Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:02, реферат

Описание

В современной глобальной системе международного разделения труда все больше и больше обостряется конкуренция между различными моделями экономического развития, а положение государства на международной арене становится все более зависимым от его общей конкурентоспособности . Инновационная система государства обеспечивает ему возможность занять определенную нишу в системе международного разделения труда и приобрести определенный вес и статус в системе международных отношений, а также обеспечить высокий уровень благосостояния

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 47.83 Кб (Скачать документ)

-  реформирование законодательной  базы,  разработка и реализация государственных программ развития научно-технического сотрудничества частных компаний,  университетов и научно- исследовательских организаций, а также венчурного бизнеса;

-  кластерная политика

Ключевую роль в инновационной  деятельности играет  Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Имеется долговременная программа инновационного развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований закупок лицензий за рубежом

На смену вытеснению иностранных  конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная  задача – самим формировать новые  рынки, сохраняя низкие цены и высокое  качество новых товаров.

Долгосрочная цель государственной  политики Японии – превращение страны из «имитатора» и «рационализатора»  в творца технологий. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые  материалы.

Государство не только определяет стратегию общего и отраслевого  развития промышленности и внешней  торговли, но и имеет в своем  распоряжении достаточно большой арсенал  средств и методов, позволяющих  конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного  производства и экспорта, таких как  льготное кредитование и страхование  от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные  органы широко используют и косвенные методы:

а) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

б) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;

в) контроль за научно-техническим  обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

По мнению американского  специалиста по японским технополисам Ш. Тацуно, стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

Государственное регулирование  инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением  налоговых и кредитных льгот  в финансировании НИОКР, протекционистской  политикой в продвижении новой  продукции.

Японское правительство  принимает меры по развитию международной  интеграции и кооперирования. Например, существует соглашение об американо-японском сотрудничестве в области науки  и техники.

В результате активной инновационной  деятельности Япония занимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования  ресурсов, темпам экономического роста  среди промышленно развитых стран, продолжительности жизни населения.

 

 

1.4 Меры финансового стимулирования инновационной деятельности

Японии наиболее популярными  являются налоговые льготы. Как свидетельствует опыт Японии,  стимулирование инновационной активности в частном секторе посредством облегчения налогового бремени намного эффективнее прямых дотаций и субсидий. Это объясняется в первую очередь тем,  что соответствующие льготы предприятие получает лишь после выполнения требований конкретной правительственной программы, в то время как субсидии, предоставляемые до выполнения поставленных задач,  являются скорее своего рода «авансом» при неизвестных итогах. Во-вторых, предоставление налоговых льгот не требует дополнительных затрат на создание и функционирование административного механизма предоставления выделенных средств,  а также последующего контроля за их надлежащим использованием.

Основной задачей налоговых  льгот предприятиям является стимулирование роста расходов на НИОКР, которые рассматриваются как основной показатель инновационной активности в частном секторе. Наряду с этим государство может устанавливаться налоговые скидки на другие статьи расходов,  связанных с инновационной деятельностью предприятия для выполнения требований государственной инновационной программы. Так, в настоящее время в рамках политики, направленной на переход к модели инновационного процесса пятого поколения, налоговые скидки предоставляются МСП,  проводящим НИОКР,  предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность в сотрудничестве с научно-исследовательскими,  образовательными организациями и государственными учреждениями,  а также компаниям,  ведущим исследования в отраслях науки,  определенных государством в качестве наиболее перспективных.

Результаты исследований,  проводимых МЭТП Японии, свидетельствуют об эффективности действующей в настоящее время в Японии системы налоговых льгот с точки зрения стимулирования увеличения расходов на НИОКР.  Вместе с тем нельзя не отметить,  что налоговые льготы недостаточно эффективны для стимулирования качественного развития модели инновационного процесса в частных компаниях.  Размеры скидок,  предоставляемых на научно-техническое сотрудничество, затраты на НИОКР в МСП, а также исследования в сфере приоритетных отраслей,  малы по сравнению с обычными скидками на НИОКР.  Из этого следует,  что в качестве основного двигателя реформирования модели инновационного процесса должны выступать целевые государственные программы.  

Заключение

Гибкость японской инновационной  политики и возможность ее адаптации к местным условиям свидетельствуют о возможности использования японского опыта для решения аналогичных проблем и в России, где развитие инновационной системы в настоящее время является одной из приоритетных национальных задач. 

Основная задача разработчиков  инновационной политики в Японии заключается не столько в создании новых для Японии отраслей науки и промышленности, сколько в расширении возможностей для коммерческой реализации тех направлений науки,  в которых японские ученые уже добились определенных результатов:  ИКТ,  нанотехнологии, биотехнологии,  и т.д.  Возможно,  на начальном этапе создания в России экономики,  основанной на инновациях,  имеет смысл делать упор на коммерциализацию достижений в традиционно сильных в России отраслях науки и техники,  а развивать новые для России отрасли, такие как нанотехнологии, следует уже во вторую очередь Вместе с тем,  не следует отказываться от закупки лицензий, активного сотрудничества с зарубежными специалистами и других методов заимствования технологий.  Именно сочетание задач  опережающего и догоняющего развития позволило Японии,  экономика которой была практически разрушена после Второй мировой войны, уже к середине 1970-х гг.  выйти на средний европейский уровень.  Даже на сегодняшний день,  когда Япония находится в числе мировых научно- технических и экономических лидеров, заимствование зарубежных знаний продолжает оставаться важнейшей составляющей научно-технического и инновационного развития страны. 

