Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:06, курс лекций
Отеч спец-ты в области теории экономики констатируют факт, согласно которому в области организ-й науки в России имеется значительное отставание таких развитых в экономич. отношении стран, какими явл США, Англия, Германия и др. Оно проявляется в слабой системе обучения менеджменту, которая в нашей стране находится в стадии становления. Этому есть причины – перерывы в производстве, связанные с войнами, репрессии, недостаточное внимание к гуманитарному образованию и в целом – доминир-е административной системы хозяйствования, которая хар-ла всю к-ру советского периода.
Разновидности менеджмента.
1. Производственный менеджмент определяет:
1. оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции;
2. используемые технологии;
3. рациональный способ загрузки оборудования;
4. расстановку кадров;
5. управление персоналом;
6. способы разрешения конфликтов;
7. способы устранения сбоев и неполадок;
8. методы проведения текущего контроля
2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает:
1. организацию подписания хозяйственных договоров;
2. закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих;
3. хранение и отправку конечной продукции покупателям.
3. Инновационный менеджмент направлен:
1. на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками;
2. 2 создание опытных образцов;
3. 3 внедрение инноваций в производство.
4. Маркетинг-менеджмент занимается:
1. исследованием рынков;
2. определением существующего и потенциального спроса на продукцию;
3. разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.
5. Менеджмент персонала занимается:
1. подбором, расстановкой и обучением персонала;
2. определением методов мотивации сотрудников;
3. созданием благоприятного психологического климата на предприятии;
4. улучшением труда и быта работников;
5. налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.
6. Финансовый менеджмент управляет:
1. созданием бюджета и финансового плана организации;
2. формированием и распределением ресурсов фирмы;
3. оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия;
4. принятием мер по укреплению финансового положения организации.
7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей
81. Слагаемые эффективности менеджмента в образовании.
Мент в образ-ии – комплекс прнципов , методов, организац-х форм и технологич.приемов упр-ия учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом, направл-м на повышение его эффективн-ти.
Центральной и ключевой проблемой теории и практики менеджмента является проблема эффективности. Особое значение эта проблема имеет применительно к менеджменту в сфере культуры и образования, где оценить эффективность деятельности чрезвычайно трудно.
Трудности усугубляются тем, что для решения проблемы эффективности управления культурной и образовательной деятельностью оказываются недостаточными чисто экономические (финансовые, затратные, ресурсные и т. д.) критерии эффективности. Анализ эффективности непосредственно предполагает выработку более широкого подхода (как экономически подсчитать успеваемость учащихся?).
Понятия эффект и эффективность следует различать:
Эффект – абсолютный показатель результата какого-либо действия или деятельности. Он может быть как положительным, так и отрицательным.
Эффективность – относительный показатель результативности и может быть только положительной величиной.
То есть эффективность обязательно определяется по отношению к поставленной цели.
Пример: говорят «эффекте от внедрения новых форм работы», «эффекте управления» и т. п. Проводятся даже анализы и исследования с целью выявления эффекта отдельно взятых мероприятий, что является очевидной подменой понятий, так как речь фактически идет не столько об эффекте, сколько об эффективности. Так, пожар или землетрясение, обладая явным эффектом, эффективностью не обладают, в отличие от поджога или бомбардировки.
Эффективность — синтетический и интегральный показатель, характеризующий всю деятельность учреждений образования во всей ее полноте. На этом основании иногда ищут пути и возможности расчета универсального, единого показателя эффективности, имеющего простое количественное выражение. Но его нет.
В общем виде можно говорить о трех основных видах эффективности: 1.как отношение затрат к полученным результатам (Э = Р/3), выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получить один и тот же результат; 2. как отношение результата к преследовавшимся целям (Э = Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям; 3. как отношение целей реальным потребностям, проблемам (Э = Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.
С некоторой степенью условности эти виды эффективности могут соответственно различаться как «экономичность», «результативность» и «целесообразность».
Успех управления зависит от многих факторов в каждой конкретной ситуации. Так, многое зависит от личностных качеств и умений менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. Настойчивость, смелость и ответственность в значительной степени влияют на достижение конечных результатов в бизнесе.
Также эффективность зависит от поставленных задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);
Также зависит от организационных условий (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, четкость путей информации и связи, степень контроля); Также от условий окружающей среды (степень стабильности, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры). Также материальные и людские ресурсы.
Факторы, определяющие эффектив-сть мента образования: -контроль за образователь-м процессом (стремление поставить качественные показатели над количествен-ми), - реализация принципа развивающего обучения (стремление повысить активность и самостоятельность обучаемого), - предпочтение наглядной и практической методики в воспитании, а не словесной, -индивид-й подход, -системный, комплексный подход к вопросам планирования, организации, наблюдения, анализа и оценки эффективности.