговых льгот, бизнес всё шире и шире участвует в финансировании некоммерческого сектора, и в частности, организаций культуры и искусства. В таких условиях — задача государства разработать более эффективные законы о налогообложении коммерческих предприятий и банков; задача продюсера, менеджера — найти способы привлечения средств в любых условиях.
В принципе, силы всех участников финансирования культурных проектов (будь то государство, бизнес или продюсер) должны быть направлены на достижение единой цели — сохранение и развитие культуры и искусства. Если общество поймёт этого, то Россию ждёт великое будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ об основах налоговой системы в РФ. — М, 1992.
2.
Как просить деньги на
3. Налог на прибыль: изменения и дополнения в 1994 г. — М, 1994.
4.
Положение об основах
5.
Указ Президента РФ от 12 июня 1993
г. №1904 “О дополнительных мерах
государственной поддержки