Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:22, курсовая работа
Целью данного проекта является исследование теоретической базы для изучения внешней и внутренней среды компании, определение ключевых компонентов обеих средах и предоставление методик для их изучения.
Задачи исследования:
изучить основные понятия темы (организация, внешняя среда, внутренняя среда);
рассмотреть сущность анализа внешней среды;
рассмотреть принципы изучения внутренней среды;
применить основные методы изучения среды на конкретной организации (в нашем случае ОАО «РЖД»);
выделить основные проблемы ОАО «РЖД»;
разработать рекомендации по устранению проблем и повышению эффективности деятельности компании.
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы изучения среды организации 5
1.1 Основные понятия и принципы внутренней среды организации 5
1.2 Внешняя среда организации как совокупность макроокружения и непосредственного окружения 7
1.3 Методологические основы изучения внутренней и внешней среды организации 13
2 Анализ методов изучения внутренней и внешней среды ОАО «РЖД» 24
2.1 Характеристика ОАО «РЖД» 24
2.2 Изучение внутренней среды ОАО «РЖД» методом SWOT-анализа 27
2.3 Изучение внешней среды ОАО «РЖД» методом PEST-анализа 29
3 Формирование рекомендаций по устранению выявленных проблем 32
3.1 Выявленные проблемы в процессе изучения внутренней и внешней среды 32
3.2 Формирование рекомендаций по развитию ОАО «РЖД» 33
Заключение 35
Список использованной литературы: 36
По данным на 30 июня 2008 года ОАО "РЖД" владеет долями в 124 дочерних и зависимых обществах.13
Свою деятельность ОАО "РЖД" начало1 октября 2003 года.
Органы управления ОАО "РЖД":
Органы контроля ОАО "РЖД":
Предприятие имеет линейную структуру управления: руководителем предприятия является руководство ОАО «РЖД», ему подчиняется 17 дорог:
Восточно-Сибирская ЖД, Горьковская ЖД, Дальневосточная ЖД, Забайкальская ЖД, Западно-Сибирская ЖД, Калининградская ЖД,
Красноярская ЖД, Куйбышевская ЖД, Московская ЖД, Октябрьская ЖД, Приволжская ЖД, Сахалинская ЖД, Свердловская ЖД,Северная ЖД, Северо-Кавказская ЖД, Юго-Восточная ЖД, Южно-Уральская ЖД.
Каждая дорога разбита на несколько отделений, у каждого отделения имеются свои линейные предприятия (ПЧ, ПМС, ШЧ, ЭЧ, ВЧД, ТЧ).
Из всего вышесказанного следует, что компания ОАО «РЖД» имеет линейно - функциональную организационную структуру.
Основные стратегические решения по функционированию компании и по назначению главы компании принимает правительство Российской Федерации. Руководство ОАО «РЖД» принимает решения, связанные с непосредственным функционированием железных дорог (прокладка путей, постройка зданий и сооружений, внедрение новых машин и механизмов). Руководства дорог принимают решения, связанные непосредственно с функционированием дорог, находящихся в их подчинении. Например: начальник московской железной дороги принимает решение об установке на станциях стрелок со сбрасывающими остряками, и на каждой станции, относящейся к московской дороге, начальники станции обязаны организовать установку таких стрелок.
Руководства отделений дорог принимают решения, связанные с функционированием только своего отделения. Например: объединение нескольких линейных предприятий, или ликвидация линейного предприятия (ПЧ, ПМС, и т.д.). Руководства линейных предприятий принимают решения, связанные, которые относятся непосредственно к работе предприятия, и кроме того, начальник линейного предприятия несёт ответственность за чёткую работу своего предприятия.
Например, начальник ПМС (путевой машинной станции) в непосредственном своём подчинении имеет заместителя начальника по кадрам, заместителя начальника по эксплуатации, заместителя начальника по ремонту, главного инженера и планово - экономический отдел.
Он наряду с заместителем начальника по эксплуатации несёт ответственность за работу бригад ССПС (машиниста и помощника машиниста).
