Информационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:15, контрольная работа

Описание

Сегодня мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе.
Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.

Содержание

Введение 3
1. Понятие информационной экономики 4
2. Информационный продукт 11
3. Соотношение понятий информационная технология и информационная система 15
4. Информационное общество 22
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

Контрольная информационный менеджмент.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)


2. Информационный продукт.

 

В ст. 2 Закона «Об участии в международном информационном обмене» провозглашается, что информационный продукт – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей. Из данного определения видно, что информационный продукт – это информация, которая подготовлена (подобрана, проанализирована) для конкретного потребителя, для использования в конкретных обстоятельствах. Например, нормы Налогового кодекса могут иметь различное практическое значение для бухгалтера и юриста. В соответствии с этим сами нормы НК Российской Федерации в чистом виде будут выступать информационным ресурсом и для юриста, и для бухгалтера. Однако для успешного применения НК на практике издаются различные комментарии официальных органов, которые могут быть подготовлены отдельно для юристов и отдельно для бухгалтеров. В таком случае специализированный комментарий, подготовленный для практикующего юриста, будет являться для него информационным продуктом. Для бухгалтера указанным продуктом будет выступать соответствующий, предназначенный для профессии бухгалтера, комментарий, который удовлетворит его потребности при применении НК в работе и может не удовлетворить потребности юриста (если не брать во внимание субъективную сторону вопроса).

Следует также иметь в виду, что определение информационного продукта в конкретных информационных отношениях зависит от стадии обработки информации каким-либо лицом. Речь идет фактически о том, что одна и та же документированная информация в рамках различных отношений может являться и информационным ресурсом и информационным продуктом. Например, заметка в газете является для аналитика информационным ресурсом, а то, что у него получится на основе полноценного анализа, созданное им, обработанное – уже информационный продукт. В то же время журналист, писавший заметку. Пользовался другими информационными ресурсами, а заметка, опубликованная в средстве массовой информации, ставшая результатом его творческой деятельности, - информационный продукт.

Особенности информационного продукта:

1. информационный продукт – это всегда результат труда, порождение или следствие обработки информационного ресурса. Информационный продукт создается в процессе творческой, производственной, аналитической, синтетической и иных полезных видов деятельности;

2. информационный продукт может быть вовлечен по желанию собственника в экономический оборот, следствием чего может выступать, к примеру, переход права собственности;

3. информационный продукт всегда отвечает потребностям тех или иных потребителей. При создании продукта четко прослеживается идея, т. е. главный замысел, ради реализации которого и создается сам продукт;

4. при формировании информационного продукта учитывается две позиции: позиция потребителя информации (заказчика, покупателя), которому требуется информация определенной направленности, и позиция собственника в силу непосредственного оригинального формирования информационного продукта.

Существование информационных продуктов и услуг порождают появление рынка по обмену информацией. Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной

· сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например

· консалтинговые фирмы, банки, биржи;

· коммерческие фирмы;

· информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Не один рынок не может существовать без инфраструктуры. Рассмотрим внутренне строение информационного рынка более подробно.

Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами:

· научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

· объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

· услуги образования - все виды обучения;

· управленческие данные и сообщения (политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений);

· бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

 


3. Соотношение понятий информационная технология и информационная система.

Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.

Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Производственный процесс можно интерпретировать как среду, порождающую информацию, а процесс управления - как среду, использующую информацию.

В основе процесса управления лежит множество информационных процессов, которые включают в себя информационное отображение производственного процесса, преобразование, хранение, передачу информации, выработку управленческих воздействий на производственный процесс (управленческих решений) и подчиняются некоторому комплексу закономерностей, определяемых понятием «информационное пространство».

Проводя аналогию между производственной системой и ИС можно сказать, что продукцией последней является информация. Причем эта продукция может быть измерена количественно, имеет свое качество и стоимость.

В то же время процесс управления является не чем иным, как процессом взаимодействия работника системы управления с информацией. При этом процесс управления представляет собой комплекс процессов по созданию, хранению и переработке данных с целью получения информации как продукта данного процесса для использования ее в процессе принятия решения.

