Греческие философы об управлении государством и хозяйством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание

Различным аспектам управления в науке уделяется немало внимания. Касается это и исторического развития представлений и теории управления. Указанная особенность относится и к формированию взглядов на государство, политическую власть и экономику. В процессе исторического развития эти идеи сформировались в самостоятельную систему взглядов и философских концепций. Создание политических идей и экономических концепций связано, безусловно, и с образованием понятийного, категориального аппарата, общепринятым считается мнение, что сюда непременно входят вопросы о происхождении государства, его взаимосвязи с обществом, формы государства, его задачи, средства проявления политической деятельности, его правовая сущность.

Содержание

Введение 3
1 Древнегреческая политическая мысль 5
1.1 Платон о государстве 5
1.2 Учение Аристотеля о государстве и праве 10
2 Античные философы о хозяйстве и экономике 17
2.1 Экономические воззрения Платона 17
2.2 Концепция Аристотеля об экономике 19
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа состоит из  1 файл

впапфв.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Различным аспектам управления в науке уделяется немало внимания. Касается это и исторического развития представлений и теории управления. Указанная особенность относится и к формированию взглядов на государство, политическую власть и экономику. В процессе исторического развития эти идеи сформировались в самостоятельную систему взглядов и философских концепций. Создание политических идей и экономических концепций связано, безусловно, и с образованием понятийного, категориального аппарата, общепринятым считается мнение, что сюда непременно входят вопросы о происхождении государства, его взаимосвязи с обществом, формы государства, его задачи, средства проявления политической деятельности, его правовая сущность. То же самое касается экономических воззрений - здесь актуализированы вопросы относительно форм ведения хозяйства, способов производства и распределения благ, их соотношение и многое другое.

В отношении рассматриваемой темы, касающейся управления государством и  хозяйством, особый интерес представляет античная классическая философия, представленная воззрениями Платона и Аристотеля. В данной работе взглядам этих известных представителей древнегреческой политической мысли будет уделено основное внимание.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что процессы управления - постоянно изменяющаяся структура, которая должна отвечать требованиям времени и происходящим событиям. Но, важная особенность их состоит в том, что без изучения и анализа исторических концепций, которые содержат фундаментальные понятия и излагают взгляды на управленческие принципы нельзя сформировать полноценное понимание об эффективности и сущности управленческих процессов. И античная философская мысль в этом смысле не является исключением.

Цель данной работы состоит в изучении философских воззрений двух видных античных мыслителей - Платона и Аристотеля, в отношении управления государством и хозяйством, то есть экономики.

Задачи исследования представлены следующим образом: изучить взгляды  Платона на государство, полис и  гражданина в нем; рассмотреть воззрения Аристотеля на роль государства и положение в нем человека; исследовать платоновские взгляды на хозяйственную деятельность и управление экономикой; дать полное понимание относительно выделяемых Аристотелем хрематистики и экономики; выявить основные различия между идеями двух философов.

Предметом исследования выступают воззрения философов Платона и Аристотеля на сущность государства и экономики, управление этими сферами жизни.

При написании работы был использован  метод сравнительного анализа.

Информационной базой работы послужили научные публикации в периодических изданиях, учебные пособия и монографии исследователей данного вопроса.

 

 

1 Древнегреческая политическая мысль

1.1 Платон о государстве

Платон - один из самых известных древнегреческих философов. Общефилософские положения относительно общественного развития и государства выражены в трех основных трудах этого мыслителя: «Государство», «Законы» и диалоге «Политика». Основным постулатом идей Платона является концепция порядка и гармонии, существующих на любом уровне: во Вселенной, в государственной жизни, у самого человека. В платоновском мировоззрении, традиционное для древнегреческой философии синтетическое восприятие окружающего мира как единого целого видоизменяется в представление об абсолюте и универсуме как соразмерном последовательном порядке.

Краткая характеристика мировоззрения Платона может быть выражена одной фразой - общество во многом является синонимом государства. Государство, согласно Платону, представляет собой не временную, преходящую форму организации общества, а стремящаяся к идеалу форма общежития людей, способных мирно сосуществовать и совместно устанавливать нравственность, справедливость и духовность.