Важно отметить,  что японская инновационная политика опирается на прочный фундамент государственной системы,  включающей в себя законодательную базу,  необходимую с точки зрения поступательного развития страны во всех сферах общественной жизни,  а также механизм контроля за исполнением этих законов. Так, система налоговых льгот для предприятий-инноваторов не будет иметь никакого смысла без действенного механизма контроля уплаты налогов.  К сожалению,  на сегодняшний день в России такая государственная система отсутствует, и формирование его –  сложный процесс,  который может занять не один десяток лет.  Однако без такого фундамента Россия никогда не сможет добиться каких-либо ощутимых результатов в сфере инновационного развития.

 Вместе с тем, обращает  на себя внимание высокий уровень  развития в Японии таких составляющих инфраструктуры,  как транспорт и связь. Диффузия, или распространение, знания, сотрудничество науки и бизнеса, обмен опытом с зарубежными партнерами невозможны в условиях катастрофической неразвитости сетей Интернет,  а также высокой стоимости перемещения в пределах страны. Очевидно, что Японии в силу небольшой по сравнению с Россией территории,  решить эту проблему было проще, и создание такой инфраструктуры на всей в масштабах всей нашей страны – задача на данный момент непосильная. Однако и в данном случае на помощь может придти японский опыт: опираясь на концепцию «полюсов роста»,  можно делать упор на развитие отдельных,  наиболее продвинутых в экономическом отношении регионов, экономический рост которых неизбежно будет способствовать созданию и укреплению в них инфраструктуры, необходимой с точки зрения инновационного развития.

 

Библиографический список

1. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций. — М.: ИИД "Филио", 1997.

Инновационный менеджмент: Справоч. пособие / П. И. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндель и др. — М.: Центр  исслед. и статистики науки, 1998.

2.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гох-берг, С. Ю. Ягудин и др. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

3.  Н.Масленников.  Научно-техническое сотрудничество промышленности,

науки и государства: опыт Японии // Вестник Института экономики  РАН,

М.: 2008, №3. – 0,63 п.л. (Издание  из перечня ВАК РФ)

4.  Н. Масленников.  Финансовое стимулирование научно-исследовательской

деятельности корпораций //  Экономика Японии.  Учебное  пособие,  М.:

Восточная литература РАН, 2008. Гл. 16, раздел 10. – 0,54 п.л. 32

5.  Н.Масленников.  Методология «оценки знаний» и инновационный

потенциал Японии // Японский опыт для российских реформ. М.: ИВ РАН,

2007. Выпуск 1. – 0,58 п.л. 

6.Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 2004.

7.Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2003.

 

 

Глоссарий

Бизнес-инкубатор — структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке. в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. И.д. как сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг.

Инновационная политика государства — совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производстве с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура). Учитываются функциональный (научно-технический, производственный, маркетинговый и др.), ресурсный (материально-технический, финансовый, человеческий, информационный, технологический, организационно-структурный), системный (миссия, ценностные ориентации, опыт. организационная культура, компетентность общего руководства) и проектный (концентрация в рамках отдельного проекта) потенциалы.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (т.е. увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решении конкретной инновационной проблемы (научно-технической задачи), выраженной в количественных показателях. И.п. - проект целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы. И.п. являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций.

Инновационный процесс определяется совокупностью работ в сфере инновационной деятельности. которые регламентированы этапами их организации, ресурсными возможностями, стадиями эволюции научного знания от зарождения перспективной идеи создания новой техники или новых продуктов до их коммерциализации в условиях конкуренции. И.п., рассматриваемый с различных позиций и степени детализации, имеет свои, присущие только ему особенности. Во-первых, И.п. можно рассматривать с точки зрения параллельно-последовательного осуществления научно-технической деятельности, инвестиций и маркетинга. Во-вторых, И.п. предстает с точки зрения сменяющихся фаз жизненного цикла продукции от возникновения идеи до ее научно-технической разработки и практической реализации. В-третьих, И.п. можно рассматривать как процесс финансирования научно-технической разработки и распространения новых продуктов и услуг. В этом случае И.п. выступает в качестве широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта. В обобщенном виде И.п. определяется коммерциализацией научно-технических достижений, новых технологических процессов, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера, других результатов инновационной деятельности.

Малые инновационные (венчурные) фирмы — мелкие фирмы в области нововведений, для которых характерны следующие черты:

1) узкая специализация  их научных поисков и небольшая  номенклатура выполняемых разработок;

2) разработка ими ведется  на отдельных этапах, где не  требуется больших затрат ресурсов;

3) они быстрее внедряют  результаты НИОКР в производственный  процесс; 

4) высокая степень риска,  обусловленная особенностями инновационной  деятельности и высокой зависимостью  малого бизнеса от изменений  внешней среды

Информация о работе Инновационный менеджмент