Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ инфраструктуры рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить такое понятие как инфраструктура рынка
2. раскрыть сущность рынка
3. определить основные организационные формы
Введение.
Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Т.е. Рынок – это место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.
Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе. Тема «инфраструктуры рынка» на данный момент очень актуальна, так как рынок сейчас является важнейшим элементом рыночной экономики. Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ инфраструктуры рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить такое понятие как инфраструктура рынка
2. раскрыть сущность рынка
3. определить основные организационные формы
4.рассмотреть перспективы развития
Объектом исследования является сам рынок.
Предметом исследования является инфраструктура современного рынка.
Глава 1. Понятие инфраструктуры.
Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, взаимосвязнных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.
Для рассмотрения понятия «инфраструктуры», сначала я бы хотела понять, что такое инфраструктура.
Инфраструктура - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).
Или же говоря иначе, инфраструктура – совокупность компаний, регулирующих органов и правовых актов, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений, или проще говоря инфраструктура рынка это оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговая система и т.д.
Так же существует производственная и социальная инфраструктура. В эти виды инфраструктуры включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение.
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д.
Существуют множество видов рынков. Классифицировать их можно:
1. Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.
2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления.
3. Рынок услуг - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке.
4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.
5. Рынок средств производства - продажа средств производства.
6. Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.
7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции.
8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила.
9. Рынок инноваций - на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями.
Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе
постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем
оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем
появляется понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как
формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, либо
информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.
Глава 2. Сущность рынка.
Рынок является экономической категорией, он тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Рынок возник 6-7 тыс. лет назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон:
как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;
как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивиды при этом обмене веществ.
Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.
Необходимо различать обмен в широком смысле — деятельностью, услугами, опытом, результатами и т.д. и обмен в узком смысле — только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).
Товарное обращение является более развитой формой товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.
Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев выступают как продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.
Торговые услуги выступают отношениями посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособление торговой деятельности от производителя товаров (которому оказывают услугу по реализации его товара, более быстрому и экономичному возмещению затрат на производство этого товара) и от потребителей (им оказывают услуги по удовлетворению их платежеспособного спроса) — другое важное обстоятельство появления торговых услуг, которые можно разделить на основные и дополнительные.
К основным торговым услугам относятся изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров, прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.
К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.
В сфере обращения имеют место услуги финансовой и кредитной систем, которые удовлетворяют потребности самостоятельного движения стоимости в денежной форме и в строгом смысле не являются торговыми услугами.
Вступление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в разделе общей массы прибавочной стоимости и получении торговой прибыли. Движение торгового капитала характеризуется формулой (Д—Т—Д'), где Д — деньги, Т — товар, а Д' — деньги с приращением, с торговой прибылью. Торговая прибыль как расчетная категория выступает как разница между покупной и продажной ценой, получение которой является определяющим мотивом деятельности торговца.
Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужило отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков выделилась особая группа людей — купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.
Купеческий капитал служил одним из важных факторов первоначального накопления капитала (сравните с современностью в России). Его роль была сложной и противоречивой. С одной стороны, он способствовал накоплению денежного имущества в руках немногих, росту и концентрации производства, ибо в ряде случаев купцы переходили от простого посредничества к организации производства с целью получения прибыли. С другой стороны, наживая колоссальные прибыли за счет неэквивалентного обмена, купцы подвергали основную массу населения, приобретавшего у них товары, эксплуатации.
В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. В настоящее время все заметнее начинает проявляться противоположная тенденция. Крупные промышленные компании создают часто свою собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.
Рынок — это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал, и не только он.
Таким образом, рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Единство всех вышеназванных категорий в том, что они выражают единую сущность — экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности .(обмен — сущность первого порядка; обращение — второго; рынок — сущность третьего порядка).
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.
Сущность рынка находит свое отражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.
Можно назвать следующие функции рынка:
1) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре. Эту функцию регулирования пропорций рынок выполняет путем установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг;
2) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его отдачи;
3) экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получение достаточной прибыли; стимулирование научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятий будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), что приведет к падению объемов производства до уровня индивидуального материального благосостояния;