Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 10:46, контрольная работа
Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять свои потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования своей личности, устранения беспокойств и т.п.
3.
Сравните 2 типа принятия
решений: индивидуальный
и групповой. Каковы
преимущества и недостатки
каждого из них.
Принятие
решений для менеджера —
каждой из них, т.е. планированию, организации,
мотивации и контролю. Выработка и принятие
решений — это творческий процесс в деятельности
руководителей. Он, как правило, включает
в себя ряд стадий
1)выработку и постановку цели;
2)изучение проблемы;
3)выбор и обоснование критериев эффективности
и возможных последствий
принимаемых решений;
4)рассмотрение вариантов решений;
5)выбор и окончательное формулирование
решения;
6)принятие решения;
7)доведение решений до исполнителей;
8)контроль за выполнением решений.
При
разработке управленческого решения
следует учитывать два основных
момента. Во-первых, принять решение
очень легко, но принять эффективное решение
чрезвычайно трудно. Во-вторых, принятие
решения психологический процесс, поэтому
подходы, используемые менеджерами при
их принятии, варьируются от спонтанных
до высокологичных.
Существует несколько подходов к разработке управленческого решения.
1. Централизованный подход. Состоит в том, что принятия решения осуществляется высшим руководством организации. Это обеспечивает высокую эффективность принятого решения за счет централизации информации в одном органе и использование опыта и знаний высшего руководства.
2. Децентрализованный подход. В крупных организациях решения принимаются, децентрализовано средним и низшим звеном управления. Такой подход имеет ряд достоинств: повышается авторитет менеджеров за счет доверия им; знание реальной обстановки на местах; разгруженность высшего руководства. Однако имеется существенный недостаток – сложность координации принимаемых решений.
3. Групповой подход. При нем руководитель и специалисты совместно работают над подготовкой управленческого решения. Достоинства этого подхода: группа принимает решение легче, чем один человек; с точки зрения психологии, групповое решение выполняется лучше, чем единоличное; возможность сбора значительно больше информации из альтернативных вариантов. Недостаток – невозможность использования при дефиците времени.
4. Индивидуальный подход. Часто предпочтительнее, чем групповой, когда групповое решение принять невозможно чисто физически.
5. Система участия. При нем менеджер опрашивает заинтересованных людей, которые будут участвовать в дальнейшем в выполнении этого решения. Наиболее простой формой является «почтовый ящик»
6. Демократический подход. При таком подходе решение принимается путем голосования в пользу большинства.
7.
Совещательный подход. Это альтернатива
демократическому подходу, так как, вовлекая
в процесс принятия решения, множество
людей, он ищет компромисс между всеми
мнениями, а затем формируется общее мнение.
Рассмотрим
два подхода к разработке управленческого
решения: индивидуальный и групповой.
Индивидуальный подход
Индивидуальные
управленческие решения — это
решения, которые принимаются
Недостатки индивидуальных решений проявляются тогда, когда они приобретают авторитарный характер. Руководитель узурпирует власть, единолично распоряжается ресурсами, определяет кадровую политику организации и оказывает давление на подчиненных. Решения, принимаемые руководителем единолично, позволяют организации какое-то время оставаться на рынке и быть успешной. Однако в дальнейшем, стиль руководства, используемый руководителем, тормозит развитие организации. Руководитель должен уметь лавировать и быть гибким, использовать искусство делегирования полномочий по принятию решений другим людям в организации.
Групповой подход
Большинство
решений в компаниях принимаются коллективно.
Сегодня в организациях при необходимости
формируются комитеты, специальные группы
для выполнения тех или других заданий,
инспекционные комиссии, команды для изучения
проблем или группы для принятия решений.
Кроме того, исследования показали, что
менеджеры 40% в свое время проводят на
собраниях и совещаниях, и, несомненно,
значительная часть этого времени идет
на формулировку проблем, выработки подходов
к их решению и определению способов их
реализации. Следует отметил также, что
в некоторых ситуациях группы создаются
на каждом этапе процесса принятия решения.
Как и любой другой процесс, процесс принятия
групповых решений имеет свои собственные
наборы преимущества и недостатки.
Преимущества групповых решений в сравнении с индивидуальными:
1.
Более полная информация. Как
справедливо говорит народная
мудрость, одна голова – хорошо,
а две – лучше. Группа
2.
Выработка большего количества
вариантов. Поскольку группы
3.
Большая вероятность одобрения принятых
решений другими сотрудниками. Известно,
что большинство решений испытывают неудачи
на самом последнем этапе их разработки,
потому что люди отказываются их принимать
и выполнять. При этом, если работники,
которых непосредственно касается то
или другое решение и которые должны будут
его реализовать, принимают участие в
процессе его принятия, они одобрят его
и будут добиваться, чтобы это сделали
другие.
4.
Большая законность. Процесс группового
принятия решений
Групповые решения имеют также и ряд недостатков.
1.
Значительные расходы времени.
Чтобы собрать группу
2.
Власть меньшинства. Члены
3.
Давление группы. При работе в
группах отдельные их члены
испытывают давление, поскольку
люди стремятся быть "как все".
Это нередко приводит к
4.
Нечеткое распределение
Список
используемой литературы
Информация о работе Групповая динамика в организации. Взаимодействие человека и группы