Имидж и корпоративные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 02:05, доклад

Описание

Формирование позитивного имиджа организации и корпоративных отношений в ней являются одними из главных задач деятельности «паблик рилейшнз». Значимость их обусловлена тем, что между ними должно быть гармоничное соответствие, так как вид корпоративных отношений существенно влияет на имидж управленческой команды, а самое главное - персонала организации, а эти виды имиджа являются важными структурными компонентами имиджа организации.

Работа состоит из  1 файл

Имидж и корпоративные отношения.docx

— 62.63 Кб (Скачать документ)

   Научные исследования и РR-практика, как отмечалось, свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирования положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним в следствии влияния социальных связей обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности Именно поэтому американцы говорят, что положительный имидж стоит миллиарды долларов. На достижение положительного отношения и доверия и должна быть направлена РR- деятельность.

   При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно  имидж необходим? Естественно, положительный  и привлекательный, но все же необходима конкретизация потому что она определяет характер и направленность РR-деятельности, ведь выбор вида или типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии имиджа. Они разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия. Рассмотрим эти базисные основания и соответствующие им типологии имидж. Для иллюстрации возьмем типы имиджа организаций.

   В качестве первого основания была выбрана направленность проявления, то есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает:

  • внешним, то есть проявляющемся в основном во внешней среде, ориентированной на клиентов или потребителей (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала и пр.);
  • внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.).

   Очевидно, что между данными видами имиджа могут быть тесные функциональные связи. Мало того, они даже желательны, ибо  их несовпадение вызовет недоверие  к организации и ее деятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается больше несовпадений, когда внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность.

   Второе  основание - это эмоциональная окраска имиджа. Опора на него дает всего два типа:

  • позитивный имидж (здесь комментарии не требуются, на его достижение направлена вся РR-деятельность);
  • негативный имидж (формируется в основном в политике политическими оппонентами с помощью так называемого «черного РR» и антирекламы; в коммерческой деятельности создается существенно меньше, но если такая работа проводится конкурентами, то неявно, опосредованно с использованием психологических технологий «тайного принуждения»).

   Третье  основание - целенаправленность РR-дятельности. По данному основанию так же выделяют два типа:

  • естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных РR-акций и рекламы в результате практической деятельности организации;
  • искусственный, создаваемый специально рекламой или РR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности организации.

   Специалистами отмечалось, что на первых этапах РR или рекламной деятельности организации доминируют искусственные имиджи, как бы приукрашивающие реальность, в дальнейшем происходит их взаимная адаптация и сближение.

   Четвертое основание - это степень рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает:

  • когнитивным, дающим «сухую» специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов);
  • эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный оклик).

   Пятое основание - это содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случае выделяют следующие типы:

  • политический имидж;
  • имидж руководителя ( и его команды);
  • имидж организации;
  • имидж территории ( города, региона, страны);
  • имидж идеи, проекта.

   Каждый  из этих типов имиджей имеет свою психологическую специфику, которая  и определяет стратегию и методы его формирования, особенности РR и рекламной деятельности.

Имидж организации: основные структурные модели

   Исходя  из общих характеристик имиджа, его  функций и типов были разработаны  обобщенные модели имиджа организации, имеющие сходную структуру. Разработчики этих моделей полагали, что общее  впечатление об организации формируется  на основании интегрирования различной  информации о самой организации, ее деятельности, деловом общении, поведении  сотрудников и пр. При этом авторы опирались на различные теоретические  схемы или же проводили социо-психологические эмпирические исследования. По данным Меньщиковой В.В. и Утлика Э.П., наиболее важными для возникновения доверия к организации и, соответственно, формирования ее позитивного имиджа являются представления людей:

  • 1) о финансовом положении организации («процветающая», «стабильная», «с высокими доходами» и пр.);
  • 2) истории организации, фирмы, ее традициях и репутации («существует долгое время», «с традициями», «с ней имеют дело солидные фирмы» и пр.);
  • 3) личности руководителя («во главе стоит солидный и порядочный человек», «прогрессивный, умный» и пр.);
  • 4) паблисити - рекламной известности («хорошая реклама», «хорошие отзывы», «слышал много хорошего» и пр.);
  • 5) заботе о персонале («паттернализм в руководстве», «сотрудники как члены семьи», «много свободы при высокой ответственности», «персонал спокоен за свое будущее» и пр.);
  • 6) социальной ответственности перед обществом - качество работы, род деятельности, направленность на потребителя, клиента, забота о нем («обязательная», «выпускает добротную и нужную продукцию», «помогает неимущим» и пр.);
  • 7) управлении организацией («с честью выходит из сложных ситуаций», «прогрессивное научно обоснованное управление» и пр.);
  • 8) фирменном стиле («солидный офис», «красивая эмблема», «яркий слоган» и пр.);
  • 9)этичности деятельности и отношений («честная», «открытая», «не обманывает клиентов» и пр.).

