Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа

Описание

Переход России к экономике рыночного типа потребовал глубоких преобразований, в том числе организация рынков в сфере важнейших ресурсов. Важным из их числа для становления и развития рыночной экономики является рынок ценных бумаг, поскольку, в силу присущей ему специфики, помимо функционального назначения он имеет большое социально- политическое значение, в широком смысле являясь идеологическим выражением рыночной экономики.
Переход к рыночной экономике означает становление и развитие рыночных механизмов регулирования экономики, важнейшим из которых является обращение (рынок) ценных бумаг.

Содержание

Введение 4
Глава 1: Понятие о рынке ценных бумаг 5
1.1.Определение рынка ценных бумаг и его виды 5
1.2. Место рынка ценных бумаг 7
1.3.Функции ценных бумаг 11
1.4.Составные части рынка ценных бумаг и его участники 13
Глава 2. Эволюция российского рынка ценных бумаг 20
2.1. Развитие рынка ценных бумаг 20
2.2 Этапы формирования российского рынка ценных бумаг 28
Глава 3. Тенденции развития рынка ценных бумаг 37
3.1.Основные проблемы российского рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ) 42
Заключение 34
Список литературы 3646

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

 

3.1.Основные проблемы  российского рынка государственных  ценных бумаг (ГЦБ)

1. Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки погашения государственных облигаций обычно составляют 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер.

2. Государственный статус ценных  бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.

3. Налогообложение ГЦБ. Оно решается  по-разному для различных видов  ГЦБ. С выпуском каждого нового  вида облигаций издаются соответствующие разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения ГЦБ.

4. Обеспечение единой технологии  первичного размещения ГЦБ и  их вторичных торгов на базе  государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.

5. Организация региональных рынков  ГЦБ, что позволяет вовлечь  свободные капиталы территорий  на рынок ГЦБ.

6. Необходимость вовлечения свободных  денежных средств населения на  рынок ГЦБ, в результате чего  частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны, в конечном счете, приобретает искомые источники инвестирования.

7. Гипертрофирование рынка ГЦБ  в силу слабого развития рынка  корпоративных ценных бумаг.

Заключение

Создание эффективной и высокотехнологичной единой межрегиональной инфраструктуры, обеспечивающей полный комплекс услуг по заключению сделок, проведению расчетов и учету прав на ценные бумаги, имеет государственное значение для развития рынка ценных бумаг, успешная реализация которого позволит кардинально изменить ситуацию на рынке ценных бумаг, обеспечив участников качественно новым набором услуг.

Как показывает мировой опыт, достаточно бесперспективным являются попытки  создания отдельными российскими регионами  ограниченных региональных фондовых рынков, ориентированных на локальных эмитентов (будь то облигационные займы, выпущенные местными органами власти, или акции региональных эмитентов) и местных участников. Подобная политика существенно уменьшает возможности как эмитентов, так и инвесторов.

Необходимо не создавать местные  региональные фондовые рынки, а развивать  единую общероссийскую унифицированную  инфраструктуру, предоставляющую доступ эмитенту, инвестору, профессиональному  участнику ко всем инструментам, обращающимся на общероссийском фондовом рынке. Данная система должна создаваться в соответствии с самыми современными методическими и технологическими образцами с учетом российской специфики. При этом она должна отличать следующим параметрам:

высокая технологичность, позволяющая совершать операции в едином режиме на всей территории России;

обеспечение равных условий доступа  к информации участникам из разных регионов;

гарантия невысоких трансакционных издержек и доступность не только крупным, но и мелким и средним  ее участникам;

мультиинструментальность, позволяющая  обслуживать различные сегменты финансовых рынков;

качество инфраструктуры, соответствующее  самым современным мировым стандартам в целях облегчения в перспективе  интеграции в мировой финансовый рынок.

При формировании российских торгово-депозитарных систем необходимо создавать возможность их интеграции с аналогичными системами в странах с развитым фондовым рынком. Это связано с тем, что автоматизированные электронные товарные системы для заключения сделок с ценными бумагами видоизменили фондовый рынок. Их использование стирает географические и временные границы, способствуя интернационализации торговых операций, позволяя осуществлять сделки в режиме реального времени.

 

Список литературы

 

Федеральный Закон Российской Федерации от 22.04.96 № 39-ФЗ (ред. 08.07.99) “О рынке ценных бумаг”.

Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. М., 1992.

Грядовая О. Ценообразование на рынке государственных ценных бумаг // Российский экономический журнал.-1995.-№4.- С.45-54.

Мальцев В. Фондовый рынок-кризис или «недострой» // Рынок ценных бумаг.-1999.–№1.–С.12-16.

Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995.– 550 с.

Павлова А. Н. Финансовый менеджмент. М., 1995.

Рукавишникова И. Основные формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг // Хозяйство и право.- 1997.- №1.-С. 40-47.

