Характеристика и основные направления менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента для их применения в управлении современной российской организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определить сущность менеджмента;
- рассмотреть понятие о принципах менеджмента и их классификацию;
- дать характеристику общим и частным принципам менеджмента;
- охарактеризовать современный менеджмент в российских организациях;
- предложить некоторые современные принципы менеджмента к использованию в практике управления российскими коммерческими фирмами.

Содержание

Введение
1. Сущность менеджмента как типа управления коммерческой оргнизацией
2. Понятие о принципах менеджмента, их классификация
3. Характеристика общих принципов менеджмента
4. Характеристика частных принципов менеджмента – принципов достижения успеха
5. Использование принципов менеджмента в управлении современной российской организацией
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач хар-ка и ...doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

  Нaциoнaльнoй  мoдeли или кoнцeпции yпpaвлeния в  Рoccии нe cyщecтвyeт. Мeнeджмeнт в Рoccии пpeдcтaвляeт coбoй cимбиoз eвpoпeйcкoгo и aзиaтcкoгo cтилeй yпpaвлeния. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

  Основные  постулаты современного менеджмента  были сформулированы исходя из потребностей США. В них уделялось мало внимания основам управления, которые так  нужны сегодня в России и весьма интересны с точки зрения анализа проблем российского менеджмента.

  Использование принципов менеджмента в управлении современной российской организацией представим на примере проекции принципов  Э. Деминга на российскую практику (см.таблицу 1).

  В своей  знаменитой книге "Выход из кризиса" Э. Деминг сообщил американцам свое видение современного менеджмента, который позволяет постоянно  повышать качество продукции, улучшать управляемость предприятия при  одновременном снижении издержек. Новые подходы Деминг сформулировал в виде четырнадцати принципов теории менеджмента.

  Деминг  был уверен, основываясь на достигнутых  японской промышленностью результатах, что эти 14 принципов органично  дополнят существующую американскую практику менеджмента и его работа поможет трансформировать американский стиль управления. И действительно, благодаря таким проповедникам новых подходов, как Деминг, Джуран, Кросби, Фейгенбаум, Исикава, Таугути американская промышленности сумела преодолеть кризис 70-80х годов.

  Деминг формулировал свои принципы прежде всего исходя из потребностей США, обращая внимание на те моменты, которые были слабо развиты в США в то время. Он не уделял внимания основам управления, которые американцами были освоены, но которые так нужны сегодня в России. На них мы должны сами обратить внимание. Кроме того, очень важно понять нашу специфику и не путать ее с уникальностью. Мы не будем рассматривать все принципы, а ограничимся самыми актуальными. 

  Таблица 1. - Проекция принципов Деминга на российскую практику

Принципы  Деминга Проекция на российскую практику
1. Постоянство  цели. Поставьте перед собой цель  и будьте неизменно твердыми  и постоянными в достижении  поставленной цели непрерывного  улучшения продукции и услуг,  распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности, а не только сиюминутная прибыльность, для достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей работой.   Как правило, долгосрочных целей нет, все менеджеры  заняты текущими проблемами. Постоянство есть. Это постоянство в сопротивлении необходимым переменам, в стремлении действовать в связи со сложившимися стереотипами.

  В России нужно учредить постоянство  перемен к лучшему.

2. Новая  философия. Примите новую философию.  Мы находимся в новой экономической эре, начатой в Японии. Мы не можем более уживаться с обычным принятым уровнем задержек, ошибок, дефектов в материалах, брака в работе. Необходимо преобразование западного стиля менеджмента, чтобы остановить продолжающийся упадок экономики.   Новая философия  отсутствует как на уровне страны, так и на уровне большинства компаний. Нет идей трансформации. Языческая  ментальность: кумиры, враги, темные силы-олигархи, заговоры, ксенофобия.

  Учить философию всеобщего качества (TQM) — основу менеджмента, ведущего к процветанию.