Труд Платона «Государство»  в научно-философской среде традиционно считать крупнейшим и первым в истории философской мысли концептом идеального государства. Ценность этой работы нельзя ограничивать простыми размышлениями. Это тщательно продуманная и целенаправленная концепция, цель которой навсегда исключить возможность столкновения эгоистических интересов богатых и бедных, сильных и слабых, образованных и неграмотных, предотвратить общественный антагонизм и любые проявления несправедливости.

Задача, поставленная Платоном, состоит в том, чтобы устранить богатство и бедность как явления, по сути, настолько же велика, насколько непосильна. Согласно платоновскому мировоззрению первое ведет к роскоши, лени, новшествам, вторая приводит к низостям и страданиям.

Причина возникновения государства состоит в том, что оно появляется из-за всеобщего стремления жить сообща, так как совместное существование облегчает жизнь каждого. В вопросе отношения государства и личности философ отдает предпочтение первому, личность для Платона выступает всего лишь средством и условием существования и крепости государства. Отношения между государством и личностью, согласно воззрениям Платона, должны быть сбалансированными. Государство не должно владеть абсолютной полнотой безудержной власти в соотношении с отдельным гражданином, в другую очередь, граждане также не должны обладать чрезмерной свободой [8, с. 118]. 

В своих философских размышлениях Платон касается также и вопроса эффективности управления. Залог успешности этого процесса, согласно воззрениям философа заключается в том, что к управлению государством необходимо привлекать не тех граждан, которые истово  желают этого, а тех, которые не стремятся к обладанию государственными рычагами власти. В своей доктрине идеального устройства государства Платон предлагает довольно демократическую процедуру выборности лиц, представляющих государственную власть.

Для начала стоит оговориться, что Платоном выделены две  категории  граждан, которые, по его мнению, никоим образом не  годятся для управления государством. Он называет первых непросвещенными, которые стремятся к истине, вторыми же он выделяет тех, кому всю жизнь предстоит заниматься самоусовершенствованием.

Выборная система, во взглядах Платона выглядит следующим образом: выборы должны проходить в три тура, им необходимо быть поименными, подведение результатов выборов должно проходить публично, и, безусловно очень интересная особенность - это возможность, предоставляемая гражданам - в течение тридцати дней изменить свой выбор. Простые граждане и государственные руководители обладают взаимными обязательствами друг перед другом. Гражданин, со своей стороны, обязан участвовать в государственном управлении, правители, в свою очередь, несут ответственность за осуществляемую власть и злоупотребление ею.

Дальнейшее развитие мысли Платона  в отношении государственного управления приводит к тому, что он создает  собственную классификацию видов власти. Философ выделяет: власть родителей над детьми, власть благородных над неблагородными, власть старших над младшими; власть господ над рабами; власть сильного перед слабым; власть разумного над несведущим; власть по жребию. Самым важным видом власти Платон считал власть разумного над неразумным.

Мыслитель в своей концепции большое значение придает единству гражданина и государства, которое по его мнению укрепляет их в единый монолит. Отсутствие же такого объединительного начала ведет к разрушению государства и его разложению.

В связи с этим постулатом как  раз и связано стремление Платона к уничтожению деления общества на бедных и богатых. Такое государство, согласно взглядам мыслителя является чрезвычайно неустойчивым, отсюда вывод, что любая причина может нарушить в нем размеренное гармоничное течение жизни. Другим серьезным препятствием в управлении государством Платон видит стремление правителей угодить толпе. Он говорит, что правителю необходимо уметь сдерживаться под напором массы и смочь не поддаться ее настроению. Относительно чрезмерной свободы граждан в государстве Платон предупреждает, что она опасна и является ничем иным, как чрезмерным рабством, с ней он связывает возникновение тирании и говорит о том, что из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.

В своем философском трактате Платон предпринимает попытку произвести деление всех граждан идеального государства на три основных сословия. Первое - это сословие правителей, стражей или философов. Второе - сословие воинов. Третье же сословие представлено земледельцами и ремесленниками. Очень поэтична метафора, которую Платон выдвигает в связи с этим. Каждое из сословий он сравнивает с подобием металла. Так сословие правителей представляет собой не что иное, как золото, воинское сословие - это серебро, земледельцы и ремесленники сравнимы с медью и железом [12, с. 45].

Такое сословное деление по Платону  сродни кастовому, так как переход от одного сословия в другое  и вмешательство представителя какого-то одного сословия в дела других считается серьезным преступлением. Однако, здесь же Платон делает допущение, что в низшем сословии земледельцев и ремесленником может появиться ребенок, который будет способен по своим природным данным стать правителем или воином и соответствовать уровню более высокого сословия. И в обратную сторону - в сословии правителей может родиться потомок, который не будет обладать необходимыми задатками, способность управлять и не сможет стать истинным правителем.

Исходя из такого разделения и ограничения на возможность вмешательства одного сословия в дела другого, Платон выдвигает одну из центральных и очень важных категорий своей философской концепции - категорию справедливости. По Платону, внутри каждого сословия запрещается изменение профессии. Именно, исходя из таких измышлений, Платон и выводит собственное понимание справедливости, которое он трактует как невмешательство в чужие дела и возможность каждого заниматься своим собственным делом [11, с. 67].

Любое нарушение принципов справедливости, установленных Платоном, он считает гибельным для государства. Одно дело если человек будет заниматься не своим делом внутри своего сословия, это небезопасно, но еще приведет к погибели идеальной формы государственного устройства. Платон, относительно важности сословного деления, делает вывод о том, что граждан, которые по-настоящему способны к государственному управлению, не так много и их способности во многом зависят от природных данных.

Относительно понимания закона Платон говорит, что это есть то, что устраивает всех людей в равной мере и делает их жизнь и совместное существование друг с другом вполне приемлемыми. Философ отождествляет понятия закона и порядка, по его мнению, закон - это основная несущая опора, на которой зиждется государство. Он, защищая интересы граждан, высшей целью представляет государственное благо.

В целом основной характеристикой  философских воззрений Платона, относительно модели идеального государства, является та мысль, что превосходство интересов государства над интересами граждан является необходимым условием. По Платону идеальному государству должны быть свойственны, по меньшей мере, четыре основных качества: мудрость, мужество, справедливость и рассудительность [10, с. 198].

Согласно определениям Платона  мудростью не могут обладать в равной степени все граждане государства, она присуща только правителям-философам. Те люди, которых избрали, по определению мудры и способны принимать мудрые решения. Большее количество людей, согласно Платону, обладает мужеством, кроме правителей-философов это качество свойственно также воинам.

Третья добродетель, которую Платон выделяет - рассудительность, она должна сопутствовать не только отдельным классам, но присуща всем гражданам. Четвертой добродетелью философ выделяет - справедливость. Под этим определением он понимает деление людей на разряды и сословия. В философии Платона деление людей на классы имеет решающее значение, оно определяет само существование идеального государства, которое по определению не может быть несправедливым, отсюда вытекает следствие, что любое нарушение сословных устоев считается серьезным преступлением.

В своих философских изысканиях Платон находит деление правителей на разные типы личности. В первую очередь он представляет идеальным олигархический тип, который соответствует руководителю идеального государства. Далее философ выделяет демократического человека - этот тип склонен поддаваться своим мимолетным желаниям и увлечениям, что не соответствует образу добропорядочного правителя. Согласно Платону существует также тиранический тип личности. Античный мыслитель считал, что превращение такого правителя осуществляется, когда он поднимает восстание против граждан, обладающих собственностью. Тиран, имея в послушании  толпу, начнет устанавливать своих ставленников в осуществлении суда по несправедливым обвинениям и прочее.

Таким образом, можно сделать общий вывод, исходящий из философских размышлений Платона, классификация систем управления в государстве у него выглядела следующим образом: олигархия - правление лучших, мудрецов, избранных гражданами; демократия - правление толпы; тирания - единоличное правление, подавление воли и свободы граждан. Философ решительно отвергал две последние формы государственного управления и единственно верной считал олигархию.

В уже существующих на тот момент государствах Платона не устраивало многое, что противоречило его убеждениям. В своем труде «Государство» он написал о том, что основная причина падения обществ и государств, которые когда-то, имели совершенную систему управления, заключена в господстве корыстных интересов, которое обуславливает поступки и поведение людей. Оптимальным числом граждан в идеальном государстве Платон считал не более 5 тысяч. В этом случае, он полагал, что все неизбежно будут знать обо всех, что способствует отсутствию злоупотребления властью и бюрократии. Отсюда лучшей формой устройства, он считал полис - город-государство.

Информация о работе Греческие философы об управлении государством и хозяйством