   Заметим, что по мнению авторов, в данных представлениях преобладал рассудочный компонент суждений, эмоциональных проявлений в оценках было меньше. Кроме того, наибольшую значимость имеют шесть первых признаков-представлений.

   По  данным Пискуновой Т.Н. основаниями  для формирования позитивного имиджа организации и доверия к ней  служат следующие обобщенные представления  о:

  • 1) качестве деятельности;
  • 2) уровне комфортности деятельности;
  • 3) цене услуг;
  • 4) личности руководителя и его «команды»;
  • 5) характеристиках персонала;
  • 6) внешней атрибутике.

   В работах Князева Т.В. был отмечен  феномен склонности опираться на обобщенные оценки-представления типа: «организация-машина», «организация-организм», «организация-мозг», «организация-культура», «организация-политика», «организация-психическая тюрьма» и пр.

   Обобщение исследований структуры имиджа организации, представлений, влияющих на степень  доверия к ней, привело к разработке двух обобщенных структурных моделей. Приведем две наиболее распространенные и конструктивные из них. Они представляют собой специально организованную и  структурированную по составляющим ( или компонентам) информацию об организации.

   Первая  модель содержит семь компонентов и включает в себя следующую информацию:

  • внешняя атрибутика (название организации, фирменный стиль, эмблема, символика, место расположения и пр.);
  • финансовое благополучие;
  • личность (лучше имидж) руководителя и его «команды»;
  • имидж персонала;
  • качество деятельности, образ продукции или услуги;
  • дизайн офисных помещений;
  • деловые коммуникации организации и персонала.

   Вторая  модель - десятикомпонентная - включает следующую информацию:

  • внешняя атрибутика;
  • история организации, традиции;
  • финансовое положение;
  • образ продукции, качество деятельности;
  • имидж руководителя и его команды;
  • имидж персонала, корпоративная культура;
  • деловые коммуникации, особенности управления организацией;
  • стоимость товара или услуг (сравнительные данные в динамике);
  • паблисити, рекламная известность;
  • дизайн офисных помещений, продукции.

   Как видно, данные модели принципиально  друг от друга не отличаются. Ориентация на них при формировании имиджа организации  должна принести успех. Заметим, что  выбор той или иной модели имиджа необходимо осуществлять, принимая во внимания профиль деятельности организации, сложившиеся отношения, возможность  установления корпоративных связей и многое другое. Хотелось бы так  же заметить, что перечисленные компоненты расположены произвольно, а не в  порядке убывания значимости. Их значимость определяется в каждом конкретном случае, тогда и в имидже организации  может доминировать информация, усиливающая  имидж руководителя, или качество деятельности и стоимость продукции, или история организации, ее положительные  традиции и пр. Определение информационных приоритетов должно осуществляться на основе глубокого анализа ситуации.

   В полном соответствии с выбранной  моделью имиджа организации и  строится имиджмейкерская работа. Независимо от профиля организации целесообразно, чтобы она базировалась на следующих общих подходах:

  • производственном, то есть, когда главное - дело (качество продукции или услуг, социальная ответственность, забота о потребителе или клиенте и пр.), а «слава тебя найдет»; его реализация осуществляется через тщательный подбор персонала, постоянного повышения качества продукции, снижении стоимости, технологическое совершенствование и т.д.; опора данный подхода приводит к формированию естественного имиджа;
  • имиджмейкерском, в этом случае упор делается на маркетинговые исследования, интенсивную рекламу, разнообразные и массированные РR-акции; с помощью данного подхода формируется искусственный эмоциональный имидж;
  • менеджерский, когда гармонично интегрируются достоинства и преимущества первого и второго подходов и их реализация осуществляется в полном соответствии со стратегией и программой развития организации.

   На  практике применяются различные  подходы, соответствующие этапам или  стратегии развития организации, но чаще всего их сочетания.

Некоторые психологические  рекомендации по формированию положительного имиджа организации

   После того, как нами были рассмотрены  основные психологические характеристики организации, структурные модели, общие  подходы, целесообразно остановиться на основных общих психологических  рекомендациях, позволяющих усилить  позитивные характеристики имиджа. Эти  рекомендации являются результатом  анализа и обобщений специальных  исследований по проблеме имиджа организации. По своему содержанию они представляют собой условия и факторы эффективности. Хотелось бы заметить, что данные условия  и факторы имеют надежное психологическое  основание. В то же время они соответствуют  лишь некоторым компонентам представленных моделей имиджа. В частности, имидж  руководителя специально не рассматривался, потому что его модели и технологии создания очень близки к моделям  политического имиджа, описанию которого будет посвящена специальная  глава книги. Не рассмотрены специально и такие компоненты, как «представления о стоимости товара или услуги», «представления о финансовом благополучии», «история и традиции», так как  они не имеют обобщающего характера  и определяются в каждом конкретном случае.

Информация о работе Имидж и корпоративные отношения