3. Покончите  с практикой закупок по самой  дешевой цене. Покончите с практикой  оценки и выбора ваших поставщиков  только на основе цены на  их продукцию. Вместо этого  наряду с ценой требуйте серьезных  подтверждений ее качества. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех из них, кто не смог статистически подтвердить его качество. Стремитесь к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного производителя на основе установления долговременных отношений взаимной лояльности и доверия. Целью в этом случае является минимизация общих затрат, а не только первоначальных затрат. У отделов комплектации и снабжения в результате появятся новые обязанности, которые они должны хорошенько изучить.   В России проблемы закупок, отношении с поставщиками носят другой характер: поставки через  многочисленных посредников, криминализация сферы закупок — откаты, взаимозачет  — как способ перекачки доходов. Крайне редко потребители вводят в контракты полноценные требования к качеству, не могут воздействовать на поставщиков-монополистов, например поставщиков металлов и сырья. Редко ведутся реестры одобренных поставщиков. Систематическая работа с поставщиками только начинается в компаниях. Примеры партнерских отношений неизвестны.

  Закупщикам  стоит выйти из тыла на передовые  позиции, принять на себя ответственность  за качество поставок.

4. Улучшайте  каждый процесс. Улучшайте постоянно,  сегодня и всегда, все процессы  планирования, производства и оказания услуг. Непрерывное улучшение системы, включающей разработку и проектирование, поставку комплектующих и материалов, обслуживание и улучшение работы оборудования, методов управления и организации, подготовку и переподготовку кадров есть первейшая обязанность руководства. Процессное  мышление, процессные подходы фактически не развиты. Под процессами понимаются только технологические процессы. Статистические методы улучшения качества, такие, как 7 простых японских методов, практически  не применяются. Можно говорить о статистической безграмотности персонала большинства компаний. Однако там, где улучшение процессов применяется систематически, результаты впечатляют. В России надо говорить о замещении там, где возможно, систем Тейлора на системы Шухарта.
5. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров. Введите в практику современные подходы к подготовке и переподготовке для всех работников, включая руководителей и управляющих, с тем чтобы лучше использовать возможности каждого из них. Чтобы поспевать за изменениями в материалах, методах, конструкции изделий, оборудовании, технологии, функциях и методах обслуживания, требуются новые навыки и умения. Ряд предприятий  уделяют этому большое внимание. Проблема — чему учить и кто  будет учить. Программы обучения носят случайный характер, не выстроены под стратегические цели компаний. Немногие руководители компаний России понимают, что обучение персонала — это прекрасные инвестиции. В России, где нет миграции рабочей силы, возможности инвестиций в образование, подготовку и переподготовку персонала близки к японским.
6. Учредите  «лидерство». Усвойте и введите  в практику лидерство как метод  работы, имеющий целью помочь  работникам выполнять их работу  наилучшим образом. Руководители  всех уровней должны отвечать  не за голые цифры, а за качество. Улучшение качества автоматически приводит к повышению производительности. Руководители и управляющие должны обеспечить принятие немедленных мер при получении сигналов о появившихся дефектах, неисправном или разлаженном оборудовании, плохих инструментах, нечетких рабочих инструкциях (оперативных определениях) и других факторах. Лидеры в  российском менеджменте есть, но, как  правило, только на высшем уровне. Лидерство  в целом не поощряется, более того, генеральные директора считают, что на предприятиях должен быть только один лидер, и понятно кто. Лидерство как институт подавляется. Культура работы с цифрами (данными) России пока не угрожает. Работать с данными руководители не умеют, да и данные не собираются и не обрабатываются нужным образом. Управление осуществляется на уровне интуиции ощущений, мнений, предчувствий, но не фактов. Российские капитаны ведут корабли компаний в темноте без приборов на свой риск и страх. «Русская рулетка». Пора включать прожектора, учиться работать с данными.
7. Изгоняйте  страхи. Поощряйте эффективные двусторонние  связи и используйте другие  средства для искоренения страхов,  опасений и враждебности внутри  организации, с тем чтобы каждый  мог работать более эффективно  и продуктивно на благо компании. Отличный принцип. Но человек без цели, без морали, без принципов и без страха еще более опасен, чем человек, подавленный страхом. Российский тезис должен звучать так: "Заменяйте страх перед руководством на разъяснение целей и задач, корпоративных ценностей, воспитание морали, этических правил поведения; направьте усилия на создание корпоративной культуры, основанной на сотрудничестве, уважении, доверии, творчестве, инициативе".
8. Поощряйте  стремление к образованию и  самосовершенствованию. Учредите  энергичную программу образования и поддержки самосовершенствования для всех работников. Организации нужны не просто люди, ей нужны работники, совершенствующиеся благодаря образованию. Источником успешного продвижения в достижении конкурентоспособности являются знания. Прекрасно, но сначала  самим менеджерам нужно начать учиться. Желание учиться у них наблюдается  крайне редко, в связи с этим поощрение  стремления служащих и рабочих к  самообразованию лицемерно и  опасно для самих менеджеров. Они, наконец, должны принять на себя по крайней мере половину ответственности (другая половина лежит на политиках) за экономическое положение в стране и бедность основной массы населения. Российские менеджеры, поощряйте в себе стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Станьте примером для всех работников. Примеры такого поведения менеджеров уже есть.

