Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:35, реферат
Переход к рыночным отношениям оказал серьезное влияние на систему страхования в Республике Казахстан, вызвав ряд важных структурных изменений. Осуществлен переход от государственной монополии на страховые операции к страховому рынку. В настоящее время активно идет процесс формирования новых страховых компаний, стремящихся строить свою работу с учетом реально существующих страховых интересов у всех хозяйствующих субъектов.
осуществляет контроль за деятельностью ликвидационных комиссий ликвидируемых страховых (перестраховочных) организаций;
определяет квалификационные требования для руководящих работников страховых и перестраховочных организаций, выдает согласие на их избрание (назначение);
осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости и платежеспособности страховой (перестраховочной) организации;
устанавливает порядок учета страховой организацией договоров страхования (страховых полисов);
ведет реестр страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов;
определяет перечень, формы, сроки предоставления финансовой и иной отчетности страховыми (перестраховочными) организациями, страховыми брокерами для обеспечения своих контрольных и надзорных функций;
налагает санкции на профессиональных участников страхового рынка;
принимает решения о приостановлении действия лицензий и отзыве лицензий, выданных профессиональным участникам страхового рынка;
устанавливает по согласованию с уполномоченным государственным органом по вопросам бухгалтерского учета и аудита стандарты бухгалтерского учета страховых (перестраховочных) организаций;
в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, принимает меры по принудительному выкупу акций страховой (перестраховочной) организации;
осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан .
Платежеспособность страховой (перестраховочной) организация определяется ее способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства. Показателями платежеспособности страховой (перестраховочной) организации являются соблюдение ею нормативных соотношений между принятыми обязательствами и активами с учетом их ликвидности.
Финансовая устойчивость страховой (перестраховочной) организации определяется ее способностью сохранять свою платежеспособность в течение всего срока действия принятых обязательств по договорам страхования и перестрахования с учетом возможного неблагоприятного воздействия внешних финансовых и иных факторов. Показатели финансовой устойчивости страховой (перестраховочной) организации включают в себя:
1) минимальные размеры уставного и собственного капиталов;
2) стоимость активов и степень ах диверсификации;
З) размеры страховых резервов и иных обязательств;
4) показатели платежеспособности;
5) соотношение объемов обязательств по страхованию и перестрахованию;
6) рентабельность (прибыльность) оказываемых страховых и перестраховочных услуг;
7) эффективность осуществляемой инвестиционной политики.
Надзор за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховой (перестраховочной) организации и лиц, в отношении которых осуществляется надзор на консолидированной основе, производится посредством установления для них пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов.
Пруденциальные нормативы устанавливаются уполномоченным государственным органом и включают, в частности:
1) нормативы платежеспособности;
2) нормативы финансовой устойчивости.
Максимальный объем обязательств страховой (перестраховочной) организации по отдельному договору страхования или перестрахования не может превышать десяти процентов от суммы собственного капитала и страховых резервов.
Страховая (перестраховочная) организация имеет право принять обязательства по договору страхования или перестрахования с превышением этого норматива только при условии, если избыточная часть рисков по исполнению принятых обязательств перестрахования.
При осуществлении перестрахования у страховой (перестраховочной) организации - нерезидента Республики Казахстан собственное удержание страховой (перестраховочной) организация - резидента Республики Казахстан обязано составлять не менее пяти процентов от общего объема обязательств, если при этом не нарушается требование максимального объёма обязательств организации по отдельному договору страхования, приведенного выше.
Для обеспечения исполнения принятых обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования страховая (перестраховочная) организация обязана иметь сформированные страховые резервы в объеме, рассчитанном актуарием. Средства страховых резервов предназначены исключительно для осуществления страховой (перестраховочной) организацией страховых выплат, связанных с исполнением своих обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования.
В случае нарушения законодательства о страховании и страховой деятельности уполномоченный государственный орган вправе направить субъектам страховой деятельности письменное предписание об устранении выявленных нарушений.
