Формирование корпоративной культуры в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:08, реферат

Описание

Явление организационной культуры существовало всегда, независимо от того, осознавали это или нет ее носители. Важнейшей особенностью управления современной компанией как социальной системой является непрерывный поиск продуктивного компромисса между интересами предприятия и интересами человека. Формирование регламентов или бизнес-правил должно быть дополнено формированием желания персонала их принять и выполнять.

Работа состоит из  1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 43.82 Кб (Скачать документ)

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.


И.А.Кандария

Явление организационной культуры существовало всегда, независимо от того, осознавали это или нет ее носители. Важнейшей  особенностью управления современной  компанией как социальной системой является непрерывный поиск продуктивного  компромисса между интересами предприятия  и интересами человека. Формирование регламентов или бизнес-правил должно быть дополнено формированием желания  персонала их принять и выполнять. Это объективно связано с процессами, происходящими в цивилизованном обществе.

В России при отсутствии крупных инвестиций в промышленность и жесткой конкуренции  с западными компаниями возможности  повышения эффективности связаны  с изысканием новых ресурсов внутри компании. Трансформации, которые происходят сегодня в России — это не столько  трансформация экономики, сколько  трансформация типа культуры, существующей в обществе. Актуальность этой проблемы очевидна в современных российских условиях функционирования организаций. Без изменения существующей корпоративной  культуры на предприятиях со старыми  ценностями, такими как дисциплина, послушание, иерархия и власть, зачастую невозможно создание новой системы  управления с другими ценностями — участие, раскрытие личности и  индивидуальный подход к личности сотрудника, творческое мышление, словом такими, обладание  которыми считается важнейшим требованием  для организаций XXI века. В России, такое понятие как корпоративная  культура появилось лишь в конце XX века. Многие управляющие очень  слабо представляют себе сущность такой  важной составляющей любой организации.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ  НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ.

В рамках организаций возникло понятие «корпоративная культура», которое как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин не имеет единого толкования. Приведем наиболее полное определение, данное Спиваком В.А. Корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Абрамова С.Г. и Костенчук И.А. предлагают следующую классификацию, посредством которой они выделяют различные виды корпоративной культуры (рис. 1):

1) по степени взаимоадекватности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации выделяют стабильные (высокая степень адекватности) и нестабильные (низкая степень адекватности) культуры. Стабильная культура характеризуется отчетливо заданными нормами поведения и традициями. Нестабильная — отсутствием четких представлений об оптимальном, допустимом и недопустимом поведении, а также колебаниями социально-психологического статуса работников.

Рис.1 Классификация  видов корпоративной культуры

2) по степени соответствия  иерархии личных ценностей каждого  из сотрудников и иерархической  системы внутригрупповых ценностей  выделяются интегративные (высокая  степень соответствия) и дезинтегративные (низкая степень соответствия) культуры. Интегративная культура характеризуется единством общественного мнения и внутригрупповой сплоченностью. Дезинтегративная — отсутствием единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью.

3) по содержанию доминирующих  в организации ценностей выделяют  личностно-ориентированную и функционально-ориентированную  культуры. Личностно-ориентированная  культура фиксирует ценности  самореализации и саморазвития  личности сотрудника в процессе  и посредством осуществления  его профессионально-трудовой деятельности. Функционально-ориентированная культура  поддерживает ценность реализации  функционально заданных алгоритмов  осуществления профессионально-трудовой  деятельности и моделей поведения,  определяемых статусом работника.

4) в зависимости от  характера влияния корпоративной  культуры на общую результативность  деятельности предприятия выделяют  позитивную и негативную корпоративную  культуру.

При исследовании корпоративного типа культуры, а также при формировании и поддержании определенного  типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет  собственную структуру.

Взяв за основу модель, предложенную Э. Шейном, рассмотрим корпоративную  культуру на трех уровнях, в метафоре «Дерева» (рис.2).Первый, самый очевидный  поверхностный уровень культуры — «крона», так называемые артефакты. На этом уровне человек сталкивается с физическими проявлениями культуры, такими как интерьер офиса, наблюдаемые «образцы» поведения сотрудников, «язык» организации, ее традиции, обряды и ритуалы. Другими словами, «внешний» уровень культуры дает человеку возможность почувствовать, увидеть и услышать то, какие условия в организации созданы для ее сотрудников, и то, как люди в этой организации работают и взаимодействуют друг с другом. Все, что в организации имеет место на данном уровне, - видимый результат сознательного формирования, культивирования и развития.

Рис.2 Уровни культуры

Следующий, более глубокий, уровень корпоративной культуры — «ствол», т.е. провозглашаемые  ценности. Это тот уровень, изучение которого дает понять, почему в организации существуют именно такие условия для работы, отдыха сотрудников и обслуживания клиентов, почему люди в этой организации демонстрируют такие образцы поведения. Другими словами — это ценности и нормы, принципы и правила, стратегии и цели, определяющие внутреннюю и отчасти внешнюю жизнь организации и формирование которых является прерогативой топ - менеджеров. Они могут быть как закрепленными в инструкциях и документах, так и незакрепленными. Главное, чтоб их реально принимали и разделяли работники.

