Идентификация проблемной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание

На ОАО «Первый хлебокомбинат» произошел конфликт между начальником цеха и рядовыми производственными работниками. Рассмотрим суть конфликта по этапам.
На предприятии существует система фотографии рабочего дня. Работники сборочного цеха после окончания отпуска должны были приступить к работе в 7:30 утра. В день выхода на работу (сразу после отпуска) группа работников только возвращались в город на поезде Москва-Челябинск, который приходит рано утром, по этой причине работники приступили к своим обязанностям в 11:25, что зафиксировала на проходной завода система проходного контроля.

Работа состоит из  1 файл

RUR.docx

— 49.79 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Челябинский государственный университет

Институт  экономики отраслей, бизнеса

и администрирования

Кафедра экономики  отраслей и рынков 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

По дисциплине: «Разработка управленческого решения»

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. 22ПС-306

Лиясова Е.В.

Проверил: преп.

Плетнев Д.А.___________

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013 г.

Идентификация проблемной ситуации

На ОАО «Первый хлебокомбинат» произошел конфликт между начальником цеха и рядовыми производственными работниками.

Рассмотрим  суть конфликта по этапам.

На предприятии  существует система фотографии рабочего дня. Работники сборочного цеха после  окончания отпуска должны были приступить к работе в 7:30 утра. В день выхода на работу (сразу после отпуска) группа работников только возвращались в город на поезде Москва-Челябинск, который приходит рано утром, по этой причине работники приступили к своим обязанностям в 11:25, что зафиксировала на проходной завода система проходного контроля.

Начальник цеха уволил 6 работников, по статье не явки  (несанкционированный прогул) на работу без уважительной причины. Работники обратились в суд за помощью в восстановлении на работу. Суд признал неправомерность  начальника цеха в своих действиях  и обязал восстановить на работу уволенных  сотрудников цеха. Выяснилось, что  неявка на работу без уважительной причины в течение 4 часов с  начала рабочего дня – является основанием увольнения. Но система  проходного контроля зафиксировала  время начала трудового дня в 11:25, поэтому основание (4 часовая неявка) увольнения сотрудников была не правомерна.

Конфликт  вызвал большой резонанс в коллективе цеха по отношению к начальнику сборочного цеха. 

Кроме того, в целом система управления персоналом ОАО «Первый хлебокомбинат» обладает следующими отличительными чертами:

- тесная  взаимосвязь с кадровой политикой  всего предприятия во всех  подразделениях;

- отсутствие  демократичных принципов в отношении  урегулирования конфликтов;

- развитая  система мотивации и поощрения  сотрудников.

Начальником службы управления персоналом был выдвинут ряд проблем, связанный с обучением сотрудников в целях развития прогрессивных технологий; с повышением эффективности деятельности службы и уменьшение в конечном итоге количества конфликтов на производстве.

Предприятию нужны подготовленные и увлеченные этой идеей руководители всех рангов (квалифицированные трудовые ресурсы).

Одной из главных проблем  для начальника системы управления персоналом ОАО «Первый хлебокомбината» является:

- необходимость увеличения  количества высококвалифицированных  сотрудников;

- налаживание системы  урегулирования конфликтов;

- увеличение численности  молодых прогрессивных легко  обучаемых специалистов.  

Проиллюстрируем сущность понятия «проблема» на рисунке.

 

 Рисунок - Сущность понятия «проблема»

 

Следовательно, проблема на ОАО «Первого хлеб-та» заключается в повышении эффективности системы управления персоналом, по средствам уменьшения конфликтов на производстве и повышении квалификации сотрудников.

 

 

 

Определение проблемы

Тип решаемой проблемы:

Проблема в системе управления персоналом

 

Симптомы проблемы:

- снижается численность сотрудников  с высшим образованием;

- увеличивается количество конфликтов  на производстве меду подчиненными;

- увеличивается количество конфликтов  на производстве меду руководством  и подчиненными;

- снижается производительность  труда.

