Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:07, реферат
Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:
определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.);
выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.);
1 Введение
2 Методы проектирования организационных структур.
3 Иерархический тип структур управления.
4 Линейный тип организационной структуры
5 Штабной тип организационной структуры
6 Дивизионольная структура управления.
7 Органический тип структур управления
8 Проектный тип организационной структуры.
9 Бригадная (кросс-функциональная) структура управления.
Заключение
Список литературы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДГТУ
Институт энергетики и машиностроения
(ДГТУ
ИЭиМ)
Очная форма обучения
Кафедра
«ЭТ»
Реферат на тему:
«Иерархия
менеджмента в производственной
безопасности»
По дисциплине
«Менеджмент»
Выполнил студент гр. ЭБ 3-1
Буйволов Евгений Викторович
Проверил
Ударин
Владимир Ильич
Ростов-на-Дону
2011г.
Содержание
1 Введение
2 Методы проектирования организационных структур.
3 Иерархический тип структур управления.
4 Линейный тип организационной структуры
5 Штабной тип организационной структуры
6 Дивизионольная структура управления.
7 Органический тип структур управления
8 Проектный тип организационной структуры.
9 Бригадная (кросс-функциональная) структура управления.
Заключение
Список
литературы
1Введение
Для достижения
поставленных целей и выполнения
соответствующих задач менеджер
должен создать организационную
структуру (организационную систему
управления) предприятия. В самом
общем смысле этого слова структура
системы — это совокупность связей
и отношений между ее элементами.
В свою очередь, организационная
система управления представляет собой
совокупность подразделений и должностей,
связанных отношениями и Процесс создания
организационной структуры определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.); выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.); делегирование
и передача на нижестоящие уровни
полномочий и ответственности (отношения
руководства —подчинения, отношения
централизации—децентрализации, организационные
механизмы координации и контроля, регламентация
деятельности подразделений, разработка
положений о структурных подразделениях
и должностях). 2Методы проектирования организационных структур Существует четыре метода проектирования организационных структур. Это метод аналогии, экспертный метод, метод структуризации целей и метод организационного моделирования. Рассмотрим их более подробно. 1. Метод аналогии состоит в выработке на основе анализа передового опыта типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях. 2. Экспертный метод заключается в том, что изучается организация, выявляются и осмысливаются ее наиболее существенные специфические особенности, «узкие места» в работе аппарата и вырабатываются рекомендации исходя как из мнений экспертов, так и обобщения и осмысления наиболее передовых тенденций в области организации управления. 3. Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. Таким образом, структура строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным (частично количественным) анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования. 4. Метод организационного
моделирования представляет собой разработку
формализованных математических, графических
или машинных описаний распределения
полномочий и ответственности в организации,
чтобы на основе четко сформулированных
критериев оценить степень рациональности
организационных решений. При этом формальное
описание организации становится ее моделью
в том случае, если с его помощью можно
оценить различные варианты построения
организационной структуры управления
и ее отдельных блоков. Организацию и
управление работой предприятия
осуществляет аппарат управления. Структура
аппарата управления предприятием определяет
состав и взаимосвязь его иерархический тип, к которому относятся линейная организационная структура, функциональная структура, линейно-функциональная структура управления, штабная структура, линейно-штабная организационная структура, дивизиональная структура управления; органический тип, включающий бригадную, или кросс-функциональную, структуру управления; проектную структуру управления; матричную, или программ но-целевую, структуру управления. Рассмотрим их
более подробно. 3Иерархический тип структур управления. На современных
предприятиях наиболее 1. Принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется ему. 2. Вытекающий из предыдущего принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии. 3. Принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям. 4. Принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач. 5. Принцип, вытекающий из предыдущего — обезличенности выполнения работниками своих функций. 6. Принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Организационная
структура, построенная в соответствии
с этими принципами, получила название
иерархической или Всех сотрудников можно дифференцировать на три основные категории: руководители, специалисты, исполнители. Руководители — лица, выполняющие главную функцию (ГФ) и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями. Специалисты — лица, выполняющие основную функцию (ОФ) и занятые анализом информации и подготовкой решений по экономике, финансам, научно-техническим и инженерным проблемам и т.д. Исполнители — лица, выполняющие вспомогательную функцию (ВФ), например, работу по подготовке и оформлению документации, хозяйственную деятельность. В структуре
управления различных предприятий
много общего. Это дает возможность
менеджеру в определенных пределах
использовать так называемые типовые
структуры. Необходимым условием при
этом должен быть учет специфики производства
продукции предприятия, для которого
разрабатывается вариант Рассмотрим некоторые
из организационных структур, относящихся
к иерархическому типу. 4Линейный тип организационной структуры В основу
данного варианта структуры Достоинства структуры: четкая система взаимных связей, ясная ответственность, быстрая реакция и обратная связь в ответ на указания вышестоящего руководства. Недостатки структуры: отсутствие подразделений по планированию производства и подготовке решений, тенденция к волоките при решении смежных проблем подразделений, перегрузка менеджеров верхнего уровня. Функциональный
тип организационной структуры.