Основой любого производства является технология. В случае ИС – это информационная технология (ИТ) или технология преобразования информации (сбор, передача, хранение, отображение и обработка), реализуемая с помощью специального оборудования и программного обеспечения

Стремительное вхождение предприятий в рыночные условия потребовало от них мобильности и оперативности при принятии решений. Задержка необходимой информации или ее недостоверность могут поставить предприятие на грань краха. Особенно это касается информации о финансах. В этих условиях информационные системы начинают играть ведущую роль на предприятии и вносить существенный вклад в процесс принятия решений. На создание, внедрение и эксплуатацию информационных систем тратятся огромные материальные, временные и трудовые ресурсы, которые в дальнейшем будут только возрастать. Ясно, что эффективность этих затрат в основном определяет темп научно – технического прогресса. С другой стороны, управление эффективностью таких затрат – есть задача общего менеджмента, аналогично, управление эффективностью затрат в ИС – есть задача информационного менеджмента (ИМ).

Тогда основной задачей, решаемой ИМ, является обеспечение эффективности создания, внедрения и эксплуатации ИС, реализующей ИТ. Использование методов и приемов ИМ на предприятии позволяет повысить эффективность существующих ИС, избежать неоправданных затрат и повысить конкурентоспособность.

Вопросы и задачи, решаемые ИМ, можно проиллюстрировать на основе обобщенного комплекса технических  и программных средств информатизации и их методологического обеспечения.

Количество компьютеров и их периферии, установленных в информационных системах огромно, а их мировое производство представляет собой мощную отрасль индустрии, исключительно наукоемкую  и динамичную. Сюда же относятся разного рода сервисные услуги. Эта индустрия стала транснациональной. Ее продукты сформировали мировой рынок средств и услуг информатизации. Ориентироваться на рынке комплекса технических средств и услуг и оперативно реагировать на все его изменения – задача ИМ.

Многие сферы деятельности предприятий стали широко интегрированными и требуют кооперации ИС, и, следовательно, решения задач ИМ.

Разработка и эксплуатация ИС предприятий также требует решения задач ИМ. Ресурсы системы ограничены, а количество решаемых задач возрастает, следовательно, необходимо обеспечивать непрерывное повышение эффективности ИС и адекватности решаемых задач.

Мощным фактором развития ИС является конкуренция, которая требует самой оперативной и полной информации, дающей конкурентные преимущества перед соперником. Позтому, пренебрежение развитием совершенствованием ИС часто ведет  к поражению фирмы. Решение проблем обеспечения оперативной и полной информацией, дающей конкурентные преимущества перед соперником, – задача ИМ.

Объем информации непрерывно возрастает (удвоение объема информации в мире происходит в течение 2,5 – 3 лет), ее внутренние связи усложняются, затрудняется ее поиск и эффективное использование. Эффективное использование все возрастающего потока информации - это тоже задача ИМ.

ИМ можно представить как триаду: информация (основной предмет труда и продукт), информационная технология (последовательность действий во времени по преобразованию информации), информационная система (совокупность специальных средств преобразования информации и сфера деятельности менеджмента), - все это имеет существенную специфику, отличающую ИМ от менеджмента в других сферах.

"Всякий непосредственно общественный труд нуждается в управлении". Эта аксиома, высказанная К. Марксом в "Капитале", определяет две взаимосвязанные составляющие общественного производства. Понятие "Управление" и понятие "Производство" с системной точки зрения представляют собой отражение некоей системы, состоящей из двух самостоятельных подсистем (систем): система управления и производственная система, - находящихся в тесном взаимодействии и единстве. В то же время каждая из этих систем имеет свою внутреннюю структуру. Например, производственную систему можно структурировать следующим образом.

Таким образом, понятие "производственный процесс" можно сформулировать, как  взаимодействие средства труда, предмета труда и труда (рабочей силы) с целью получения продукта. При этом средство труда, предмет труда и труд представляют собой ресурсы, которые в процессе взаимодействия овеществляются в продукте.

Взаимодействие системы управления и производственной системы осуществляется в процессе передачи каких-либо управляющих воздействий и получении обратной связи посредством информации, т.е. осуществляется информационное взаимодействие двух систем.

А это, в свою очередь, определяет основное содержание системы управления (СУ) как системы порождающей и потребляющей в том или ином виде информацию о процессе производства и, естественно, содержащей в своей основе процессы преобразования информации. Информация в этом случае становится для процесса управления как продуктом, так и предметом труда.

Принципиальные основы декомпозиции производственного процесса требуют дальнейшей конкретизации на основе более глубокого исследования особенностей производственного процесса машиностроительного предприятия.

Матрица производственного процесса по сути содержит совокупность элементарных производственных процессов, выступающих в качестве элементарных объектов управления.

Информация о работе Информационный менеджмент