Применение санкций к страховой (перестраховочной) организации производится уполномоченным органом либо судом. В качестве санкций уполномоченный государственный орган вправе применить следующие меры:
1) наложение штрафа;
2) приостановление действия лицензии;
З) отзыв лицензии;
4) принять решение о принудительном выкупе страховой (перестраховочной) организации у ее акционеров и реализовать их новому инвестору;
5) отстранение от выполнения служебных обязанностей руководящих работников страховой (перестраховочной) организации.
Страховая (перестраховочная) организация может быть ликвидирована по следующим основаниям:
1) по решению ее акционеров при наличии разрешения уполномоченного государственного органа (добровольная ликвидация);
2) по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Казахстана.
Страховая (перестраховочная) организация и страховой брокер осуществляют учет проводимых ими операций в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, обязательными для страховой деятельности.
Перечень, формы и сроки предоставления финансовой и иной отчетности страховой (перестраховочной) организации, включая отчетность на консолидированной основе финансовой и иной отчетности страхового брокера, устанавливаются уполномоченным государственным органом.
Страховая (перестраховочная) организация обязана предоставлять уполномоченному государственному органу по его запросу сведения о своем имуществе, в том числе, находящемся за пределами Казахстана, о размерах принятых рисков, предоставленных гарантий и поручительств, о произведенных и производимых сделках по страхованию и перестрахованию, сведения об участии в уставных капиталах юридических лиц, включая сведения, составляющие тайну страхования, в целях осуществления им контрольных и надзорных функций.
Страховая (перестраховочная) организация проводит ежегодный обязательный аудит своей деятельности. Аудиторские заключение по итогам года является неотьемлемой частью годовой финансовой отчетности страховой (перестраховочной) организации.
Доход страховщика от основной страховой деятельности определяется как разница между страховыми платежами и иными доходами, полученными от страховой деятельности и расходами (выплатой страховых сумм и возмещением расходов по организации страхового дела и созданию его материальной базы, расходов на оплату труда, отчислений в страховые фонды). Доход от предпринимательской деятельности исчисляется в соответствии с правилами, установленными для этих видов деятельности, с учетом того, что налогооблагаемый доход уменьшается на сумму отчислений в резервные фонды.
Развитию страхового рынка способствует действующий порядок налогообложения юридических лиц, которым разрешено относить на вычеты из совокупного годового дохода расходы по страхованию.
Развитие страхования в условиях формирования рыночных отношений осуществляется в следующих направлениях :
активное участие государственного страхования в создании страхового рынка и расширение деятельности альтернативных страховых организаций, прежде всего акционерных страховых компаний; государственная страховая система должна стать одним из элементов рынка, одним из участников конкурентной борьбы, под влиянием которой она будет эволюционировать;
создание обществ взаимного страхования, страхования внутри отрасли, то есть самострахования;
создание страховых предприятий с привлечением иностранного капитала; создание совместных страховых предприятий с зарубежными компаниями, аккредитация представительств ведущих иностранных страховых и брокерских фирм; деятельность совместных и иностранных организаций должна учитывать финансовые и валютные интересы, ориентироваться на проведение страховых операций, содействующих расширению привлечения зарубежных кредитов, инвестиций и технологий, обеспечению стабильности работы предприятий, связанных с экспортом и импортом, с зарубежным рынком оборудования и продукции;
развитие перестрахования в рамках разных государств по страховой защите от крупных и опасных рисков, выходящих за пределы одного государства, - землетрясений, экологических катастроф, засухи или взаимодействие в виде сострахования по упомянутым рискам (организация страховых пулов).
Объективным требованием экономической категории страхования является создание объединения страховых организаций государств - членов СНГ и единого централизованного страхового фонда, обеспечивающего нормальное функционирование межгосударственных экономических отношений.
Страховой рынок Казахстана находится в стадии становления по экономическим и правовым основаниям (длительный кризис, несовершенная законодательная база) он существенно отстает от мирового уровня. В странах с развитыми рыночными отношениями ассортимент страховых услуг достигает 500 видов, в то время как в Казахстане - только 40 видов. Слабо развиты многие виды личного страхования и страхования имущества граждан в связи с низким уровнем доходов населения.
2.1 Состояние страхового рынка в РК
На 1 августа 2005 года лицензии на право осуществления страховой деятельности имеют 37 страховых (перестраховочных) организаций, в том числе 3 по страхованию жизни, 29 имеют лицензию по обязательному страхованию ГПО владельцев транспортных средств, а также 10 страховых брокеров, 28 актуариев, 35 аудиторских организаций и 70 аудиторов, имеющих лицензии на право осуществления аудита страховой деятельности .