Особенностью данного типа организационной
структуры является то, что каждая
структурная единица Сотрудники Достоинства структуры:
освобождение руководителей производственных
подразделений от необходимости
решения специальных вопросов, возможность
использования опытных Недостатки структуры: усложнение взаимосвязей, затруднение координации действий по управлению, проявление тенденций к чрезмерной координации. Линейно-функциональный тип организационной структуры. Это один из наиболее распространенных вариантов организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами ( 2.8). Основу линейно-функциональных
структур составляет «шахтный» принцип
построения и специализация Линейные руководители
осуществляют непосредственное руководство
производством, каждый из них выступает
в качестве единоначальника в
соответствующем Достоинства структуры:
освобождение линейных руководителей
от несвойственных им функций обеспечения
производства ресурсами; возможность
координации действий между линейными
и функциональными Недостатки структуры:
необходимость для линейных руководителей
постоянного согласования при решении
текущих вопросов производства, экономики,
кадров как с соответствующими функциональными
службами, так и высшим руководством; длинная
цепь команд и, как следствие, искажение
коммуникаций. 5Штабной тип организационной структуры. Данный вариант
структуры в первую очередь
предназначен для организации
работы менеджеров высшего Достоинства структуры: качественная подготовка планов и вариантов решений, высокая степень специализации деятельности, профессионализм персонала. Недостатки структуры: тенденция к чрезмерной централизации управления; снижение персональной ответственности сотрудников за результаты работы. Линейно-штабная структура управления. Линейно-штабная структура управления имеет такие же характеристики, как и линейно-функциональная структура. Она предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных Главной задачей линейных руководителей в этом случае является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Именно по такому принципу построено управление Москвой. Достоинства структуры:
более глубокая, чем в линейной,
проработка стратегических вопросов;
некоторая разгрузка высших руководителей;
хороший первый шаг к более
эффективным органическим структурам
управления при условии наделения
штабных подразделений правами
функционального руководства; возможность
привлечения внешних Недостатки структуры:
недостаточно четкое распределение
ответственности в связи с
тем, что лица, готовящие решение,
не участвуют в его выполнении;
тенденция к чрезмерной централизации
управления; многие недостатки аналогичны
недостаткам линейной структуры, частично
в более ослабленном виде. 6Дивизионольная структура управления. Дивизиональные (от англ. division — отделение) структуры управления стали возникать к концу 20-х гг. XX в., когда резко увеличились размеры предприятий ( 2.12). Они стали многопрофильными,, технологические процессы усложнились. Крупные корпорации, первыми использовавшие данные структуры управления, стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям. За руководством оставалась стратегия развития, научно-исследовательские разработки, финансовая и инвестиционная политика. Этот тип структур сочетает централизованную координацию и контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой — не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы. Структуризация
по дивизионам, как правило, производится
по одному из критериев: по выпускаемой
продукции — продуктовая Достоинства структуры.
