Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:22, реферат
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Функции и принципы управления
При
планировании и организации работы
руководитель определяет, что конкретно
должна выполнить данная организация,
когда, как и кто, по его мнению,
должен это сделать. Если выбор этих
решений сделан эффективно, руководитель
получает возможность воплотить свои
решения в дела, применяя на практике основные
принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения
себя и других к деятельности для достижения
личных целей или целей организации.
В условиях формирования
новых механизмов хозяйствования, ориентированных
на рыночную экономику, перед предприятиями
встаёт необходимость работать по-новому,
считаясь с законами и требованиями рынка,
овладевая новым типом экономического
поведения, приспосабливая все стороны
производственной деятельности к меняющейся
ситуации. В связи с этим возрастает вклад
каждого работника в конечные результаты
деятельности предприятия. Одна из главных
задач для предприятий различных форм
собственности - поиск эффективных способов
управления трудом, обеспечивающих активизации
человеческого фактора. Решающим причинным
фактором результативности деятельности
людей является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления
трудом получили широкое применение в
странах с развитой рыночной экономикой.
В нашей стране понятие мотивации труда
в экономическом смысле появилось сравнительно
недавно в связи с демократизацией производства.
Ранее оно употреблялось, в основном, в
промышленной экономической социологии,
педагогике, психологии. Это объяснялось
рядом причин. Во-первых, экономические
науки не стремились проанализировать
взаимосвязь своих предметов с названными
науками, и, во-вторых, в чисто экономическом
смысле до недавнего времени понятие «мотивация»
заменялось понятием «стимулирования».
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования
отдельного исполнителя или группы людей
к деятельности, направленный на достижение
целей организации, к продуктивному выполнению
принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь
управленческого и индивидуально-психологического
содержания мотивации, основанную на том
обстоятельстве, что управление социальной
системой и человеком, в отличии от управления
техническими системами, содержит в себе,
как необходимый элемент согласование
цепей объекта и субъекта управления.
Результатом его будет трудовое поведение
объектом управления и в конечном итоге
определенных результат трудовой деятельности.
В общем случае мотивация
– это процесс побуждения к труду. Любой
руководитель, если он хочет добиться
эффективной деятельности своих подчинённых,
должен не забывать о наличии для них стимулов
трудиться. Традиционно считается,
что раз работник получает оплату за свой
труд, значит, он должен быть доволен. В
случае плохого отношения к служебным
обязанностям его можно уволить. Значит,
стимулы у него есть.
На современном рынке труда
наряду с зарплатой, премиями, условиями
работы и другими мотивациями существует
и болезненный стимул - безработица, который
подчас играет не последнюю роль.
Современные теории мотивации,
основанные на результатах психологических
исследований, доказывают, что истинные
причины, побуждающие человека отдавать
работе все силы, чрезвычайно сложны и
многообразны. При рассмотрении мотивации
следует сосредоточиться на факторах,
которые заставляют человека действовать
и усиливают его действия. Основные из
них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребности нельзя непосредственно
наблюдать или измерить, о них можно судить
лишь по поведению людей.
Выделяют первичные и вторичные потребности.
Первичные по природе своей являются физиологическими:
человек не может обойтись без еды, воды,
одежды, жилища, отдыха и тому подобное.
Вторичные вырабатываются в ходе познания
и приобретения жизненного опыта, то есть
являются психологическими потребность
в привязанности, уважении, успехе.
Потребности можно удовлетворить
вознаграждением, дав человеку, что он
считает для себя ценным.
«Внутреннее» вознаграждение человек
получает от работы, ощущая значимость
своего труда, испытывая чувство к определенному
коллективу, удовлетворение от общения
дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение
- это зарплата, продвижение по службе,
символы служебного статуса и престижа.
Мотивационный процесс может
быть представлен в виде следующих одна
за другой стадий: осознание работником
своих потребностей как системы предпочтения,
выбор наилучшего способа получения определенного
вида вознаграждения, принятие решения
о его реализации; осуществление действия;
получение вознаграждения; удовлетворение
потребности. Стержнем управления
на основе мотивации будет воздействие
определенным образом на интересы участников
трудового процесса для достижения наилучших
результатов деятельности.
Теории мотивации к работе можно разделить на две группы: теории содержания; теории процесса.
Первые делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения. Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижение происходящему внутри человека процессу мотивации.
На
удовлетворенность работой
На неудовлетворенность
работой влияют: способ управления, политика
организации и администрация, условия
труда, межличностные отношения на рабочем
месте, заработок, неуверенность в стабильности
работы, влияние работы на личную жизнь.
