Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:30, доклад
История развития компании "Форд"
Выполнила:
Тен Д. В. Гр. 11-430
Научный руководитель:
Гилязева М. Р.
Организация труда на предприятиях Генри Форда
Генри Форд продолжил дело Тейлора
в области организации
Генри Форд, названный в свое время «автомобильным
королем», позаимствовал у Тейлора основные
принципы рационального функционирования
предприятия и практически впервые внедрил
их в полном объеме на своем производстве.
Американский инженер, промышленник, изобретатель.
Один из основателей автомобильной промышленности
США, основатель "Форд мотор компании"
(Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного
производства. Генри Форд родился 30 июля
1863, на ферме, в штате Мичиган (США).[2]
Начинал Генри с малого: работал подмастерьем
механика, помощником часовщика, а потом
устроился инженером в компанию Томаса
Эдисона - Edison Illuminating.[2]
Больше всего юного Форда интересовали
автомобили. Он горел идеей сконструировать
машину, доступную любому, но технологии
производства автомобилей того времени
были очень трудоемки и требовали больших
временных затрат.[1,5]
Итогом этих усилий стало 16 июня 1903 года,
когда двенадцать инвесторов, в том числе
братья Додж вложили в общей сложности $ 28 000
в фирму, которую возглавил Генри Форд
- Ford Motor Company.[2]
На своём предприятии Форд построил систему
организации производства, основанную
на сверхспециализации рабочих, максимальном
дроблении операций технологического
процесса и расположении технологического
оборудования и рабочих мест в строгом
соответствии с последовательностью выполняемых
операций. Им введена невиданная ранее
форма организации производственного
процесса - поточная линия. Использованная
им впервые в 1913 году в виде ленточного
конвейера такая линия оказалась чрезвычайно
эффективной для условий массового производства.
Она позволила резко сократить цикл изготовления
автомобилей и снизить затраты на их производство.
Специалисты считают, что благодаря изобретению
конвейера при производстве автомобилей
Г.Форд совершил «революцию в цехе». Он
создал систему, где первое место занимали
техника и технология, в которые «вписывали»
человека.[1,4]
Настоящим триумфом Форда стало внедрение
модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров
в концепции автомобилестроения. Он создавал
её как скульптор, отсекая всё лишнее,
создавал не роскошную игрушку для избранных,
а доступный по цене товар для тысяч и
тысяч “средних американцев”. Успех превзошёл
все ожидания. За годы производства модели
“Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей,
легко завоевавших потребительский рынок.[2]
В том же 1914 году Генри Форд принял, возможно,
самое дальновидное стратегическое решение
за свою жизнь. Он решил платить своим
рабочим $ 5 в день (это эквивалентно $ 112
в сутки на сегодняшний курс) - огромные
деньги для рабочего, даже по сегодняшним
меркам. Кроме того, некурящие и непьющие
рабочие получали дополнительную прибавку.
При этом Форд уменьшил рабочий день до
8 часов, а рабочую неделю - до 6 дней. Для
Америки начала XX века такие условия труда
были просто фантастическими. Люди со
всей страны выстраивались в очередь,
чтобы попасть на работу в Ford Motor Company.
Таким образом, была устранена постоянная
текучесть кадров, а значит и снижены расходы
на обучение.[3]
Но самым главным было то, что рабочие Форда
теперь получали возможность скопить
деньги на свой собственный, новенький
Ford T. Колоссальные затраты Форда на этот
весьма прагматичный альтруизм обернулись
скачкообразным ростом продаж. Вскоре
он смог выкупить доли всех акционеров
компании и стал полноправным её хозяином.
К началу 1920-х годов Генри Форд был на вершине успеха.
Именно в это время его стали именовать
не иначе, как автомобильный король - он
продавал машин больше, чем все его конкуренты
взятые вместе. Он владел не только заводами,
но и железными рудниками, угольными шахтами,
электростанциями и всем прочим, что было
необходимо для производства машин. У
компании были аэропорт, собственное издательство,
киностудия и даже каучуковая плантация
в Бразилии. Империя, созданная Фордом,
стала независимой от внешней торговли,
поскольку могла сама себя обеспечивать
необходимым сырьем для производства.
Состояние Генри Форда, в пересчете на
сегодняшний курс доллара, оценивалась
журналом Forbes в $ 188 миллиардов - это больше,
чем четыре состояния Билла Гейтса (при
этом Форд не был самым богатым человеком
в мире).[2,5]
Таким образом, Г.Форд был одним из основоположников
современного представления о рабочем
как потребителе и, соответственно, развитии
рынка через массовое производство и высокие
зарплаты.
Следует, однако, отметить, что объявленные
6 долларов платили далеко не всем работникам.
Часть из этой суммы составляла премию,
для получения которой рабочий должен
был удовлетворять ряду требований. Так,
женатый человек должен был жить со своей
семьей и заботиться о ней.
Форд открыл необычные школы со стипендиями,
предназначенными усердным и талантливым
ученикам, создал социологическую лабораторию
для изучения условий труда, быта и досуга
работников, а главное - постоянно заботился
о потребителе, обращая внимание на безупречное
качество изделий, развитие сети сервиса,
постоянное совершенствование автомобилей
с одновременным регулярным снижением
продажной цены.
Историческое значение деятельности
Форда становится особенно ясным при сравнении
его взглядов с идеями Тейлора. Как отмечал
создатель НОТ в России А.Гастев: «Тейлор
разработал определенную организационную
механику. С необычной технической революционностью
разрешил вопрос тейлоризма так, что он
вместо людей поставил чистую технику.
Чернорабочих-транспортников, всякого
рода неурегулированный низший труд Форд
заменил машиной. Завод Форда представляет
собой высший тип административного автомата.»[2,4]
Таким образом, влияние Форда на бизнес
ХХ столетия и его вклад в организацию
труда и производства сложно переоценить.
До него в Америке не было делового человека
такого масштаба. В первые годы после смерти
его, во многом основанная на интуиции,
практическая управленческая деятельность
и методы внедрения инноваций активно
критиковалась, но затем получили широкое
признание у исследователей проблем менеджмента
как неотъемлемая составляющая эффективного
поведения руководителя.
Источники: