Имижд руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:24, контрольная работа

Описание

Цель исследования - изучить влияние имиджа руководителя на организацию, которую он возглавляет.

В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Дать определение понятию и сущности имиджа.

2. Рассмотреть имидж как профессиональную характеристику руководителя.

3. Раскрыть психологические условия формирования имиджа руководителя.

4. Охарактеризовать методы формирования имиджа руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1. Теоретические основы построения имиджа руководителя……………..4

1.1. Понятие и сущность имиджа…………………………………………....4

1.2. Имидж - профессиональная характеристика руководителя…………..8

2. Формирование имиджа руководителя…………………………………..13

2.1. Психологические условия формирования имиджа руководителя…..13

2.2. Методы формирования имиджа руководителя………………………19

Заключение…………………………………………………………………..25

Список использованной литературы……………………………................27

Работа состоит из  1 файл

Имидж руководителя doc.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

Авторитет руководителя складывается из обобщенной характеристики личности, его компетентности, высокой нравственности на работе и  в быту. Ценится, когда он внимательно  относится к людям и их нуждам, обязательно выполняет обещания, действует последовательно.

Различают три вида авторитета: личный, служебный  и реальный. Личный обеспечивается справедливыми личностными качествами, выделяющими его из среды коллектива, к которым относятся честность, справедливость, человечность. Служебный авторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий. Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя. К сформулированным требованиям к руководителю можно добавить, что особое значение имеют: морально-волевые, деловые, организаторские качества, склонность к определенному виду труда, потребность в самообразовании. Отдельные авторы рассматривают эти ценности в таких укрупненных блоках, как направленность, способности, характер. Направленность означает избирательное отношение человека к окружающей действительности. Для руководителя она необходима в общении и совместной деятельности с людьми, создании сплоченного коллектива.

Наиболее  часто употребляемыми личностными  чертами, обуславливающими продуктивность руководства учреждением образования, выступают: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, умение рисковать, направленность на дело, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность.

Большое значение имеют реальные достижения, так как с ростом социального  статуса возрастают и притязания личности, происходят изменения в системе ценностных ориентаций, профессиональных установок, жизненных позиций.

     Таким образом, обобщая анализ понятийного  аспекта изучаемой проблемы, мы предположить, что: личность руководителя – это прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой социальную по своей природе систему качеств и мотивационно-потребностных отношений. Каждый руководитель предстает одновременно и как профессионал, и как личность, и как индивидуальность, но далеко не всякому удается стать субъектом профессионального развития, сформировать свой «адекватный» имидж.

При выявлении  личностных факторов формирования имиджа руководителя учреждения интересно рассмотреть теоретическую модель руководителя, разработанную И.С. Мангутовым и Л.И. Уманским.[2 стр.2-5]

В данной модели авторы выделяют следующие группы свойств личности руководителя:

1. общие качества: общительность, общий уровень развития, практический ум, наблюдательность, работоспособность, активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание;

2. направленность организаторской деятельности;

3. индивидный диапазон;

4. индивидуальный стиль;

5. подготовленность к деятельности;

6. специфические свойства (организаторское чутье, избирательность, ум, психологический такт, энергичность, требовательность, критичность);

7. склонность к организаторской деятельности.

     Наиболее  приоритетными профессионально-психологическими качествами руководителя являются: стрессоустойчивость, сформированность ценностных ориентаций, направленность личности на дело, готовность к риску, потребность в саморазвитии, ответственность, надёжность, порядочность, умение слушать и излагать свои мысли. Немаловажны такие управленческие качества, как смелость, управленческое мышление, настойчивость, самостоятельность, гибкость в поведении, находчивость, общительность и высокий моральный контроль. К личностным качествам руководителя относятся также высокий моральный контроль, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, умение сочетать теплоту и близость с людьми с принципиальностью и высокой требовательностью. Личностные качества идеального руководителя предполагают также коммуникабельность, умение управлять эмоциями, напористость, оперативность. В процессе формирования имиджа перед руководителем стоит задача самореализации, которая выражается в необходимости приведения своей неординарной, уникальной системы установок в соответствие с профессиональными и общепринятыми ценностями. При формировании имиджа руководителя требуется обратить наибольшее внимание на особенности нравственной, коммуникативной, ценностной, эмоционально-волевой сфер личности руководителя, которые и составляют основу имиджа.

2.2. Методы формирования имиджа руководителя

 

Формирование  имиджа руководителя, является многоэтапным процессом, который осуществляется более эффективно при соблюдении ряда условий, выполнение которых способствует синтезу профессионального и личностного самопознания, самоопределения и самоимиджирования. Имидж руководителя формируется на основе его индивидуальных и личностных особенностей, следовательно, формирование позитивного имиджа руководителя осуществляется посредством психологической апелляции к его личности.

Создание  имиджа руководителя рассматривается как специально организованное взаимодействие, направленное на реальное изменение его внутреннего и внешнего образа, что, в свою очередь, приводит к изменению отношения окружающих к конкретному руководителю. Специально организованная деятельность по формированию имиджа позволяет руководителю осознать, что работа над имиджем способствует профессиональному и личностному росту, и направить свои усилия на формирование позитивного управленческого имиджа. Эта работа должна носить системный характер, иметь различные формы (как групповые, так и индивидуальные) и включать рекомендации по самообразовательной деятельности в области дальнейшего совершенствования имиджа.

