Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:21, доклад

Описание

Функция управления – это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, и направленных на достижение общей цели управления.

Работа состоит из  1 файл

Общая характеристика функций менеджмента.doc

— 45.00 Кб (Скачать документ)

     Общая характеристика функций  менеджмента

     Функция управления – это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, и направленных на достижение общей цели управления.

     Функции менеджмента - составные части любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации (размера, назначения, формы собственности и т.д.).

     ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Общие (первичные) функции Специальные функции Связующие функции Интегрирующие функции В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах: - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); - управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); - конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды). С точки зрения теории организации, функции менеджмента подразделяются на основные (ОФУ) и конкретные (КФУ). ОФУ: прогнозирование и планирование; - организация работы; - мотивация; - координация и регулирование; - контроль, учет, анализ.

     Взаимосвязь общих функций менеджмента Планирование Организация Контроль Мотивация  Координация Планирование – определение  целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса. Планирование – согласованность в работе подразделений; контроль результатов; определение потребности в ресурсах; стимулирование трудовой активности работающих. Процесс планирования позволяет четко сформулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Организация - создание реальных условий для достижения запланированных целей: формирование структуры организации, обеспечение ресурсами, создание условий для формирования организационной культуры. Организация – работам с персоналом, развитие стратегического и экономического стиля мышления, поддержка нововведений и творческой инициативы. Движение от стадии планирования к стадии контроля возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и мотивированием работающих Мотивация – это обеспечение выполнения работниками соответствующих заданий и делегированных им обязанностей, используя экономическое и моральное стимулирование :

     Контроль - процесс обеспечения достижения целей организации без отклонений, имеющий три подфункции:

     Установление  нормативов или стандартов контроля

     Учет  и анализ

     Корректировка и регулирование 

     Координация - центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных коммуникаций между ними

     Связующие функции менеджмента Налаживание  коммуникаций Управленческие решения Интегрирующие функции менеджмента Руководство Лидерство Форма реализации общих функций менеджмента Включают в себя как общие функции, так и связующие функции Процесс обмена информацией называют связующим процессом , который встроен во все основные виды управленческой деятельности . Однако факт обмена информацией не гарантирует эффективного общения участвующих в данном обмене людей. Управленческие решения – выбор руководителем из множества альтернатив наиболее приемлемого варианта действий по достижению целей организации. Управленческое решение – преодоление «разрыва» в организации между тем, что есть и тем, что должно быть. Руководство – каждодневное оперативное влияние руководителя на подчиненных, используя личный авторитет, власть и полномочия, а также координация их деятельности для достижения поставленных целей. « Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Д. Кэмпбелл

     Специальные функции менеджмента Факторинг  Маркетинг Логистика Производственный менеджмент Инжиниринг Контроллинг  Управление инновациями Экаунтинг  Менеджмент персонала Стратегический менеджмент Финансовый менеджмент Маркетинг – одна из составляющих внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции (услуг). Логистика как деятельность – это работа руководителей различных рангов по рационализации процессов планирования, управления и контроля за движением материальных ресурсов, кадров, финансов, информации и прочих потоков в различных организационных системах Инжиниринг - комплекс инженерно-консультационных услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции (продукта). Инжиниринг может быть представлен деятельностью по поддержанию технического уровня производства (замена оборудования, модернизация производства и т.д.) Контроллинг в широком смысле система управления процессом достижения целей и результатов организации, включающая информационное обслуживание процесса управления и методологию принятия управленческих решений и их координацию . Для коммерческих организаций контроллинг – это, прежде всего, система управления прибылью. Управление инновациями – управление внедрением новшеств в деятельности фирмы: нового продукта, новых технологий, новой структуры, новой формы собственности и т.д. Инновационный менеджмент - совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания , конкуренции и эффективности наукоемких инноваций с целью технологического лидерства . Экаунтинг – функция анализа финансовой деятельности, учета движения средств, капиталовложений, измерение и прогнозирование рентабельности предприятия. Как частный случай может появиться в результате вывода из контроллинговой службы. Факторинг — дает возможность поставщикам получать оплату за свои товары и услуги, не дожидаясь окончания срока предоставляемой отсрочки.

     Анализ  функций менеджмента Матрица распределения административных функций управления (РАФУ) Назначение матрицы – совершенствование функциональной и организационной структуры посредством анализа функций подразделений, определение трудоемкости выполнения управленческих задач и норм загрузки подразделений и служб. С позиции системного подхода матрицу можно рассматривать как средство согласования входов и выходов системы. В наименованиях столбцов располагаются входы — функциональные подразделения, службы, должности участников процесса управления. В наименованиях строк перечисляются функции (виды управленческих работ, составляющие процесс управления). В поле матрицы условными знаками показаны функции преобразования, связывающие совокупности входов и выходов Если известны (или рассчитаны) веса операций (К) и коэффициент трудоемкости решения управленческих задач (к), можно определить трудоемкость решения каждой задачи по формуле:   где k i —коэффициент трудоемкости решения i -й задачи; K j — сумма весов операций j -г o структурного подразделения или должностного лица i -й задачи; i = 1, 2, ..., у — перечень должностных лиц и структурных подразделений. Загруженность структурного подразделения или должностного лица (общую трудоемкость всех выполняемых функций подразделением или должностным лицом) можно определить по формуле: где i = 1,2, ..., у — перечень управленческих задач, решаемых аппаратом управления. Характер действия (буквенное обозначение) отражает распределение прав и ответственности при выполнении функций менеджмента. Функциональная «строка» должна показывать весь комплекс работ от разработки (И,П) до принятия решения (Р). 

Непрерывные функции административного менеджмента.

     Управление  не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.

     При управлении предприятием реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и функции, присущие только данной системе. Наличие общих функций предопределяет принципиальное единство структуры процесса управления на предприятиях независимо от их отраслевой принадлежности.

     Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее  планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; контроль и учет. Таким образом, основа управленческой деятельности — это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

     Цикл  — совокупность процессов, совершаемых  в течение определенного времени. В процессе производства продукции  цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.

     Планирование. Важнейшей функцией управления считают  планирование. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную  работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства — динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.

     Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов), гибкость, экономичность. Целостность перспективного и текущего планирования — одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей. План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения.

     Прежде  чем рассматривать особенности планирования производства в условиях рыночной экономики, кратко ознакомимся со спецификой работы по планированию при централизованной системе хозяйствования, характерной для периода существования СССР. В этой системе было много позитивного, того что может быть с успехом использовано в современной России.

     В условиях плановой экономики существовала система директивного (обязательного  к выполнению) народнохозяйственного  планирования в масштабах всей страны. Деятельность предприятия находилась в непосредственной зависимости от качественного содержания и количества директивно планируемых для него показателей.

     Вышестоящими  организациями предприятиям утверждался  перечень основных показателей хозяйственной  деятельности: производство важнейших  видов продукции в натуральном выражении; объем реализуемой продукции; общая сумма прибыли и рентабельность; производительность труда; задания по освоению производства новых видов продукции и др. Ряд расчетных показателей разрабатывался самими предприятиями (объем валовой и товарной продукции, численность работников, средняя зарплата и др.).

     В последние годы существования плановой экономики наметилась тенденция  к расширению прав предприятий и  их хозяйственной инициативы. Это  было сделано с целью совершенствования системы поощрения коллективов предприятий за результаты их деятельности. Однако они оказались более чем скромными, так как основа, фундамент экономической системы оставались прежними.

Информация о работе Функции менеджмента