 
  1. Причины возникновения проблемы:

(включая дерево причин)

1) нежелание администрации признавать  свои ошибки;

2) наличие у администрации «привилегированной»  части сотрудников;

3) несправедливость администрации;

4) нежелание администрации понять  работников;

5) слишком высокие требования  администрации;

6) нежелание работников продуктивно  трудиться;

7) нарушение сотрудниками рабочей  дисциплины;

8) плохая подготовленность работников  к трудовой деятельности;

9) игнорирование замечаний администрации;

10) несправедливое отношение администрации  к работникам.

 

Управляемые факторы (на основе дерева причин проблемы)

- нежелание администрации признавать  свои ошибки;

- несправедливость администрации;

- нежелание администрации понять работников;

- нарушение сотрудниками рабочей дисциплины;

- плохая подготовленность работников к трудовой деятельности;

- уменьшение численности сотрудников с высшим образованием;

- рост количества конфликтов на производстве.

Определение внешней среды проблемы

Факторы внешней среды, влияющие на решение (на основе дерева причин проблемы).

Решение социальных проблем силами предприятия  компенсирует негативные факторы внешней  среды, воздействующие на людей, тем  самым улучшая их самочувствие и  притягивая к организации.

 

Тип внешней среды решения (условия  определенности, неопределенности, риска).

От руководства организации требуется всегда быть в курсе событий и процессов в окружающей среде, чтобы эффективно реагировать на ее неблагоприятные воздействия.

 

Природы, источники возникновения  и диапазон возможных значений факторов неопределенности

Так как решение принимается в  условиях неопределенности переменных, то ЛПР (начальник системы управления персоналом) не может достоверно указать, какие значения принимают.

Постановка цели решения

1. Формулировка цели, решающей проблему (преодоление проблемной ситуации).

Главной целью управленческого решения  является оптимизация системы управления персоналом.

Начальником службы управления персоналом совместно с экспертами (собственными сотрудниками предприятия) были определены цели первого порядка или стратегические цели:

Ι ) - Снижение конфликтности в коллективе;

Ι Ι) - Повышение производительности труда.

В рамках стратегической цели «Ι» (снижение конфликтности в коллективе), были определены тактические цели:

1) упорядочение формальных и  неформальных отношений в коллективе;

2) повышение общего уровня культуры  персонала;

3) оптимизация формальных рабочих  групп и межгруппового взаимодействия;

4) придание конструктивно-организационной  направленности неформальным группам;

5) активизация усилий в области  охраны труда и медицинского  обслуживания;

6) улучшение коммунально-бытовых условий работников и членов их семей.

В рамках стратегической цели «Ι Ι» (Повышение  производительности труда) определены цели:

7) обучение сотрудников, повышение  квалификации;

8) улучшение условий труда.

Для выбора приоритетных целей экспертами были расставлены оценки каждой из определенной цели.

Ниже представлено дерево целей ОАО «Первый х-т».

  1. Построение дерева целей.

 

2.Определение количественных  и качественных показателей оценки  решения (в рамках каждой цели) и их изображение на дереве  целей.

 

Рисунок – Дерево целей ОАО «1-й хлеб-т»

Определение критериев и показателей  оценки решения

Определение сравнительной значимости целей и показателей

Оценки ставились из расчета: 10 балов  – максимум.

Выбор приоритетных целей

Эксперты

Оценка целей, исходя из дерева целей

Сумма баллов

Цель1

Цель2

Цель3

Цель4

Цель5

Цель6

Цель7

Цель8

Цель 9

Начальник системы управления персоналом

8

2

9

7

8

8

6

4

3

-

Начальник отдела кадров

6

6

2

4

8

2

7

5

4

-

Старший специалист отдела кадров

3

4

8

5

5

6

4

8

2

-

СУММА

17

12

19

16

21

16

17

17

9

144

Удельный вес, %

11,0

7,8

12,3

10,4

13,6

10,4

11,0

11,0

5,8

100,0


Из анализа таблицы  видно, что наиболее важными по мнению экспертов являются те цели, которые  набрали больше всех баллов в объеме всех поставленных оценок.

Приоритетные цели

Удельный вес, %

Количество набранных  баллов

Цель 5.

Активизация усилий в области  охраны труда и медицинского обслуживания

13,6

21

Цель 3. оптимизация формальных рабочих групп и межгруппового  взаимодействия

12,3

19

Цель 1. упорядочение формальных и неформальных отношений в коллективе

11,0

17

Цель 7. обучение сотрудников, повышение квалификации

11,0

17

Цель 8. улучшение условий  труда

11,0

17


Определение альтернатив

  1. Формулировка исходного множества альтернатив.

 

  1. Активизация усилий в области охраны труда и медицинского обслуживания;
  2. Оптимизация формальных рабочих групп и межгруппового взаимодействия;
  3. Упорядочение формальных и неформальных отношений в коллективе;
  4. Обучение сотрудников, повышение квалификации;
  5. Улучшение условий труда.
  1. Определение множества допустимых решений

А. Активизация усилий в  области

 охраны труда и медицинского  обслуживания

В. Оптимизация формальных рабочих 

групп и межгруппового  взаимодействия

С. Упорядочение формальных и неформальных

отношений в коллективе

D. Обучение сотрудников, повышение

 квалификации

Е. Улучшение условий труда


  1. Определение значений выбранных для оценки каждой альтернативы показателей

Составим таблицу экспертного  заключения по предложенным альтернативам  и дадим оценки каждой, привлекая  во внимание критерии оценки альтернатив.

Альтернативы

Критерии

1

2

3

4

А

4

6

6

4

В

8

6

2

6

C

6

4

6

4

D

4

4

8

8

Е

6

8

8

6


Оценка альтернатив

Критерии, по которым будет происходить  отбор эффективной альтернативы управленческого решения

Критерии, по которым будет  происходить отбор эффективной  альтернативы управленческого решения, представлены в таблице.

Порядковый номер критерия

Обоснование

Критерий 1

Отсутствует необходимость  замены  руководителей

Критерий 2

Приведет к повышению  норм выработки

Критерий 3

Развитие персонала

Критерий 4

Короткие срок исполнения решения


Выбор метода сравнения альтернатив

При определении наилучшей  альтернативы эксперты руководствуются  следующими показателями.

Уменьшится количество конфликтов

Качественная оценка

Балльная оценка

На 20%

Плохо

2

На 40%

Удовлетворительно

4

На 60%

Хорошо

6

На 80%

Отлично

8


Выберем альтернативу в условиях неопределенности с использованием критериев: Критерий Вальда; Критерий крайнего оптимизма; Критерий Лапласа; Критерий Сэвиджа; Критерий Гурвица.

 

Выбор альтернативы

  1. Расчет и сравнение значений выбранных критериев для каждой альтернативы с учетом различной значимости.

Для выбора альтернативы были рассчитаны следующие критерии:

1. Критерий Вальда.

Необходимо выбрать самые плохие результаты для каждой альтернативы

 

1

2

3

4

самые плохие результаты

А

4

6

6

4

4

В

8

6

2

6

2

C

6

4

6

4

4

D

4

4

8

8

4

Е

6

8

8

6

6


По критерию Вальда альтернатива «Е» - оптимальный вариант управленческого  решения 

2. Критерий Гурвица

а  - [0,3  0,7]

Самые плохие результаты необходимо умножить на больший коэффициент  пессимизма (0,7), а самые высокие  – на меньший (0,3).

 

1

2

3

4

Самые плохие результаты

Самые высокие результаты

Произведение

А

4

6

6

4

4*0,7

6*0,3

4,6

В

8

6

2

6

2*0,7

8*0,3

3,8

 C

6

4

6

4

4*0,7

6*0,3

4,6

D

4

4

8

8

4*0,7

8*0,3

5,2

Е

6

8

8

6

6*0,7

8*0,3

6,6


Выбираем лучшую «Е» - 6,6 баллов.

   

3. Критерий Лапласа

Из суммы оценок по пяти вариантам  решений нужно найти среднее

 

1

2

3

4

Сумма

Среднеарифметическое 

 

4

6

6

4

20

20:4=5

В

8

6

2

6

22

22:4=5,5

C

6

4

6

4

20

20:4=5

D

4

4

8

8

24

24:4=6

Е

6

8

8

6

28

28:4=7


Наилучшей альтернативой признается по критерию Лапласа составляет вариант  «Е», набравший 7 баллов.

  1. Критерий крайнего оптимизма

Выбираем самые лучшие результаты для каждой альтернативы

 

1

2

3

4

Самые высокие результаты

А

4

6

6

4

6

В

8

6

2

6

8

 C

6

4

6

4

6

D

4

4

8

8

8

Е

6

8

8

6

8


В, D, Е – оптимальные варианты по критерию крайнего оптимизма

   
  1. Критерий Сэвиджа

Составляем таблицу потерь. Потери находятся как разница между  лучшим значением и всеми остальными в том же столбце.

 

1

2

3

4

Высшее из потерь

А

4

2

2

4

4

В

0

2

6

2

6

 C

2

4

2

4

4

D

4

4

0

0

4

Е

2

0

0

2

2


По критерию Сэвиджа оптимальной  альтернативой признается вариант  «В»

 

2. Обоснование выбора наилуч-шей альтер-нативы.

Результаты проведенного отбора оптимального решения

Альтернатива 

Оценки альтернативам по количественным критериям 

Критерий Вальда

Критерий Гурвица

Критерием Лапласа

Критерием крайнего оптимизма

Критерий Сэвиджа

1

2

3

4

А. Активизация усилий в  области охраны труда и медицинского обслуживания

4

2

2

4

4

4,6

5

6

4

В. Оптимизация формальных рабочих групп и межгруппового  взаимодействия

0

2

6

2

2

3,8

5,5

8

6

С. Упорядочение формальных и неформальных отношений в коллективе

2

4

2

4

4

4,6

5

6

4

D. Обучение сотрудников, повышение квалификации

4

4

0

0

4

5,2

6

8

4

Е. Улучшение условий труда

2

0

0

2

6

6,6

7

8

2


Альтернатива «Е» -  улучшение условий труда признана наиболее удачной для ОАО «1-й хлеб-т»: по четырем из пяти критериев данная альтернатива признана лучшей для решения проблемы предприятия.

Организация выполнения решения

1.Утверждение решения у руководства и согласование решения с исполнителями и руководителями других служб и подразделений

Следует подробно указать форму принимаемого решения, раскрыть содержательную часть  приказа

 

ПРИКАЗ N 401

  

от «9 мая» 2011г.

  

по предприятию ЗАО «ЧЗМК»

  

 «Об улучшений условий труда

на предприятии на 2011г».

  

        В соответствии  с Уставом ОАО «1-й хлеб-т»,  в целях реализации на предприятии в течение отчетного года альтернативы улучшения условий труда

  

                                ПРИКАЗЫВАЮ:

  

подготовить материально-техническую  базу для реализации управленческого решения на ОАО «1-й хлеб-т», а именно создать условия для улучшения высокопродуктивного труда

 

Генеральный директор ОАО «1-й хлеб-т»__________________

 

                                                             9 мая 2011г.

 

В состав служб и лиц, с которыми надо согласовывать решение входят:

- начальник участка;

- бюро организации труда и заработной платы;

- мастера цеха.

Именно с этими представителями  руководящего звена различных уровней  необходимо согласовывать управленческое решение, так как оно направлено на уменьшение конфликтов в цехе и  оптимизацию организации труда.

 

2.Разработка плана реализации решения.

Представим план график реализации управленческого решения на ОАО «1-й хлеб-т».

Задачи на пути выполнения управленческого  решения

Апрель 2012г.

Май

2012г.

Июнь

2012г.

Июль 2012г.

Август 2012г.

Организация консультативной поддержки  в ходе повышения условий труда 

+

       

Составление плана графика реализации управленческого решения 

+

+

     

Анализ нынешних условий труда

+

+

     

Разработка программы повышения  условий труда на предприятии 

 

+

     

Проведение совещаний менеджеров высшего звена по теме повышения  условий труда

+

+

+

+

 

Корректировка программы повышения  условий труда 

   

+

+

 

Подведение итоговых результатов  и сопоставление факта с планом

       

+


 

3.Формулиров-ка задач исполнителям, распределение полномочий и ответственнос-ти.

Исходя из поставленных задач, определим  ответственных на каждом этапе осуществления  выбранного управленческого решения.