Формирование  имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Обычно эта ситуация имеет место тогда, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации.

Второй  путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если:

- руководитель  является «чужим» по отношению к организации, в случае

антикризисного  управления;

- руководитель  не имеет большого опыта управления;

- в системе  управления персоналом есть конфликтные  точки;

- размер  организации столь велик, что  сотрудники не могут составить  адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это приводит к снижению трудовой мотивации);

- существуют  внешние причины для создания  имиджа руководителя как некоего  аналога «торговой марки» предприятия.

Здесь создание имиджа связано с надеванием некоторой маски, и успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка личности самого руководителя. От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу корпоративной культуры и, следовательно, насколько он окажется эффективным.

Второй  фактор влияет на скорость и легкость процесса формирования имиджа, а также  является предпосылкой гармоничного встраивания  маски в структуру личности руководителя.

Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы и требует тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации.

Для формирования имиджа руководителя важны  такие составляющие, как:

- степень  проникновения в образ лидера, принятие его «типажа», речи, поступков,  манеры держаться и т. д.;

- степень  инициативности руководителя, ориентация  на перспективу, модификация его замыслов и поведения;

- степень  усвоения подчинёнными его инициатив;  здесь многое зависит от своевременной  и неоднократной информации населения  об инициативах, правдивой оценки их последствий и «цены» реализации;

- четкое  определение форм и способов  поддержки руководителя со стороны  подчинённых;

Несмотря  на важность личностных и профессиональных характеристик руководителя, в формировании имиджа обязательно должно учитываться его визуальное измерение. Это связано с тем, что визуальные сообщения лучше запоминаются и передают значительный объем информации о человеке.

Сюда  относятся не только требования к  внешнему виду руководителя в представлениях подчинённых, но и то, как руководители относятся к возможностям и способам формирования имиджа. Руководитель учреждения должен придерживаться классического или современного стиля одежды с гармоничным сочетанием цветов, с умеренным макияжем и количеством аксессуаров; иметь хорошую осанку; чистые, ухоженные волосы и уверенный, выразительный голос, его жестикуляция и мимика должны быть выразительными и естественными; большинство людей считают, что визуальный имидж руководителя лишь частично соответствует той должности, которую они занимают. Многие руководители, в свою очередь, хотели бы заняться совершенствованием своего имиджа полностью или отчасти с использованием специальной литературы или помощи специалиста – имиджмейкера.

Восприятие  внешнего вида является очень существенным при первом впечатлении о человеке. Если это впечатление оказалось положительным, то вся последующая информация будет наслаиваться на этот так называемый «скелет», независимо от того, будет она оказывать положительное или отрицательное воздействие. Главное, что основа уже создана, первое впечатление – самое яркое. Но если восприятие оказалось отрицательным, то всё, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа.

     Исследователи утверждают, что производимое впечатление на 92% зависит от того, как человек выглядит и "звучит", поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться; постановку голоса; технику жестов, мимики и поз.

Во многих случаях имидж руководителя - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации и правильного выбора модели поведения. Моделирование поведения следует понимать как осмысление своих действий в общении. Если эти действия будут заранее просчитаны, а тем более "уложены" в соответствующие модели, общение будет происходить с минимальными издержками.

Существует  достаточно много способов совершенствования  имиджа, однако для всех можно считать  справедливым правило о том, что  главная задача в этой деятельности – определение цели. После выбора цели возникает вопрос адекватной самооценки и анализа оценки, которую могут дать окружающие. Выбор собственно метода формирования имиджа является сугубо индивидуальной задачей, и зависит от решения первых двух. Кроме того, выбор определяется имеющимися в наличии финансовыми, временными и другими ресурсами.

Рассмотрим  основные имидж - технологии.

Настоящие руководители огромное значение придают  визуальной стороне своего общения. Им чужд какой-либо снобизм и высокомерие. Они постоянно лояльны с людьми, держатся непринуждённо, считают своим профессиональным долгом оказывать им деловые услуги. Удачливые руководители-бизнесмены – психологи от бога или в результате приобретённых знаний и опыта. Имиджирование требует от них кропотливой работы над собой, внимательного изучения технологии делового общения.

Руководителю, выстраивающему свой имидж, полезно  не упускать из внимания следующие  советы:

- Быть открытым к общению;

- Держаться уверенно и корректно;

- Внушать симпатию;

- Активно стимулировать «обратную связь» в деловом общении.

Эти простые  советы утверждения положительной  репутации требуют постоянной тренировки и искусства адаптирования к  конкретным ситуациям.

Большое значение в формировании имиджа руководителя имеет оформление его кабинета. Именно здесь происходит процесс принятия важных решений, заключение контрактов, общение с подчинёнными, потенциальными клиентами, партнёрами, спонсорами.

Информация о работе Имижд руководителя