Функции цен в рыночной экономике

Автор работы: Юлия Железнякова, 15 Августа 2010 в 15:22, контрольная работа

Описание

Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
Функция учета и измерения затрат общественного труда…………...4-6
Функция сбалансирования спроса и предложения……………………7-9
Стимулирующая функция цены……………………………………..10-11
Распределительная функция цены…………………………………..12-14
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

готовая-Проблемы современной системы ценообразования.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

      Цена  в рыночной экономике выступает  в качестве критерия оценки рациональности принятия решения, связанного с приобретением  средств производства, строительством новых объектов, осуществлением любых хозяйственных операций. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продать свой товар. В наибольшей степени в такой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. В настоящее время возможности стимулирования процессов воспроизводства, на основе действующего в России механизма ценообразования достаточно существенны. Так реально стимулирование более рационального размещения производительных сил на территории Российской Федерации стимулирование научно-технического процесса, стимулирование рациональной структуры потребления. Каждая из этих сфер имеет специфические особенности и формы ценового стимулирования. Например, стимулирование рационального размещения производительных сил может осуществляться посредством ценовых средств, таких, как использование зональных цен, применение расчетных цен. Для этих целей могут быть использованы и розничные цены, например, для притока и закрепления рабочей силы в районы Крайнего Севера, если там будут регулировать цены на продукты питания и другие товары первой необходимости.

      Немаловажно и стимулирование посредством цен  технического процесса (разработка и  внедрение современной передовой  техники, технологии и организации производства, улучшения качества изделий, что позволяет существенно повысить производительность труда, экономить материальные ресурсы). Характерно стимулирование рациональной структуры потребления посредством ценовых мероприятий как производственного, так и личного потребления. На оптимизацию структуры производственного потребления способны благотворно влиять формирование уровня и соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции, обеспечение одинакового или различного уровня цен в пересчете на единицу потребительной стоимости (полезный эффект) и др.

      Стимулирование  рациональной структуры личного  потребления населения обеспечивается благодаря дифференциации ставок налоговых  платежей, различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости выпускаемой продукции, системы договорных (контрактных) и лимитных цен и т.д. С точки зрения национальных интересов России, в условиях перехода к рыночной экономике на первый план выходит задача не только и не столько стимулирования роста или сокращения потребления определенных товаров и услуг, сколько наращивание их конкурентоспособного производства, улучшения качества для достижения конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 

    1. Распределительная функция цены.
 

      Не  менее важное значение имеет и такая функция цены, как распределение и перераспределение. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Например, повышенные розничные цены на предметы роскоши и товары с высоким имиджем помогают перераспределять денежные доходы части населения для формирования фондов социального назначения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятий налогового характера, поступающих в бюджет на социальные нужды.

      С помощью цены перераспределяется создаваемая  стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно это  функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Когда цена на товар установлена выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца, следовательно, потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец имеет увеличенные доходы, но основное – решение социальных задач. При этом усиливается важность конкретного товара  в «потребительской корзине» населения, необходимость ограничения опасных привычек (курения, алкоголя и т.д.).

      Отклоняясь  от стоимости, цена помогает перераспределять национальный доход. Через эту функцию  цены происходит взаимоувязка доходов и расходов производителя и потребителя. При рынке цена выступает результатом весьма сложных взаимоотношений между продавцом и покупателем товара. Отклонения цены товара от его стоимости из-за массового характера торговых сделок свидетельствуют о закономерности отклонений цен на конкретные виды товаров от их реальной стоимости. Но по всей товарной сумме при купле-продаже цена и стоимость в количественном отношении уравновешиваются, так как выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Отсюда равенство совокупности цен всех товаров и их стоимости – такая же закономерность, как и отклонения цен от стоимости по каждому товару в отдельности.

      Стоимостные методы перераспределения проявляются  в тесном взаимодействии цен и  денег в процессе реализации. Доход, получаемый после реализации товара (или расход в результате покупки), непосредственно зависит от цены. Цены активно применяются как средство перераспределения чаще всего при использовании государственных или регулируемых цен. Вместе с тем, не следует забывать, что цены – далеко не единственный инструмент распределения и перераспределения. Так, особую роль здесь играет финансово-кредитная система. Например, если поставлена задача поднять жизненный уровень определенной части населения, то этого эффективнее достигнуть, используя финансы, в частности оперируя денежными доходами населения (размер заработной платы, пенсий, стипендий) или ставками налогов. Применение цен в данных областях менее эффективно, так как изменение цен обычно затрагивает все население, а кто здесь больше выигрывает или проигрывает, определить труднее.

      Применение  цен в качестве средства перераспределения  предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве. Важная форма распределения  национального дохода выступает, как известно, оплата труда, в которой цены играют немаловажную роль. Система цен и система оплаты труда образуют своего рода каркас распределения национального дохода на стадии производства, а последующее перераспределение осуществляется обычно в форме движения доходов в рамках финансовых и кредитных отношений. Воздействие цен на распределительно - перераспределительные процессы в обществе более заметно проявляется в течение продолжительного периода времени.

      Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и иную роль (при ее снижении), что ведет к сокращению предложения товаров. В свою очередь это приводит к соответствию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

      Распределительная функция цены действует совместно  с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капитала в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

      Учетная функция цены зачастую вступает в  противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

 

       Заключение. 

     Таким образом, в условиях рынка ценообразование  является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор  общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

     Выводом по данной работе можно считать то, что функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Также важно подчеркнуть, что     установление цены - один из важных элементов, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.

     Цены  находятся в тесной зависимости  со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.  
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы. 

      
  1. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 2000.
  2. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. –М.:БЕК,1997.
  3. Левшин Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М., МО, 1993.
  4. Цены и ценообразование. / Чудаков А.Д. - РДЛ, 2003.
  5. Цены и ценообразование. / Яркин Е.В., Слепнева Т.А. - Инфра-М, 2001.
  6. Цены и ценообразование. Учебное пособие. / Баздникин А.С. - Юрайт, 2004.

Информация о работе Функции цен в рыночной экономике