Рынок ценных бумаг: Учебник / Под редакцией  В.А. Галанова, А.И. Басова.– М.: Финансы  и статистика, 1996.– 352 с.:ил

Рынок ценных бумаг, шаг России в  информационное общество / Под ред. Н. Т. Клещева, А. А. Федулова, В. А. Симонова и др. М.: Экономика, 1997.

Сиванов Д. Характеристика российского  современного рынка ценных бумаг.// Эксперт.-1999.-№41.-С.76-77.

Силкина Н. В., Силкин С. В. Современный  российский рынок ценных бумаг. Новосибирск, 1999

Уваров О., Фомина Л. Государственное  регулирование – основа безопасности рынка ценных бумаг России// Рынок  ценных бумаг.-1999.–№2.–С.22-29.

Ценные бумаги: Учебник/Под ред. В.И.Колесникова, В.С., Торкановского.–М.: Финансы и статистика, 1998.–416 с.:ил.

Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Сенчагова А. И. М., 2000

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа  
Фондовые биржи и их функции

План курсовой работы

Введение 

1. Фондовая биржа 

2. Операции фондовой биржи 

3. Биржевая система США 

4. Анализ состояния фондовых бирж в Западной ЕвропеВеликобритания

4.1. Фондовый рынок в Великобритании 

4.2. Фондовая биржа в Швейцарии 

4.3. Фондовая биржа в Голландии 

4.4. Фондовая биржа во Франции 

4.5. Фондовая биржа в Германии 

4.6. Фондовая биржа в Бельгии 

4.7. Фондовая биржа в Италии

4.8. Специфика рынков фиктивного  капитала в Западной Европе 

5. Соотношение различных внутренних  и внешних источников на кропления  капитала 

6. Специфика национальной кредитной  системы 

6.1. Специфика государственно - монополистического регулирования

6.2. Место фондовой биржи на  фондовом рынке 

7. Степень вовлечения в международное  воспроизводство капитала 

7.1. Последний штрих 

8. Фондовая биржа: плюсы и  минусы 

9. Биржевые кризисы 

Список литературы 

Введение

Рынок ценных бумаг. Фиктивный капитал Выпущенные акционерными обществами акции и облигации поступают в обращение, образуя рынок ценных бумаг. О масштабах этого рынка говорит тот факт, что сегодня в капиталистических странах стоимость всех акций и облигаций, находящихся в обращении, превышает годовой объем их валового национального продукта. Большая часть ценных бумаг реализуется через специально созданный институт - фондовую биржу (ценные бумаги иногда называют фондами).

Акционерный капитал живет как бы двойной жизнью, имея две формы существования. С одной стороны, это действительный капитал, реально функционирующий в системе общественного воспроизводства. С другой капитал, представленный в форме ценных бумаг. Капитал, инвестированный в ценные бумаги, существует как бы в особой системе координат, и его динамика непосредственно определяется состоянием, конъюнктурой рынка ценных бумаг, далеко не всегда адекватно отражающей реальные экономические процессы.

Именно  этот двойник реального капитала, называемый фиктивным капиталом  и имеющий особое движение вне кругооборота действительного капитала, как специфический товар и обращается на фондовой бирже.

Категория фиктивного капитала отражает дальнейшее развитие капитализма, и по мере монополизации  производства ее значение возрастает.

Источник доходов по фиктивному капиталу полностью скрыт. Создается представление, что ценные бумаги обладают способностью приносить доход сами по себе. Особенно это проявляется в облигациях государственных займов, когда государство непроизводительно растрачивает полученные средства. Эта форма фиктивного капитала не только не имеет стоимости, но часто и не представляет никакого реального капитала: ведь проценты по облигациям выплачиваются в основном за счет налогов.

В настоящее время, в связи со значительным развитием государственного сектора в экономике и увеличением размеров государственного долга, рынок ценных бумаг все больше заполняется ценными бумагами, выпускаемыми правительствами. В особенности это заметно в тех странах, где фондовые биржи напрямую контролируются правительствами и активно используются для рефинансирования государственного бюджета, например, Италия, в меньшей степени Германия (подробнее структура и соотношение удельного веса акций и облигаций на фондовых рынках отдельных стран будет рассмотрена в последующих главах). Сращивание монополий и государства проявляется в их совместных операциях с фиктивным капиталом.

Государство все чаще выступает  на рынке ценных бумаг как должник, кредитор и гарант осуществляемых операций. В эпоху, когда инфляция, прежде всего в результате растущих дефицитов государственного бюджета, приобретает широкий размах, связь фиктивного капитала с государством усугубляет инфляционные процессы, и все больший контроль государства над операциями с фиктивным капиталом для покрытия бюджетного дефицита может привести к возникновению кризисных ситуаций.

1. Фондовая биржа

Как уже упоминалось, большая часть  ценных бумаг реализуется через  специально созданный институт - фондовую биржу.

Во главе биржи находится  Биржевой комитет, который допускает  к продаже ценные бумаги после  их проверки и определяет правила  торговли ими. Непосредственно все  операции на бирже совершают особые посредники - маклеры или брокеры, которые специализируются на определенных операциях, располагают информацией о заключаемых сделках, курсах акций и т.п. По уставу фондовых бирж посредники обычно не имеют права совершать собственные сделки, но на деле это правило редко соблюдается. В некоторых странах биржевые посредники являются государственными чиновниками (например, во Франции), в других - представителями частных фирм (например, в США, Великобритании).

Размеры обращения ценных бумаг, а также интенсивность этого процесса в настоящее время характеризуется, например, тем, что в США и Японии рыночная цена акций, котирующихся на фондовых биржах этих стран, превышает 5 трлн. долл., т.е. около 80% акций (по стоимости) за год меняют своих владельцев. Необходимо иметь в виду, что биржа - это не весь рынок ценных бумаг, помимо нее осуществляется огромный внебиржевой оборот. Так, в США в 1991 г. через внебиржевой оборот прошло более 25% (по стоимости) находящихся в продаже ценных бумаг.

Крупнейшими фондовыми биржами  капиталистических стран являются биржи в Нью-Йорке (крупнейшие в мире; здесь продается 85-90% всех ценных бумаг США), Лондоне, Токио, Париже и др. В каждой стране обычно имеется своя фондовая биржа (в США их 10). Число фондовых бирж постоянно увеличивается, но главные из них по-прежнему расположены в центрах, где сосредоточен финансовый капитал.

Размеры рынка ценных бумаг отражают его роль в движении капиталов. 

Эта роль столь значительна, что  не будет преувеличением сказать: без  понимания механизмов обращения  ценных бумаг невозможно проникнуть в сущность и многие процессы современного капиталистического воспроизводства.

Рынок ценных бумаг представляет собой  систему, обладающую достаточно сложной, разветвленной структурой. Классификация  этого рынка может быть осуществлена по различным признакам. Прежде всего следует выделить сегменты рынка в соответствии с конкретными видами ценных бумаг, находящихся в обращении. В этом отношении выделяются рынки облигаций, акций, а также ряда новых специальных видов ценных бумаг, к которым относятся конвертируемые акции, варранты, фьючерсы и опционы.

Несколько слов об этих новых типах  ценных бумаг.

Финансовые фьючерсы представляют собой стандартные срочные контракты, заключаемые между продавцом (эмитентом) и покупателем, на осуществление купли-продажи определенного финансового инструмента по заранее зафиксированным ценам в будущем. Поскольку сделки заключаются на бирже, то она дает гарантию их исполнения.

Опционы представляют также срочные контракты на определенный товар  или финансовый инструмент, отличающиеся от фьючерсов тем, что они предусматривают право, а не обязанность на проведение той или иной операции, которым пользуется покупатель опциона. Операции с опционами проводятся на тех же биржах, что и сделки со срочными фьючерсными контрактами, хотя существуют и специальные биржи для опционов (например, уже упоминавшаяся Чикагская биржа опционов).

Одной из разновидностей опционов являются варранты, дающие их держателям право  на приобретение тех или иных фондовых ценностей. Их отличает от опционов более продолжительный срок и тот факт, что опцион обычно выписывается на существующий актив, в то время как выполнение продавцом варранта обязательства продать, например, акции (наиболее распространенный вид варрантов) приводит к созданию нового акционерного капитала.

Рынок ценных бумаг подразделяется также на первичный рынок, на котором происходит мобилизация капитала посредством продажи новых ценных бумаг, и вторичный, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Наконец, совокупный рынок ценных бумаг по форме организации оборота состоит из биржевых и внебиржевых операций с ценными бумагами.

2. Операции фондовой биржи

Фондовая биржа представляет собой наиболее организованную часть  рынка ценных бумаг. Для нее характерны унифицированные правила проведения операций с ценными бумагами. По своему правовому статусу фондовые биржи могут являться ассоциациями (США), акционерными обществами (Великобритания, Япония) или правительственными органами, подчиненными министерству финансов (Франция). Членами биржи могут быть только специализированные на операциях с ценными бумагами биржевые (брокерские) фирмы. Ключевые позиции на крупнейших фондовых биржах обычно занимает 10-15 ведущих брокеров, каждый из которых обладает огромным собственным капиталом. 

Для корпорации добиться права котировки своих акций на фондовой бирже весьма непросто. Принятие акций корпорации к котировке на НьюЙоркской фондовой бирже, например, означает ее вступление в "высшее общество" американского бизнеса (условия принятия акций для котировки на Нью-Йоркской фондовой бирже будут рассмотрены подробно в следующей главе). Такого права добиваются лишь корпорации с первоклассной репутацией, имеющие большое число акционеров и рыночную стоимость акций, измеряемую, по крайней мере, сотнями миллионов долларов. Почетные места в числе таких элитных фирм занимают сверхкорпорации типа IBM, суммарная стоимость акций которой превышает 100 млрд. долл., или AT&T с ее почти 2 млн. акционеров.

Информация о работе Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации