Государственное регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:24, реферат

Описание

Занятость и безработица: вопросы теории и практики. Основные пути содействия занятости населения. Программа социальных реформ о занятости и о безработице.

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 32.65 Кб (Скачать документ)

- обеспечение целевой  поддержки и защиты граждан, находящихся под риском увольнения;

- осуществление дополнительных мер содействия занятости слабозащищенных категорий населения на рынке труда;

- смягчение последствий  длительной безработицы.

В целях смягчения ситуации на рынке труда совместными действиями социальных партнеров (органы государственной власти, местного самоуправления, различные фонды поддержки предпринимательства, службы занятости, агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, торгово-промышленные палаты, ассоциации и конфедерации предприятий и предпринимателей, базовые учебные заведения) должны осуществляться следующие меры:

1. Определение приоритетов  по созданию и сохранению рабочих  мест по отраслям и территориям.

2. Разработка предложений  по созданию и сохранению рабочих  мест в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

3. Организация и проведение  социальной экспертизы разрабатываемых целевых инвестиционных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест.

4. Подготовка предложений  в законодательные органы по  вопросам предоставления налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим экономически целесообразные рабочие места.

При оказании финансовой поддержки преимущества должны получать предприятия, находящиеся на территориях с критической ситуацией на рынке труда,градообразующие, сохраняющие или создающие рабочие места для слабозащищенных групп незанятого населения.

Прогнозируемое ухудшение  ситуации на рынке труда потребует  от местных органов законодательной  и исполнительной власти, служб занятости  принятия дополнительных мер по обеспечению занятости населения в экстремальных условиях на рынке труда, в числе которых:

- разработка программ экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности;

- проведение экспертизы  финансового состояния предприятий  и организаций, осуществляющих  массовое высвобождение работников;

- приостановка процесса массового высвобождения работников или его поэтапное проведение;

- увеличение масштаба общественных работ;

- организация опережающего обучения и переподготовки работников предприятия в период проведения реорганизационных и ликвидационных процедур.

В числе мер, направленных на повышение эффективности работы, — укрепление социального партнерства органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров в решении проблем занятости населения.

Программа социальных реформ о занятости и о безработице

Политика на рынке труда  в предстоящий период будет направлена на обеспечение рациональной структуры  занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

В этих целях намечается активизировать меры по структурной  перестройке экономики, стимулированию роста объемов производства, поддержке  отечественных производителей, оздоровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест.

Современная ситуация на рынке  труда значительно отличается от существовавшей в начале экономической  реформы. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 %. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут. Почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органахслужбы занятости в качестве безработных, растет длительность безработицы.

Изменилась отраслевая структура занятости, уменьшилось число работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности, несколько возросла занятость в социально-культурных отраслях. В промышленности имеют место регрессивные структурные сдвиги в пользу добывающих отраслей. Отраслевые структурные изменения вызвали обострение региональных проблем занятости. В 47 субъектах  Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

Кардинально поменялась структура  занятых по формам собственности — в настоящее время треть работающих заняты в частном секторе экономики. Более 4 млн. человек работают неполное время или находятся в вынужденных отпусках. Во многом это связано со стремлением администраций предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сдержать массовую безработицу. Ускоренно развивается вторичная и самостоятельная занятость, в том числе в теневом секторе экономики.

Осложняется положение с  занятостью женщин и молодежи. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и решения поставленных задач на федеральном и региональном уровнях предполагается осуществить:

- проведение сбалансированной  инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развития малых предприятий, направлений капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

- разработку на основе  прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы развития рабочих мест;

- введения системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

- оптимизацию масштабов  занятости в негосударственном  секторе экономике;

- разработку специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.

Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления будет обеспечено:

- дальнейшее развитие  системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержка опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;

- поэтапное осуществление  мер по смягчению социальных  последствий долговременной (застойной) безработицы;

- расширение структуры  и видов общественных работ,  условий их организации, проведения  и финансирования с учетом  качественного состава безработных  и социально-экономических потребностей регионов;

- развитие гибких форм занятости;

- реформирование системы  назначения и выплаты пособий  по безработице, разработка мер,  способствующих активному поиску  работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качественормы минимального размера оплаты труда;

- повышение финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, расширение источников его формирования,введение нового механизма перераспределения средств фонда. Субсидии из фонда занятости будут предоставляться предприятиям только для реализации программ по обеспечению занятости инвалидов, переквалификации работников перед их высвобождением, обучению молодежи без отрыва от производства, а также по поддержке лиц, не имеющих работы свыше 6 месяцев;

- осуществление мер по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;

- разработка специальных  программ, направленных на расширение  занятости для отдельных социальных  групп населения — молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;

- внедрение в практику  социальных планов предприятий,  осуществляющих массовое высвобождение работников, предусмотрев в них временное изменение условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых.

Литература

Закон РФ "О занятости населения в РФ".

Программа социальных реформ на период 1996—2000 годы.

Программа Правительства РФ "Реформы и развитие Российской экономики в 1995—1997 годы".

Среднесрочная программа  Правительства РФ на 1997—2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост".

Комплексная программа мер  по созданию и сохранению рабочих  мест на 1996—2000 годы.

Социальная политика и  рынок труда: вопросы теории и  практики. — М., 1996.

Программа содействия занятости населения Нижегородской области на 1998 год.

Введение в рыночную экономику/ Под ред. А. Лившица и И. Никулиной. —  М., 1994, гл. 14.

Рыночная экономика. Учебник. —  М.: Соминтэк, 1992, гл. 14.

Рыночная экономика. Учебник. —  М., 1993, гл.5.

Учебник по основам экономической теории. —  М., 1994, гл.16.

Эклунд К.  Эффективная  экономика. Шведская  модель. —  М., 1991, гл. II.

Экономика. Учебник/ Под ред. А. Булатова. —  М., 1994, гл. 8.


Информация о работе Государственное регулирование занятости населения