В июле текущего года Агентством выдана лицензия на право осуществления страховой деятельности по отрасли «страхование жизни» вновь созданной страховой организации АО «Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания».
Кроме того, в июле месяце были выданы лицензии на право осуществления деятельности страхового брокера ТОО «Индустриальный страховой брокер «IIB» и ТОО «Страховая Брокерская Компания «BRA№ D SECURITIES».
За 6 месяцев текущего года совокупные активы страховых организаций увеличились на 23,8% до 54,6 млрд. тенге. Совокупный расчетный собственный капитал увеличился на 15,8% до 27,9 млрд. тенге. Страховые резервы составили 27,5 млрд. тенге.
Объем страховых премий на 1 июля 2005 года составил 31,2 млрд. тенге, что выше показателя за аналогичный период прошлого года на 12,4 млрд. тенге (66,0%). В том числе объем страховых премий по обязательному страхованию составил 3,7 млрд. тенге (больше на 1,4 млрд. тенге (60,9%)), по добровольному личному страхованию - 3,8 млрд. тенге (больше на 1,8 млрд. тенге (90,0%)) и по добровольному имущественному страхованию - 23,7 млрд. тенге (больше на 9,1 млрд. тенге (62,3%)).
Объем страховых выплат за шесть месяцев 2005 года составил 4,67 млрд. тенге, что выше показателя за аналогичный период прошлого года на 1,67 млрд. тенге (55,7%). В том числе по обязательному страхованию объем страховых выплат составил 1,54 млрд. тенге (больше на 0,23 млрд. тенге (17,6%)), по добровольному личному страхованию - 0,73 млрд. тенге (больше на 0,17 млрд. тенге (30,4%)) и по добровольному имущественному страхованию - 2,40 млрд. тенге (больше на 1,27 млрд. тенге (112,4%)) .
В июле 2005 года в целях устранения нарушений законодательства, регулирующего деятельность страхового рынка, Агентством в адрес страховых организаций было направлено 1 письмо-предписание.
На текущую дату в системе гарантирования страховых выплат участвует 31 страховая (перестраховочная) организация.
На отчетную дату 9 страховых организаций находятся в процессе принудительной ликвидации.
Одним из значимых событий в определении первостепенных задач развития отечественной страховой индустрии стало принятие Программы развития страхового рынка Республики Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года № 729.
Главной целью Программы является дальнейшее реформирование национальной страховой индустрии, направленное на укрепление роли и места страхования, как одного из эффективных рыночных инструментов управления финансовых, экономических, социальных и иных рисков государства, граждан и хозяйствующих субъектов .
Основными задачами, определенными Программой, являются:
развитие личного страхования, в том числе его долгосрочных и накопительных видов;
развитие системы взаимного страхования;
повышение страховой культуры населения;
повышение уровня информатизации и автоматизации страхового дела;
выработка государственной политики в области обязательного страхования и повышение его эффективности;
дальнейшее совершенствование инфраструктуры страхового рынка;
подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере страхования;
повышение стандартов регулирования и надзора за страховой деятельностью;
совершенствование механизмов перестрахования и сострахования.
Реализация Программы позволит:
укрепить стабильность и надежность национальной страховой индустрии, заложить первоначальные основы развития личного страхования в стране;
выработать долгосрочную государственную политику в области обязательного страхования с учетом потребностей приоритетных отраслей национальной экономики и социальной поддержки населения, что позволит построить эффективную систему обязательного страхования;
способствовать созданию полноценной инфраструктуры страхового рынка, улучшить кадровый потенциал в сфере страхования;
активизировать внедрение новых страховых продуктов и технологий, улучшить качество страховых услуг и расширить его перечень;
повысить стандарты надзора и регулирования субъектов страхового рынка;
углубить процессы интеграции национального страхового рынка в международные рынки и схемы страхования (перестрахования);
развитие национальной страховой индустрии в целом будет способствовать созданию необходимых предпосылок для обеспечения экономической и социальной безопасности государства.