Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:07, реферат
В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.
Источники ценового риска. 3
Основные инструменты хеджирования. 4
Фьючерсная цена 5
Стратегии хеджирования. 5
Другие инструменты хеджирования 7
Стоимость хеджирования 8
Риск, связанный с захеджированной позицией. 8
Основные принципы хеджирования. 9
Что дает хеджирование. 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждения высшего профессионального образования
РОССИИСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ
ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра
менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Управление риском инновационной
деятельности»
на тему
«Хеджирование»
Выполнил:
студент группы ИМ-071
Шевелёв Денис Юрьевич
Проверил:
к.э.н., доцент
Сидорова Елена Юрьевна
Кемерово 2010
Содержание
Хеджирование
- использование одного инструмента
для снижения риска, связанного с неблагоприятным
влиянием рыночных факторов на цену другого,
связанного с первым инструмента, или
на генерируемые им денежные потоки.
В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива. Приведем несколько примеров:
Производитель бензина покупает нефть и планирует продать произведенный из нее бензин через 3 месяца. Однако, он опасается, что за это время цены на нефть (а вместе с ними, и цены на бензин) снизятся, что приведет к недополучению им прибыли, а, возможно, и к убыткам. Чтобы снизить риск, он заключает форвардный контракт на поставку бензина со сроком исполнения через 3 месяца.
В предыдущем примере
Как видно из приведенного примера, хеджирование может применяться как для снижения риска потерь, связанных с изменением как цен на товары, так и других рыночных факторов (обменных курсов валют, процентных ставок). В дальнейшем, однако, основное внимание мы уделим именно хеджированию товарных позиций.
Прежде,
чем ответить на ключевой вопрос "хеджировать
или не хеджировать", компания должна
оценить степень своей
Теперь остановимся на основных источниках риска, связанного с возможным изменениям цен:
Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только в их назначении. Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.
В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.
Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).
Биржевые
инструменты хеджирования - это товарные
фьючерсы и опционы на них. Торговля
этими инструментами
Теперь
кратко перечислим основные достоинства
и недостатки биржевых и внебиржевых
инструментов хеджирования:
Внебиржевые инструменты
Достоинства
Недостатки
Биржевые инструменты
Достоинства
Недостатки
Использование
срочных биржевых инструментов для
хеджирования сделок с реальным товаром
основано на том, что фьючерсная цена
товара и его цена на спот-рынке изменяются
в значительной мере параллельно. Если
бы это было не так, то существовала бы
возможность арбитражных операций между
наличным и срочным рынками.
Например, если фьючерсная цена значительно превышает цену "спот", то существует следующая возможность:
Т.о., разница между фьючерсной ценой и ценой "спот" отражает такие факторы, как стоимость заемного капитала (т.е., текущий уровень процентных ставок) и стоимость хранения данного вида товара. Эта разница называется базисом. Базис может быть как положительным (для товаров, хранение которых сопряжено с издержками, например, нефть и цветные металлы), так и отрицательным (для товаров, владение которыми до срока поставки приносит дополнительную выгоду, например, драгоценные металлы).
Величина базиса не является постоянной; она подвержена как систематическим, так и случайным изменениям. Общей закономерностью является уменьшение абсолютной величины базиса с приближением срока поставки по фьючерсному контракту.
Следует отметить что при наличии ажиотажного спроса на наличный товар рынок может перейти в "перевернутое" состояние, когда наличные цены превышают фьючерсные, причем это превышение может быть весьма значительным.
Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.
Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены "спот" и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара. Однако, как мы уже отмечали, это сходство не является совершенным. Изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с помощью хеджирования.
Существует 2 основных типа хеджирования - хедж покупателя и хедж продавца. Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара является покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа "колл" или продажа опциона типа "пут".
Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного контракта, покупка опциона типа "пут" или продажа опциона типа "колл".
Рассмотрим основные способы хеджирования на примере хеджа продавца.
Хеджирование продажей фьючерсных контрактов.
Эта стратегия заключается в продаже на срочном рынке фьючерсных контрактов в количестве, соответствующем объему хеджируемой партии реального товара (полный хедж) или в меньшем (частичный хедж).
Сделка на срочном рынке обычно заключается в момент времени, когда:
Например,
если производитель бензина хочет
хеджировать будущую цену его
продажи, и издержки на переработку
нефти могут быть оценены в момент ее
закупки, то в этот же момент осуществляется
вход в хедж, т.е. открываются позиции на
срочном рынке.
Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов фиксирует цену будущей поставки товара; при этом в случае снижения цен на рынке "спот" недополученная прибыль будет компенсирована доходом по проданным срочным контрактам (при снижении фьючерсной цены проданный фьючерс приносит прибыль). Однако, оборотной стороной медали является невозможность воспользоваться ростом цен на реальном рынке - дополнительная прибыль на рынке "спот" в этом случае, будет "съедена" убытками по проданным фьючерсам.
Другим
недостатком этого способа