Франчайзинг – сущность и формы реализации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как «Кока-Кола», «Адидас», «Ксерокс», «Шелл», «Макдональдс» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………… 3
2. Формы и виды франчайзинга ………………………………… 6
3. Франчайзинг в России: Перспективы развития……………… 9
4. Модель франчайзинга от ООО "ЭКОНИКА-ОБУВЬ" ………………. 21
5. Терминология………………………………………………….. 27
6. Заключение…………………………………………………….. 28
7. Список использованной литературы………………………… 31

Работа состоит из  1 файл

franchaizing.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

Эти затраты, особенно в  период раскрутки отечественных  торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые россий-ские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Социально-психологические проблемы франчайзинга

Экономические и организационные  проблемы франчайзинга, естественно, очень  важны, но в не меньшей степени  сдерживают развитие франчайзинга и  социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная равовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами. Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, "потерять свое лицо". Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

Образование как механизм разрешения социально-психологических проблем

Большая часть проблем  франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Решение этих проблем  достаточно тривиально: необходимо создать  образовательную систему, которая  позволила бы значительно расширить  подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга.

Эта система должна иметь два направления:

  • широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;
  • узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.

Эти два направления  должны дополнять друг друга.

Широкое образовательное  направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных  центров, которые должны быть расположены  по всей территории России. В этих центрах  будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников.

Для более глубокой и  широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.

Узкое направление связано  с развитием управленческого  консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы. Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала.

Это направление можно  рассматривать как образовательное  с определенной натяжкой - это управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное  направление.

Организационно обучение и консультирование могут проводиться в учебно-консультационных центрах при объединениях консультантов либо при объединениях предпринимателей.

Заключение 

Подводя итог анализу  проблем франчайзинга, можно еще  раз высказать точку зрения, что  для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

Нужна законодательная  инициатива по разработке закона о  франчайзинге и внесения соответствующих  изменений в связанные с ним  законы и нормативные акты.

Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

Очень важно создание системы налоговых льгот для  франчайзи, особенно на начальном этапе  развития франчайзинговой системы.

Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МОДЕЛЬ ФРАНЧАЙЗИНГА ОТ ООО "ЭКОНИКА-ОБУВЬ" 

Система франчайзинга дает партнерам - франчайзи тем больше преимуществ, чем более детально проработана схема взаимоотношений, чем лучше она ориентирована  на российские условия бизнеса. В  наиболее простых моделях франчайзинга партнеры - франчайзи приобретают лишь частичные права на использование торговой марки франчайзера и элементов его фирменного стиля (фирменных цветов, униформы и др.), не получая других видов поддержки.

"ЭКОНИКА-Обувь"  предлагает каждому своему партнеру  по франчайзингу целостную бизнес-систему, включающую технологию создания фирменного салона, комплекс услуг, формы постоянной организационной и информационной поддержки. Поэтому преимущества сотрудничества с "ЭКОНИКОЙ" связаны как с возможностями, которые обеспечивает сама система франчайзинга, так и с достоинствами конкретной модели франчайзинга, разработанной компанией.

1. Российская модель  франчайзинга. 
Технологии и ноу-хау "ЭКОНИКА-Обувь" не являются зарубежными схемами, адаптированными для российского рынка. Это модель франчайзинга создана специально для отечественного рынка, исходя из десятилетнего опыта работы "ЭКОНИКА-Обувь" в России и изучения зарубежной практики применения франчайзинга в обувном бизнесе. На основе разработанных методик обучение и подготовка персонала для нового салона могут быть проведены в короткий срок.

2. Отсутствие вступительных  взносов. 
Большинство зарубежных и отечественных фирм устанавили для новых партнеров-франчайзи вступительный взнос (обычно в размере 5 - 10 % от стоимости создания одной розничной точки). Хорошо зная экономическую ситуацию в стране, "ЭКОНИКА-Обувь" не устанавливает для своих партнеров вступительных взносов. Значительная часть услуг по созданию и организации работы фирменного салона оказывается Партнеру бесплатно или по льготным расценкам, что обеспечивает ему значительную экономию финансовых средств.

3. Известность покупателям  салонов "ЭКОНИКА-Стиль". 
Работая на рынке уже более 10 лет, "ЭКОНИКА-Обувь" достигла высокого уровня известности и популярности у покупателей в разных регионах России. Привлекательный имидж, устойчивость экономического положения на рынке, динамичность развития компании являются для партнеров важными гарантами успешности работы их фирменных салонов. Франчайзинг - это не путь к спасению экономически ослабевшего предприятия.

4. Привлекательная сфера  бизнеса. 
Как уже отмечалось, обувной бизнес является стабильным, обеспечивает быстрый оборот денежных средств и регулярное поступление наличных денег. Кроме того, модель франчайзинга "ЭКОНИКА-Обувь" ориентирована на самый перспективный сегмент обувного рынка.

