Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:52, доклад
Государственная служба РФ – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственная служба является одним из важнейших институтов административного права. В определении понятия государственной службы в теории административного права в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков.
Государственная гражданская служба как профессиональная деятельность, социальный, правовой и организационный институт
Государственная служба РФ – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственная служба является одним из важнейших институтов административного права. В определении понятия государственной службы в теории административного права в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий РФ, субъектов РФ, государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Услугами государственных служащих пользуются все современные государства независимо от государственного устройства, формы правления или государственного режима. Они выполняют все задачи и функции, которые цивилизованное общество возлагает на свое государство. Государственные служащие в современном обществе осуществляют контрольную, организационную, правоприменительную и другие виды деятельности. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления. Таким образом, государственная служба представляет собой особый вид профессиональной деятельности, которая организована, согласно собственным правилам и стандартам, которые подкреплены законом. Как социальный институт государственная служба представляет собой исторически устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства. Государственная служба это общественно-полезная деятельность по осуществлению управления, его обеспечение, обслуживание людей. Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту. Во-первых, она представляет собой только свойственную ей сферу профессиональной деятельности. Всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов. Во-вторых, как связующее звено между государством и гражданином государственная служба призвана защищать права и интересы граждан. Государственная служба должна быть сосредоточена на осуществлении и защите интересов личности. Это конституционное положение является определяющим стержнем в деятельности государственных служащих, независимо от служебного статуса. В-третьих, государственная служба не просто отражает общественные связи и отношения, она имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства к объективной реальности. В-четвертых, государственная служба не только правовая, но и нравственная система. Формируя правосознание граждан, она, вместе с тем, выступает носителем должной морали, нравственных ценностей, ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение нравственных норм, правил человеческого сосуществования. Функции государственной службы как социального института: 1) функция социальной организации. Государственная служба должна являться образцом организации. Для этого персонал государственной службы должен быть профессионален, компетентен, знать и использовать современные управленческие технологии; 2) функция социальной коммуникации. Государственная служба обеспечивает взаимодействие государства и граждан; 3) функция социальной информации. Государственная служба не только транслирует политические решения, но и сама является источником и носителем информации; 4) функция контроля. Контроль позволяет обеспечить соблюдение правовых норм государственными организациями, общественными институтами и гражданами; 5) функция регулирования. Государственная служба от имени государства регулирует отношения в сфере труда, собственности, жилья и т.д. Следует отметить, что государственная служба представляет собой профессиональную сферу деятельности государственных служащих как особой социальной группы общества. Она является одним из важнейших социальных институтов, имеет ряд свойств, позволяющих ей быть стержнем обеспечения полномочий органов государственной власти. С правовой точки зрения государственная служба представляет собой особый правовой институт. Государственная служба - публичный институт реализации конституции, законов и функции государства. Она формируется как система нормативно установленных государственных органов для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти и управления. Государственная служба обеспечивает реализацию политических программ, законов. Главная цель государственной службы как публично-правового института – создание правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе: 1) формирования государственной службы; 2) создание статуса государственного служащего; 3)прохождение государственной службы. Государственная служба представляет собой комплексный правовой институт, он включает в себя нормы различных отраслей права(конституционного, административного, трудового и пр.). В Конституции РФ провозглашено «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» именно права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В кодексе административного права устанавливается порядок привлечения государственных служащих к административной ответственности и т.д. Таким образом, система правовых институтов определяет порядок формирования и реализации целей и функций государства и применение государственной власти. Конституционно-правовые основы государственной службы состоят из законодательных и иных нормативных правовых актов конституционного, административного, трудового и социального законодательства. Государственная служба является организационным институтом, поскольку функционирование государственной службы как системы требует ее определенной организации. Организацию как процесс можно определить как внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия автономных частей целого; совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Организация представляет собой объединение людей, совместно реализующих программу и цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Государственная служба как организационный институт упорядочивает государственный аппарат, направляет его на выполнение общегосударственных задач. Государственная служба как организационный институт представляет собой: 1) группу людей выполняющих функцию управления, ориентированных на достижение государственной пользы, что требует их совместных и координированных действий; 2) совокупность организационных норм, способов, процедур, правил стандартов и традиций регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придание согласованности для достижения ее целей; 3) средства объединения и регламентации деятельности государственных служащих во время реализации целей государственной службы. Важнейшие аспекты организации государственной службы: 1) упорядочение государственной службы. Данный аспект означает работу по классификации должностей, званий и чинов, создании нормативно-правовой базы современной государственной службы; 2) согласованность взаимодействия частей государственной службы. Она достигается путем разделения и кооперации труда служащих, ранжирования и иерархии должностей и званий, координации и контроля деятельности служащих, обмена управленческой информацией, гармонизации между руководителем и подчинённым; 3) направленность государственной службы к достижению целей. Задачи государственной службы как организационного института: 1) подбор кадров. Реализуется путем установлении правил приема и отбора на государственную службу, процедур проведения конкурсов, квалификационных экзаменов, тестовых аттестаций, назначения на должность; 2) создание условий для роста профессионализма служащих, обеспечение эффективной работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; 3)создание более прочных стимулов к труду, стимулы должны учитывать мотивы, ценностные ориентации работников; 4) регулирование правил поведения работников; 5) определение положение работников, которые обеспечивают деятельность государственных органов материально и организационно-технически, занимаются эксплуатацией и охраной здания, транспортным обслуживанием и т.д. Государственная служба строиться и планируется на определенных принципах – основанных на исходных положениях о ее организации и функционировании. Во – первых это основополагающие принципы: верховенство Конституции и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами при исполнении должностных обязанностей, приоритет прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, равный доступ граждан к государственной службе, гласность, внепартийность. Во – вторых это организационные принципы: ранжирование должностей и званий, профессионализма и компетентности государственных служащих. В – третьих это организационно-технические принципы: системность, субординация, координация, единоначалие, дисциплина и т.д. В – четвертых это принципы профессионального характера: принцип регулирующий порядок прохождения государственной службы, оплаты, привилегий, социально-экономической и правовой защищенности, ответственности и мотивации. Кроме того можно выделить принципы демократизма, федерализма, социальной справедливости, служения народу.