Такая структура способна обеспечить
управление многопрофильными предприятиями
с общей численностью сотрудников
порядка сотен тысяч и Недостатки структуры:
большое количество «этажей» управленческой
вертикали; разобщенность штабных
структур отделений со штабами компании;
основные связи — вертикальные,
поэтому остаются общие для иерархических
структур недостатки, например, волокита,
перегруженность управленцев, плохое
взаимодействие при решении вопросов,
смежных для подразделений, и
так далее; дублирование функций
на разных «этажах», и как следствие,
очень высокие затраты на содержание
управленческой структуры; в отделениях,
как правило, сохраняется линейная или
линейно-штабная структура со всеми ее
недостатками. 7Органический тип структур управления. Органические структуры управления стали развиваться с конца 70-х гг. XX в. Еще такие структуры называются адаптивными, так как способны быстро реагировать на изменения рынка. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, быстро приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур такого типа являются матричные (программно-целевые), проектные и бригадные формы структур. Матричный тип организационной структуры. Впервые эта структура была предложена Каори Ишикава и по сей день с небольшими изменениями функционирует на фирме Toyota и многих других фирмах ( 2.13). Такая структура управления называется также программно-целевой. Этот вариант
организационной структуры Достоинства структуры: ориентация на выполнение конечной цели программы; межфункциональная координация работы; эффективное текущее планирование; рациональное использование качественных ресурсов; повышение степени контроля за работой; разгрузка высшего руководства. Недостатки структуры:
трудности в обеспечении 8Проектный тип организационной структуры. Под проектом понимается
любое целенаправленное изменение
в системе. Это может быть освоение
и производство нового изделия, внедрение
новых технологий, строительство
объектов и т.д. В этом случае деятельность
предприятия рассматривается Достоинства структуры: высокая гибкость и сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами. Недостатки структуры:
весьма высокие требования к квалификации,
личным и деловым качествам 9Бригадная (кросс-функциональная) структура управления. Это очень древняя
организационная форма. Первыми
примерами такой структуры Подчиненные в данной группе — руководители в нижестоящей группе Подчиненные в данной группе — руководители нижестоящей группе подчиненные Наибольшее применение
бригадной структуры Достоинства бригадной
структуры: сокращение управленческого
аппарата и повышение эффективности
управления; гибкое использование кадров,
их знаний и компетентности; создание
условий для Недостатки бригадной
структуры: усложнение взаимодействия
(особенно это проявляется в кросс- Совершенствование организации работы предприятия. Работа по управлению предприятием сложна и разнообразна. Для обеспечения слаженной работы всех структурных подразделений, строгого распределения
функций между ними предприятию
целесообразно иметь Для обеспечения
необходимой гибкости и оперативности
управления менеджеру следует наделять
сотрудников правами и Обязательным условием достижения успеха в работе является грамотная организация проверки исполнения порученного дела. Каждое нарушение установленного порядка, всякое неудовлетворительное выполнение возложенных на определенного работника обязанностей должны повлечь за собой соответствующие санкции. Потребность в
совершенствовании системы Особое место
здесь принадлежит проблеме сбора
и обработки информации, качеству
принимаемых на ее основе решений. Проведенные
за рубежом исследования показывают,
что в ряде случаев фактические
потоки информации примерно в 4—5 раз
превышают человеческую способность
ее восприятия и переработки. В результате
полезно используется только часть
информации, что в итоге сказывается
на производственном процессе. Статистические
данные свидетельствуют, что низшее,
а часто и среднее звенья руководства
тратят не менее 40 — 50% рабочего времени
на сбор информации и составление
отчетов. Поэтому эффективно только
такое управление, которое позволяет
в сжатые сроки обрабатывать возрастающие
потоки информации, использовать объективно
необходимое число содержащихся
в ней показателей. Решение проблемы
возможно лишь с помощью соответствующих
средств механизации и ческие средства сами по себе не могут обеспечить высокой эффективности управления. Поэтому для менеджера чрезвычайно важно экономически обосновать в каждом конкретном случае выбор технических средств; определить наиболее рациональные организационные формы применения этих средств; до внедрения пересмотреть действующие системы и методы работы, изменить формы и маршруты документации. Немалые резервы
повышения производительности управленческого
труда заключены в устранении
потерь рабочего времени, совмещении функций,
развитии разделения и специализации
труда работников аппарата управления.
Основная предпосылка уменьшения объема
работы по управлению — совершенствование
производственной и организационной
структуры предприятия путем
объединения родственных Существенное
значение для сокращения объема работ
по управлению имеют также упрощение
и сокращение документации и отчетности,
рационализация документооборота, совершенствование
делопроизводства. Заключение Для эффективного
управления предприятием менеджеру
важно учитывать влияние Деятельностью предприятия руководит аппарат управления, в состав которого входят руководители, специалисты и исполнители, выполняющие необходимые для работы предприятия функции. Для эффективного
управления предприятием менеджер должен
создать соответствующую Необходим учет
особенностей менеджмента на предприятиях
различных организационных |
Список литературы
Информация о работе Иерархия менеджмента в производственной безопасности