5. Возможность начать собственное дело. 
Партнер - не работник "ЭКОНИКА-Обувь", а владелец собственного бизнеса. Он получает технологию этого бизнеса и другие формы поддержки по договору в обмен на определенные обязательства перед компанией.

6. Готовая "ниша". 
Партнер получает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне компанией. Таким образом, партнер получает гарантированно "хороший", надежный бизнес.

7. Торговые марки. 
Партнер получает право пользоваться известной, уважаемой, популярной торговой маркой, фирменным знаком и дизайном салонов обуви "ЭКОНИКА-Стиль". Покупатели не видят и не должны видеть существенных различий между покупками обуви в фирменных салонах "ЭКОНИКА-Стиль"" в разных городах. Кроме того партнер получает права на продажу широко известных эксклюзивных торговых марок обуви из коллекций "ЭКОНИКА-Обувь": ALLA PUGACHOVA, ARAGONA,WIND, E-Collection.

8. Реклама. 
Партнер получает возможность рекламировать свой салон с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия. В основном ему приходится осуществлять лишь местную рекламу своего салона. Однако при этом партнер получает мощную рекламную поддержку за счет общей рекламы розничной сети салонов "ЭКОНИКА-Стиль" и рекламы эксклюзивных торговых марок обуви.

9. Помощь и обучение. 
"ЭКОНИКА-Обувь" передает Партнеру комплект материалов, которые описывают основные стандарты и алгоритмы ведения бизнеса. Топ-менеджеры салонов могут пройти обучение, позволяющее в самый кратчайший срок начать эфеективно работать. Для продавцов действует специальная программа обучения, обеспечивающая единые высокие стандарты отбора, работы и контроля работы продавцов-консультантов. Каждый сезон партнеры получают дополнительную информацию и рекомендации по тенденциям моды, особенностям коллекции, потребительским свойствам обуви, выставлению ассортимента, ситуации на рынке. В процессе работы "ЭКОНИКА-Обувь" обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем.

10. Финансирование. 
Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью широко известной сети франчайзинга. Банки, лизинговые компании, другие финансово-кредитные организации более охотно работают с партнерами-франчайзи, так как значительно снижается риск невозврата выданных средств. Так, ряд коммерческих банков готов предоставлять кредиты для открытия фирменного салона на льготных условиях.

Принимая решение о  вступлении в систему франчайзинга, потенциальный Партнер должен также  учитывать, что:  
1. Для начала бизнеса нужен капитал. Собственные средства необходимы для оплаты значительной доли затрат по созданию розничной торговой точки в соответствии с фирменными стандартами салонов "ЭКОНИКА-Стиль", для закупки товара.  
2. Франчайзинг предполагает некоторое ограничение свободы действий Партнера в бизнесе (в области товарной политики, дизайна интерьеров, рекламы, методов ведения дела и т.д.). Обязательным условием договора является также и контроль за соблюдением стандартов работы салонов со стороны компании. Это также требует психологической подготовленности партнера к такой форме сотрудничества.  
3. Договор заключается на срок не менее 5 лет; в условиях существенных затрат со стороны партнера достаточно трудно прервать этот договор без материальных потерь.

 

 

5. Терминология

 

ФРАНЧАЗИНГОВЫЕ  СОГЛАШЕНИЯ - Основаны на конкретной системе работы, состоят преимущественно из розничных и обслуживающих предприятий. Франшизер обеспечивает франчайзи подготовкой к деятельности и постоянной поддержкой. 
КОМБИНИРОВАННЫЕ ФРАНШИЗЫ - Два или более франшизированных предприятия, которые совместно используют рабочие площади для предоставления клиентам товара или услуги. 
КОНВЕРТИРУЕМЫЕ ФРАНШИЗЫ - Независимые предприятия, которые становятся франшизированными подразделениями существующих франшизированных предприятий. 
ДИСТРИБЬЮТОРЫ - Франчайзи, которые распространяют товары, произведенные франшизером или полученные из других источников. 
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФРАНШИЗЫ - Франчайзи, которые обладают правом использовать франшизы на территориальной основе; это позволяет франчайзи обслуживать весь данный город, область или район. 
ЕДИНИЧНЫЕ ФРАНШИЗЫ - Франчайзи, которые обладают правом использовать франшизу только в одном месте. 
МНОЖЕСТВЕННЫЕ ФРАНШИЗЫ - Франчайзи, которые обладают правом открыть одновременно несколько франшизированных точек. 
ИМЕННЫЕ ФРАНШИЗЫ - Франшизированные предприятия, которые устанавливают с поставщиком связи, аналогичные дистрибьюторским соглашениям. Франшизеры поставляют товар, который франчайзи продает под франшизированным товарным знаком или логотипом. 
СУБФРАНШИЗЫ - Франшизированные точки, продаваемые территориальными франчайзи другим предпринимателям в их районах.

 

6. Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как  правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу-хау), так и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются).

Информация о работе Франчайзинг – сущность и формы реализации в России