Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:56, реферат
В литературе по психологии, менеджменту и рекламе поведение человека часто объясняется посредством так называемой пирамиды или иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Maslow). Он был одним из первых бихевиористов, исследования которого являются базой для многих современных теорий мотивации и из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию. Американский психолог А. Маслоу изучал жизнь великих людей, добившихся полной самореализации, нашел важные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию.
Введение
«Иерархия потребностей» А. Маслоу
Использование теории Маслоу в управлении
Пирамида теории Маслоу
Критика теории Маслоу
Заключение
Список литературы
В наше время даже в благополучных и цивилизованных странах приходится опасаться различных проявлений экстремизма и терроризма, поэтому люди слабого психологического типа личности при выборе места трудовой деятельности стремятся удовлетворить свою потребность не только в области экономической, но и физиологической безопасности.
Критика теории Маслоу
Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей - предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х г., что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.
В итоге, как отмечает Митчелл: «Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности».
Заключение
Не смотря на то, что теория А. Маслоу дала весьма полезное для различного рода руководителей описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Основная критика в адрес этой теории сводится к тому, что ей удалось учесть индивидуальные отличия людей. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
В заключение можно сказать, что человек почти никогда не бывает, удовлетворен постоянно, а также люди склонны привыкать к благам, которые имеют, забывать о них, считать их само собой разумеющимся и переставать ценить их.
Иногда
необходимо пережить потерю этих благ,
чтобы начать ценить их…
Список
литературы
1. Комарова Н.
Мотивация труда и повышение эффективности
работы. Человек и труд, № 10, 1997.
2. Кравченко
А.И. История менеджмента:
3. Кредисов А.И.
История учений менеджмента.
4. Мардас А.Н.,
Мардас О.А. Краткий курс практического
менеджмента. СПб, Изд. Дом «Литера», 2002.
5. Маслоу А.
Мотивация и личность. СПб., Евразия,
1999.
6. Маслоу А.
Теория Человеческой Мотивации.
7. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие. М., ИКЦ «МарТ», 2004.