  Весьма  краткое, конспективное рассмотрение проекции принципов Деминга на российские компании показывает многоаспектную специфику. Не все из 14 принципов Деминга  актуальны для России, однако рассмотрение их позволяет сформулировать другие принципы, реализация которых весьма важна для российских организаций.

  Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не просто так, а быть ориентированным на решение конкретных проблем, которые стоят в данный момент перед организацией. Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Последнее требует оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, а также закономерностей межличностных отношений и группового поведения.

  Для того, чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа как обеспечение  единства прав и ответственности  в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу, а недостаток парализует деловую активность и инициативу работников. Здесь важным считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация. В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, поскольку решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью. 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Принципы  управления представляют собой изначальные нормы, правила и закономерности, следующие из сущности и уровня развития общества, а также его производительных сил. Соблюдение вышеуказанных норм, правил и закономерностей способствует достижению целей функционирования и решению поставленных задач.

  Любая социально-экономическая  система создается и функционирует  для достижения определенных конкретных целей, поэтому и принципы, которыми руководствуются менеджеры организации, должны подбираться индивидуально  в каждом конкретном случае исходя из целей функционирования.

  В процессе классификации принципов управления целесообразно подразделять их на две  основные группы. Принципы, входящие в  состав первой группы, являются общими принципами управления, относящимися к системе управления в целом. Ко второй группе относятся частные принципы, касающиеся отдельных частей и элементов системы управления. Основу системы общих принципов управления составляют слудующие принципы научность, системность и комплексность, единоначалие и коллегиальность, демократический централизм, сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

  В группе частных принципов управления можно  условно выделить две подгруппы. Первая подгруппа включает в себя принципы, касающиеся осуществления  отдельных функций управления. Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например социальной, экономической, организационно-технической и т.д.

  На практике принципов менеджмента может  быть очень много. Едва ли не самым  главным из этих принципов можно считать научность в сочетании с элементами искусства.

  Для творческого  и эффективного использование принципов  управления необходимо вскрывать и  всесторонне исследовать объективные  законы и закономерности управления. В свою очередь, поскольку законы и закономерности управления базируются на законах развития природы, общества и мышления, необходимо формирование совершенной системы научных знаний каждого руководителя, широчайшего культурного и профессионального кругозора.

  Менеджмент  использует данные и выводы множества наук, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять «по наитию». В то же время, ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится использовать нетрадиционные подходы. Это требует от руководителя, помимо глубоких знаний, большого опыта, владения искусством межличностного общения, умения находить выход из безвыходных положений. 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.         Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: 1995.

  2.         Веснин В.Р. Основы менеджмента – М.: Триада ЛТД, 1996.

  3.         Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник - М.: ЮНИТИ, 2001.

  4.         Деарлав Д. Бизнес путь: Билл Гейтс. 10 секретов самого богатого в мире бизнес-лидера. – СПБ.: Издательство “Крылов”, 2003.

  5.         Лапидус В.А. Проекция принципов менеджмента Деминга на российскую практику. /http://www.elitarium.ru.

  6.         Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента СПб: 1998.

  7.         Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента – М., 1992.

  8.         Мумладзе Р.Г. Менеджмент: Уч.пособие.- М.: Издательство «Палеотип», 2002.

  9.         Успешное управление А. Шмаров //Эксперт 14 мая 2001г. №18 (278).

Информация о работе Характеристика и основные направления менеджмента