Задачи на пути выполнения управленческого  решения

Исполнители

Ответственные

Организация консультативной поддержки  в ходе повышения условий труда 

Экспертная группа из:

- начальника участка;

- руководитель бюро организации труда;

- мастер цеха.

Руководитель экспертной группа ЗАО «ЧЗМК»

Задачи на пути выполнения управленческого  решения

Исполнители

Ответственные

Составление плана графика реализации управленческого решения 

Специалист отдела кадров

Начальник службы управления персоналом

Анализ нынешних условий труда

Ведущий специалист бюро организации труд

Начальник бюро организации труда 

Разработка программы повышения  условий труда на предприятии 

Экспертная группа из:

- начальника участка;

- руководитель бюро организации труда;

- мастер цеха.

Приглашенные консультанты

Начальник службы управления персоналом

Проведение совещаний менеджеров высшего звена по теме повышения  условий труда

Совет директоров

Председатель совета директоров

Корректировка программы повышения  условий труда 

Ведущий специалист бюро организации труд

Начальник службы управления персоналом

Подведение итоговых результатов  и сопоставление факта с планом

Экспертная группа из:

- начальника участка;

- руководитель бюро организации труда;

- мастер цеха.

Руководитель экспертной группа ЗАО «ЧЗМК».

Начальник службы управления персоналом


 

4.Мотивация исполнителей.

Система мотивации персонала при  реализации управленческого решения  в целом должна носить комплексный  характер и включать совокупность множества  элементов.

 Принципиальную схему системы  мотивации персонала, применяемую  при реализации выбранной альтернативы  можно представить в таблице.

Элементы системы мотивации  персонала ОАО «1-й хлеб-т» при осуществлении управленческого решения

 

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление, взаимоотношения  в коллективе и с профсоюзами

Социально-психологические аспекты  управления

Принципы подбора и расстановки  персонала

Формы оплаты труда

Вовлечение работников в управление на низовом уровне

Мотивация труда работников и творческая инициатива

Условия найма и увольнения

Пути повышения производительности труда

Рабочие бригады и их функции

Организационная культура фирмы

Обучение и повышение квалификации

Поощрительные системы оплаты труда

Взаимоотношения в коллективе

Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию

Оценка персонала и его деятельности

 

Взаимоотношения с профсоюзами

 

Результатом эффективной  системы мотивации персонала  является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации, в рамках осуществления  управленческого решения.

Контроль выполнения решения

5. Сравнение фактических и ожидаемых результатов реализации решения.

На ОАО «1-й хлеб-т» в ходе внедрения и осуществления выбранной альтернативы позволит сократить количество конфликтов на производстве, тем самым увеличить производительность труда, что приведет к увеличению объема произведенной продукции на 7%. Планируемый объем затраченных средств на осуществление управленческого решения составляет 2,45 млн.руб.

В таблице представлен  прогноз объема производства цеха после  осуществления выбранного эффективного варианта управленческого решения.

Прогноз объема производства ОАО «1-й хлеб-т»

Показатель

За 2 квартал

2012г.

На 3 квартал 2012г.

Абсолютное отклонение

(+/-)

Темп роста, %

Объём произведённой продукции, тыс. руб.

212 348

227 212,3

+ 14 864,3

107


 

Оценка эффективности  решения

Экономическая эффективность (Эм.) составит:

Эм. = (227212,3 – 212348) – 2450 = 14864,3 – 2450 = 12414,3 руб.

Данный результат покажет, что средства, затраченные на осуществление  выбранной альтернативы для эффективной  подготовки персонала, окупятся в течении 1 квартала 2012г.

Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой обеспечение достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При  помощи контроля руководство организации  определяет правильность своих решений  и устанавливает потребность  в их корректировке. Осуществлять контроль — это значит, с одной стороны, устанавливать стандарты, измерять фактически достигнутые результаты и их отклонения от установленных  стандартов; с другой — отслеживать  ход выполнения принятых управленческих решений и оценивать достигнутые  результаты в ходе их выполнения. Именно результаты контроля становятся основанием для руководителей организации  корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны.





Информация о работе Идентификация проблемной ситуации