Из вышесказанного следует, что
основные решения принимает
Занесем данные SWOT-анализа в таблицу (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – SWOT-анализ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
Профессиональный кадровый ресурс |
Недостатки технического обучения |
Стабильное финансовое положение |
Изношенность ОПФ и |
Применение прогрессивных технологий |
Недостаток финансирования капитальных проектов в части улучшения состояния основных производственных фондов и транспортной инфраструктуры |
Статус крупнейшего холдинга в России |
Сложности управления: многочисленность кадров и отсутствие единой политики |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
Рост рынка транспортных услуг |
Увеличение на транспортном рынке компаний, оказывающих транспортные услуги |
Реформирование РЖД |
Принятие РФ законодательных актов, которые так или иначе ограничивают полномочия предприятий транспортной отрасли |
Развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации) |
Изменение структуры налоговых
тарифов в отношении |
Развитие партнерских отношений с компаниями-перевозчиками грузов |
Политическая нестабильность в обществе |
Проекты Правительства, связанные с реконструкцией транспортной отрасли РФ и финансирование таких проектов |
Возрастание экономических рисков в условиях кризиса |
Повышение цен на основное сырье и материалы поставщиков, используемые в процессе оказания транспортных услуг |
Построим матрицу SWOT (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Матрица SWOT
Возможности |
Угрозы | |||||||||||
Рост рынка трансп. услуг |
Реформирование ОАО «РЖД» |
Развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации) |
Развитие партнерских |
Проекты Правительства, связанные с реконструкцией трансп. отрасли РФ и финанс-е таких проектов |
Увеличение на трансп. рынке компаний, оказывающих транспортные услуги |
Принятие РФ н/а, которые ограничивают полномочия предприятий трансп. отрасли |
Изменение структуры налоговых
тарифов в отношении |
Политическая нестабильность в обществе |
Возрастание экономических рисков в условиях кризиса |
Рост цен на основное сырье и материалы поставщиков | ||
Сильные стороны |
Профессиональный кадровый ресурс |
Сохранение квалифицированного персонала |
||||||||||
Стабильное финансовое положение |
Получение дополнительных финансов |
|||||||||||
Применение прогрессивных технологий |
Снижение затрат |
|||||||||||
Статус крупнейшего холдинга в РФ |
Укрепление имиджа «РЖД» |
|||||||||||
Слабые стороны |
Недостатки технического обучения |
Внедрение новых технологий обучения |
||||||||||
Изношенность ОПФ и транспортной инфр-ры |
Направление финансов на воспроизводство инфр-ры |
|||||||||||
Недостаток финанс-ия капитальных проектов |
Направление финансов на воспроизводство ОПФ |
|||||||||||
Сложности управления |
Выделение непрофильной деятельности |
Сильными сторонами ОАО «РЖД» как субъекта транспортной отрасли РФ, которые будут способствовать успешному развитию на российском рынке транспортных услуг, являются:
У ОАО «РЖД» есть все возможности для достижения поставленных целей. Среди таких возможностей:
Для проведения PEST-анализа построим таблицу с группой факторов влияния (табл. 2.3).
Таблица 2.3 – PEST-анализ
Группа факторов |
События / факторы |
Опасность/возможность |
Вероятность события или проявления фактора |
Важность фактора или события |
Влияние на компанию |
Политические и правовые |
Сохранение политической стабильности в обществе |
+ |
5,5 |
8,0 |
+44,0 |
Резкое обострение политической нестабильности |
- |
3,0 |
8,0 |
-24,0 | |
Совершенствование законодательной
базы в части регулирования |
+ |
7,0 |
4,5 |
+31,5 | |
Отсутствие совершенствования законодательной базы в части регулирования транспортных услуг и тарифов |
- |
5,0 |
3,0 |
-15,0 | |
Экономические |
Увеличение денежных доходов населения и юридических лиц |
+ |
5,5 |
8,0 |
+44,0 |
Снижение денежных доходов населения и юридических лиц |
- |
3,0 |
8,0 |
-24,0 | |
Развитие экономического кризиса |
- |
3,5 |
6,0 |
-21,0 | |
Стабилизация экономической ситуации |
+ |
5,0 |
7,5 |
-37,5 | |
Стабильность налоговой |
+ |
7,0 |
3,0 |
+21,0 | |
Нестабильность налоговой |
- |
3,5 |
4,5 |
-15,8 | |
Рост инфляции (например гораздо выше прогнозируемого уровня) |
- |
9,0 |
4,0 |
-36,0 | |
Сохранение существующих темпов инфляции |
+ |
1,0 |
7,0 |
-7,0 | |
Социальные и культурные |
Увеличение населения |
+ |
7,0 |
5,5 |
+38,5 |
Уменьшение населения |
- |
2,0 |
5,5 |
-11,0 | |
Повышение уровня благосостояния и социальной защиещенности населения |
+ |
2,0 |
8,0 |
+16,0 | |
Снижение уровня благосостояния и социальной защищенности населения |
- |
6,0 |
8,0 |
-48,0 | |
Развитие транспортной отрасли и транспортной инфраструктуры |
+ |
7,5 |
9,0 |
+67,5 | |
Отсутствие развития транспортной отрасли и транспортной инфраструктуры |
- |
3,5 |
9,0 |
-31,5 | |
Технологические |
Общее развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации) |
+ |
7,5 |
6,0 |
+45,0 |
Отсутствие общего развития IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации) |
- |
2,0 |
6,0 |
-12,0 |
По результатам PEST-анализа можно сделать следующие выводы.
Значительное влияние на рынок
транспортных услуг оказывают политические
и правовые (общий итог +36,5 баллов)
факторы. При этом влияние данных
факторов в настоящее время
Социальные и культурные, а также
технологические факторы
Незначительное влияние на рынок транспортных услуг оказывают экономические факторы (общий итог +12,7 баллов).
В ходе исследования внутренней среды, была также изучена организационная структура ОАО «РЖД».
Анализ позволил выделить достоинства и недостатки структуры.
К достоинствам можно отнести:
Проблемы организационной струк
Результаты проведенных
Также удалось выявить слабые стороны организации, которые требуют решения для дальнейшего эффективного функционирования. Среди них особо выделяются недостатки технического оборудования и изношенность основных производственных фондов, решение этих проблем требует дополнительного финансирования, поэтому это должно учитываться в долгосрочных планах развития организации.
Информация о работе Формирование рекомендаций по устранению выявленных проблем