Поведение личности обычно направляется его наиболее сильной в данный момент потребностью. Это заставляет нас действовать таким образом, чтобы удовлетворить потребность.
Таким образом, условия и ситуация со своей стороны определяют, какие потребности будут доминировать. Потребности, связанные с уважением личности и в этом смысле являются индивидуальными.
Следовательно, в одной и той же ситуации у разных людей могут существовать разные потребности, а изменение ситуации влечет за собой изменение потребностей одного человека.
Работа
как таковая может дать возможность
для удовлетворения потребностей. В том
случае часто речь идет о потребностях
более высокого уровня, связанных с уважением
и самовыражением. С другой стороны, работа
может быть способом изыскивать возможности
для удовлетворения таких потребностей
вне работы, и тогда доминируют потребности
более высокого уровня, связанные с условиями
и факторами безопасности.
То, что человек ценит,
зависит от его потребностей. Чтобы человек
был мотивирован на определенную деятельность,
нужно его достижения в этой деятельности
вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение
должно быть связано с достижением цели
так, чтобы человек это заметил.
Тип мотивации - это преимущественная
направленность деятельности индивида
на удовлетворение определенных групп
потребностей.
Таких типологий может быть
множество в зависимости от целей исследования.
В общем, достаточна типология, с использованием
трех типов мотивации:
- работники, ориентированные преимущественно
на содержательность и общественную значимость
труда;
- преимущественно ориентированные на
оплату труда и другие нетрудовые ценности;
- работники, у которых значимость разных
ценностей сбалансирована.
Основная масса работников
в настоящее время (не менее 80%) относится
ко второму типу мотивации.
На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот; уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в семье, коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, творческий порыв и интересная работа, желание самоутвердиться и постоянный риск, жесткие внешние команды и внутренняя культура и т.
Организация эффективной системы контроля
Процесс
контроля состоит из установки стандартов,
изменения фактически достигнутых результатов
и проведения корректировок в том случае,
если достигнутые результаты существенно
отличаются от установленных стандартов.
Руководители начинают осуществлять
функцию контроля с того самого момента,
когда они сформулировали цели и задачи
и создали организацию. Контроль очень
важен, если вы хотите, чтобы организация
функционировала успешно. Без контроля
начинается хаос, и объединить деятельность
каких-либо групп становится невозможно.
Важно и то, что уже сами по себе цели, планы
и структуры организации определяют ее
направления деятельности, распределяя
ее усилия тем или иным образом и направляя
выполнение работ. Контроль,
таким образом, является неотъемлемым
элементом самой сущности всей организации.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Планы
и организационные структуры
– это лишь идеал того, каким
хотелось бы видеть будущее руководству.
Множество разнообразных
Кроме того, даже самые лучшие
организационные построения имеют свои
изъяны. Специализация и разделение труда,
например, могут породить проблемы координации,
трения между отдельными бригадами и рабочими
группами, скучную работу с отсутствием
мотивации. Структура, выглядящая привлекательно
на бумаге и успешно использовавшаяся
в другом месте и в другое время, может
и не оправдать всех надежд, возлагающихся
на нее руководством данной организации.
Функция
контроля – это такая характеристика
управления, которая позволяет выявить
проблемы и скорректировать соответственно
деятельность организации до того, как
эти проблемы перерастут в кризис.
Одна из важнейших причин
необходимости осуществления контроля
состоит в том, что любая организация,
безусловно обязана обладать способностью
вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять
их до того, как они повредят достижению
целей организации.
Положительная сторона контроля
состоит во всемерной поддержке всего
того, что является успешным для деятельности
организации.
Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности.
Необходимо
принимать во внимание, что система
внутреннего контроля экономического
субъекта должна включать в себя:
а) надлежащую систему бухгалтерского
учета;
б) контрольную среду;
в) отдельные средства контроля.
Руководство
экономического субъекта несет ответственность
за разработку и фактическое воплощение
системы внутреннего контроля.
Методы управления
Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации. С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности. В практике управления успешно применяются следующие методы управления:
Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:
Организационные, распорядительные и административные методы управления
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные
методы ориентированы на такие мотивы
поведения, как осознанная необходимость
дисциплины труда, чувство долга
и т.п. Эти методы воздействия
отличает прямой характер воздействия:
любой регламентирующий или административный
акт подлежит обязательному исполнению.
Для
административных методов
характерно их соответствие нормам
органов управления.
Различают
пять основных способов административного
воздействия:
> организационные воздействия,
> распорядительные воздействия,