Самый глубокий уровень организационной  культуры — «корни», т.е. уровень  базовых представлений. Речь идет о  том, что принимается человеком  на подсознательном уровне — это  определенные рамки восприятия человеком  окружающей действительности и существования  в ней, то, как этот человек видит, понимает происходящее вокруг него, как  он считает правильным поступать  в различных ситуациях. Здесь  преимущественно речь идет о базовых  предположениях (ценностях) менеджеров. Поскольку именно они своими реальными  действиями формируют организационные  ценности, нормы и правила.

Кроме вышеперечисленного, корпоративная культура имеет определенное содержание, куда входят субъективные и объективные элементы. К первым относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения. Они являются основой управленческой культуры, характеризующейся стилями руководства, методами решения проблем и поведением руководителей. Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр.

Содержание  корпоративной культуры можно представить  несколькими словами — работники  разделяют определенные ценности и  установки, благодаря которым они  воспринимают проявления конкретной корпоративной  культуры через коммуникационные каналы и интерпретируя их, каждый по-своему, становятся ее носителями ( рис. 3).

Культура  как нечто целое - неуловима. Она  обычно вырабатывается в процессе человеческой деятельности и, в свою очередь, влияет на нее.

Различается два пути влияния корпоративной  культуры на организационную жизнь. Первое — культура и поведение  взаимно влияют друг на друга. Второе — культура влияет не только на то что, что люди делают, но также и на то, как они это делают. Существуют разные подходы к выделению набора переменных, посредством которых  прослеживается влияние культуры на организацию. Обычно эти переменные выступают основой анкет и  вопросников, которые используются для описания культуры той или иной организации.

Рассмотрим наиболее практичный, относительно эффективности деятельности организации, подход к корпоративной  культуре. С точки зрения владельца  бизнеса, ценность корпоративной культуры  определяется ее вкладом в достижение основополагающей цели бизнеса — максимизации богатства акционеров и стоимости компании. Соответственно основополагающей целью любого бизнеса является создание богатства для его владельцев. Все остальное, включая и организационную культуру — лишь средства для достижения этой цели. Следовательно, основополагающей целью управления и применения корпоративной культуры является максимизация стоимости, создаваемой в результате внедрения и развития корпоративной культуры.

Рис.3 Содержание отношений организационной культуры

Почему же прочная и  эффективная корпоративная культура так важна с точки зрения собственника компании? Это связано с тем, что  окружающая среда бизнеса меняется настолько быстро, что даже рядовым  исполнителям приходится постоянно  принимать решения, т.к. на ознакомление с ситуацией, принятие решений и  доведение их до исполнителей нет  времени. Корпоративные планы, процедуры  и стандарты устаревают слишком  быстро. Чтобы служить эффективными инструкциями «на все случаи жизни». Поэтому единственной твердой и  неизменной опорой для принятия решений  в компании на всех уровнях управления является именно корпоративная культура, т.е. система наиболее общих и  стабильных ценностей и целей, принципов  и правил поведения. Поэтому наличие  сильной и устойчивой, но и гибкой корпоративной культуры, адекватной быстро меняющейся окружающей среде, является одним из важнейших факторов выживания и успеха российского бизнеса в наступившем столетии, а также одним из важнейших конкурентных преимуществ. Следовательно, формирование и укрепление корпоративной культуры должно стать неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления бизнесом и постоянно находиться в поле зрения высшего руководства компании.

Выделяют два основных направления методики формирования организационной культуры:

1 - поиск ценностей успешной  организационной культуры, максимально  соответствующей следующим факторам: организационной технологии, возможностями  и ограничениями внешней среды  организации, уровню профессионализма  персонала и особенностями национального менталитета;

2 - закрепление выявленных  ценностей организационной культуры  на уровне персонала организации.

В данном случае, если первое направление формирования культуры организации относится к сфере  стратегических разработок, в ходе которых выявляются организационные  ценности, в максимальной степени  соответствующие целям организационного развития и особенностям персонала  организации, то второй блок задач относится  к тактическому менеджменту, разрабатывающему систему конкретных мероприятий  и процедур по укреплению ценностей, выявленных на первом этапе.

Оба этапа взаимосвязаны  и взаимообусловлены: от того насколько  правильно будут определены и  сформулированы организационные ценности на первом этапе, будет зависеть глубина  приверженности к ним, поддерживаемая при помощи мер второго этапа. И наоборот, правильность, последовательность и систематичность конкретных мер  по поддержанию организационной  культуры во многом определит в конечном итоге ее силу (широту охвата).

К мерам по реализации задач  первого блока относятся следующие: изучение особенностей национального  менталитета с точки зрения определенных принципов управления организации; определение возможностей и ограничений  персонала; определение основных технологических  возможностей и возможностей внешней  среды.

Искомые ценности культуры, выявленные менеджером на первом этапе, становятся основной целью для второго  этапа их формирования в организации. Второй блок задач реализуется посредством  выделения ключевых фигур или  творцов организационной культуры, которые призваны формировать необходимые  организационные ценности культуры.

Процесс формирования организационных  ценностей привязан к жизненному циклу организации. На первом этапе  создания организации - организация  находится на стадии становления, формируется  жизненный цикл продукции. На данном этапе все принятые впоследствии в организации нравы, обычаи, основной стиль деятельности, а также успех  или неуспех организации закладывается  ее основателями. Они видят миссию организации, и то, какой организация  должна быть в идеале. В своей  деятельности они руководствуются  предыдущим опытом создания организации и ее культурных ценностей



Информация о работе Формирование корпоративной культуры в организации