Формирование решений в условиях риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучить теоретические вопросы по данной проблеме, то есть по разработке управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений 4
1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация 4
1.2 Методы прогнозирования. 9
1.3 Классификация рисков. Особенности принятия управленческих решений в условиях риска. 24
2. Пути совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска 44
2.1 Проблемы рационализации механизма принятия решений и пути их разрешения 44
2.2 Организационно-экономическая эффективность решения проблем на предприятии 46
Заключение 49
Список литературы 51

Работа состоит из  1 файл

Формирование решений в условиях риска (ИСЭ).docx

— 94.68 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений 4

1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация 4

1.2 Методы прогнозирования. 9

1.3 Классификация рисков. Особенности принятия управленческих решений в условиях риска. 24

2. Пути совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска 44

2.1 Проблемы рационализации механизма принятия решений и пути их разрешения 44

2.2 Организационно-экономическая эффективность решения проблем на предприятии 46

Заключение 49

Список литературы 51

 

 

Введение

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Существуют разнообразные  точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с работы и тому подобное. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Эта проблема актуальна для  всех предприятий, для стратегического  принятия решения, для развития предприятия. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.

Цель данной курсовой работы - изучить теоретические вопросы  по данной проблеме, то есть по разработке управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

 

1. Теоретическая  сущность и основы разработки  управленческих решений в условиях  рыночных отношений

1.1 Понятие и  сущность управленческих решений  и их классификация

Процесс принятия решений  для каждого человека индивидуален, очень сложен и мало кто может  его избежать. Способность принимать  решения быстро и правильно вырабатывается с опытом. Различные специалисты  дают различные определения понятию  “решение”, но из всех определений  следует, что решение - это выбор  альтернативы. К решениям относятся  совершенно различные выборы, совершаемые нами повседневной жизни: выбор одежды, меню и так далее. Некоторые принимаются нами абсолютно машинально, без долгого и систематического обдумывания, рассмотрения всех альтернатив. Однако и в повседневной жизни есть решения, над принятием которых мы размышляем часы, дни, месяцы и годы.

В управлении принятие решений - более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Это связано с много большей ответственностью. Менеджеры принимают решения, связанные со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать непродуманных решений. Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированным решением называют решение, принятое как результат реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения - решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Очень редко решения, принимаемые  руководителем, могут рассматриваться  как запрограммированные или  незапрограммированные в чистом виде. Даже самое структурированное решение подразумевает некоторую личную инициативу лица, принимающего решение, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений. Необходимо отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое организационное решение - это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. Причем на хорошего руководителя существование отрицательных элементов в любом решении не должно оказывать психологического влияния, то есть помешать руководителям и в дальнейшем принимать решения.

В различных организациях различные решение могут приниматься  как одним человеком, так и  коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.

Процесс принятия решений - процесс  психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают логичные решения. Решения варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение - это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.

Решения, основанные на суждениях  часто, кажутся интуитивными, так  как их логика не очевидна. Такое решение - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время и деньги, так как решение принимается руководителем очень быстро и без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, на основе которой принимается данное решение, может быть искажена потребностями людей и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.

Рациональное решение - это  решение, обоснованное с помощью  объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы.

Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и  т.д.

Факторы, связанные со средой принятия решений - это риск и неопределенность. Объектом управленческого решения являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

Требования, предъявляемые  к управленческим решениям:

    • всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
    • правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
    • непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
    • своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
    • обеспеченность ресурсами;
    • ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Классификация управленческих решений:

    1. По степени влияния на будущее организации:
    • стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
    • тактические (конкретные методы достижения первых).
    1. По масштабам:
    • глобальные - охватывают всю организацию в целом;
    • локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
    1. По продолжительности периода реализации:
    • долгосрочные (более пяти лет);
    • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
    • краткосрочные (менее одного года).
    1. По направленности воздействия:
    • внешние;
    • внутренние.
    1. По обязательности выполнения:
    • директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
    • рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
    • ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.
    1. По функциональному назначению:
    • регулирующие - определяют метод выполнения действий;
    • координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;
    • контролирующие - направлены на оценку результатов.
    1. По широте охвата:
    • общие - распространяются на всю компанию в целом;
    • специальные - рассматривают отдельные вопросы.
    1. По степени запрограммированности:
    • запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
    • незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.
    1. По сфере реализации:
    • научные и маркетинговые исследования;
    • производство;
    • реализация товаров (услуг);
    • работа по кадрам и т. д.
    1. По способам принятия:
    • интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
    • адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;
    • рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

1.2 Методы прогнозирования.

 

 Последствия решений менеджера, экономиста, инженера проявятся в будущем. А будущее неизвестно. Мы обречены принимать решения в условиях неопределенности. Мы всегда рискуем, поскольку нельзя исключить возможность нежелательных событий. Но можно сократить вероятность их появления. Для этого необходимо спрогнозировать дальнейшее развитие событий, в частности, последствия принимаемых решений. 

Методы социально-экономического прогнозирования. Кратко рассмотрим различные методы прогнозирования (предсказания, экстраполяции), используемые в социально-экономической области. По вопросам прогнозирования имеется большое число публикаций (см., например, книги [18-26]). Как часть теории принятия решений существует научная дисциплина "Математические методы прогнозирования". Ее целью является разработка, изучение и применение современных математических методов эконометрического (в частности, статистического, экспертного, комбинированного) прогнозирования социально-экономических явлений и процессов, причем методы должны быть проработаны до уровня, позволяющего их использовать в практической деятельности экономиста, инженера и менеджера. К основным задачам этой дисциплины относятся: 

- разработка, изучение и  применение современных математико-статистических  методов прогнозирования (в том  числе непараметрических методов, включая методы наименьших квадратов с оцениванием точности прогноза, адаптивных методов, методов авторегрессии и др.),  

- развитие теории и  практики экспертных методов  прогнозирования, в том числе  методов анализа экспертных оценок  на основе статистики нечисловых данных,  

-методов прогнозирования  в условиях риска, 

- комбинированных методов  прогнозирования с использованием  совместно экономико-математических и эконометрических (как статистических, так и экспертных) моделей.  

Теоретической основой методов  прогнозирования являются математические дисциплины (прежде всего, теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика, исследование операций), а также экономическая теория, экономическая статистика, менеджмент, социология, политология и другие социально-экономические науки.

Как общепринято со времен основоположника научного менеджмента  Анри Файоля, прогнозирование и планирование - основа работы менеджера. Сущность эконометрического прогнозирования состоит в описании и анализе будущего развития, в отличие от планирования, при котором директивным образом задается будущее движение. Например, вывод прогнозиста может состоять в том, что за час мы сможем отойти пешком от точки А не более чем на 5 км, а указание плановика - в том, что через час необходимо быть в точке Б. Ясно, что если расстояние между А и Б не более 5 км, то план реален (осуществим), а если более 10 км - не может быть осуществлен в заданных условиях. Необходимо либо отказаться от нереального плана, либо перейти на иные условия его реализации, например, двигаться не пешком, а на автомашине. Рассмотренный пример демонстрирует возможности и ограниченность методов прогнозирования. А именно, эти методы могут быть успешно применены при условии некоторой стабильности развития ситуации и отказывают при резких изменениях.

Информация о работе Формирование решений в условиях риска