Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:30, реферат
Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия являются: достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жизни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно.
Введение…………………………………………………………….…………………….2
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ………………………………………..……………………………..2
АИС «НАЛОГ»………………………………………………..……………………………..4
ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ В
ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ………………………………………...……………..9
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ………………………………………………………….…………………….…....13
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ…………………………………………………..…..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...……18
Рассмотрим порядок реализации задач основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере низового уровня – налоговых инспекций городов и районов – в части работы с юридическими лицами.
Обработка информации начинается с учета
и регистрации налогоплательщиков, которые
осуществляются юридической службой налоговой
инспекции. Эта служба руководствуется
в своей деятельности нормативно-правовой
базой, принимает от налогоплательщика
все необходимые регистрационные документы,
на основе которых создается база данных,
содержащая всю информацию о налогоплательщике,
и присваивает налогоплательщику уникальный
регистрационный номер. Таким образом
создается «электронная папка» на налогоплательщика.
Информация, содержащаяся в ней, используется
всеми другими структурными подразделениями
налоговой инспекции, а соответственно
информация, формируемая в подсистеме
«Регистрация предприятий», используется
другими функциональными подсистемами
АИС «Налог». Прежде всего, потребителем
этой информации является подсистема
«Камеральная проверка». Для решения задач
камеральной проверки служба налоговых
инспекторов собирает в установленные
законодательством сроки отчетные документы
от налогоплательщиков. Так, основными
документами являются баланс предприятия,
отчет о прибылях и убытках, приложения
к балансу, расчеты по налогу на прибыль,
НДС, налогу на имущество предприятий
и другие налоговые расчеты. Камеральная
проверка заключается в определении правильности
заполнения бухгалтерской отчетности,
исчисления сумм налогов, точности заполнения
форм. Для этого данные отчетности, представленной
налогоплательщиком, вводятся в компьютер
и происходит пополнение «электронной
папки» налогоплательщика новой информацией,
позволяющей отслеживать основные показатели
результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в различные
периоды. Решение задач камеральной проверки
связано с использованием не только данных,
сформированных в подсистеме «Регистрация
предприятий», но и нормативно-справочной
информации по организационно-правовым
формам, ставкам налогов, срокам платежей,
различным льготам по налогам и другой
информации, создаваемой в подсистеме
«Ведение нормативно-правовой документации».
Использование компьютерной технологии
позволяет отслеживать динамику развития
предприятия, соблюдение им налогового
законодательства, выявлять нарушения
этого законодательства, начислять платежи
в бюджет и формировать перечень предприятий
для документальной проверки. В конечном
итоге информация, сформированная в этой
подсистеме, служит основой для решения
задач остальных функциональных подсистем,
связанных с обработкой данных по налогоплательщикам
— юридическим лицам. В первую очередь
это касается документальных проверок.
Документальные проверки проводятся службами
налоговых инспекций по предписаниям.
Целью документальной проверки является
выявление правильности и достоверности
организации и ведения бухгалтерского
учета на предприятиях, своевременности
и полноты уплаты налогов и других платежей
в бюджет, а также правильности применения
существующих льгот. Проверка проводится
по месту нахождения предприятий-
Важной задачей в автоматизации работы
налоговой службы является не только возложение
на компьютер задач контроля, обработки
и хранения информации по начислению и
уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой
базы по налоговому законодательству,
формирование отчетности по налоговым
органам, но и создание автоматизированного
интерфейса с банками, таможенными органами
и другими внешними структурами. Это позволит
оперативно контролировать движение средств
налогоплательщиков и осуществлять операции
по их лицевым счетам. В настоящее время
ведутся работы по созданию таких автоматизированных
интерфейсов.
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и вывдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
• входные (поступающие в инспекции);
• выходные (исходящие из инспекции).
б) по срокам представления:
• регламентные — документы, для которых определен срок исполнения и представления.
К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;
• нерегламентированные — документы, исполняемые по запросам.
в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
• правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.);
• документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
• документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);
• другие виды документов.
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения:
а) общероссийских классификаторов:
• стран мира (ОКСМ);
• экономических районов (ОКЭР);
• объектов административно-
• органов государственного управления (СООГУ);
• отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
• видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОВДП);
• валют (ОКБ);
• единиц измерений (СОЕЙ);
б) ведомственных классификаторов:
• форм собственности (КФС);
• организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);
• доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);
• типовых банковских счетов (КБС);
• банков (КБ);
в) системных классификаторов:
• налогов и платежей (КНП);
• объектов налогообложения (КОН);
• налоговых льгот (КНЛ);
• типов льгот по налогам (КТНЛ);
• штрафных санкций (КШС);
• идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);
• системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ).
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени ус-
тойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация:
• по результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;
• по анализу и прогнозированию базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;
• по результатам контрольной работы налоговых органов;
• по правовой практике налоговых органов и т.д. В постоянных массивах содержатся:
• тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;
• тексты решений коллегии ГНС РФ, приказов, распоряжений и планов;
• тексты организационно-методических документов;
• классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;
• данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;
• нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров. Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:
•объединения в единую БД данных, характеризующихся общим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процессов деятельности налоговых органов;
• полноты и достаточности обеспечения информацией должностных лиц налоговых органов, в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;
• организации данных в информационные структуры и управления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимости между различными базами данных;
• организации данных в БД с учетом существующих информационных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри налоговых органов;
• обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;
• выполнение принципа системности и однократного ввода — данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения. Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специалиста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся: