Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:12, контрольная работа

Описание

Контрольная работа содержит ответы на два вопроса по предмету "Инновационный менеджмент"

Содержание

Ведение
1. Оценка конкурентоспособности
2. Оценка конкурентоспособности инновационной продукции
3. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инн.менедж.docx

— 26.27 Кб (Скачать документ)

Содержание:

   Веддение

1. Оценка конкурентоспособности

2. Оценка конкурентоспособности инновационной продукции

3. Список литературы

 

Введение

Мировой рынок перенасыщен  товарами, предложение превышает  спрос, поэтому чтобы продать  товар, нужно выиграть борьбу в конкуренции  товаров. Потребитель всегда отдает предпочтение наиболее конкурентоспособному товару, то есть такому товару, который  на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет больше потребностей и на более высоком уровне, чем  товары конкурентов.

Конкурентный товар - это  высокое качество плюс цена плюс сервисное  обслуживание. Практика показывает, что  торговать неконкурентоспособным  товаром теряет всякий смысл, так  как приносит одни убытки - как финансовые, так и моральные. С другой стороны, нет и не может быть абсолютной конкурентоспособности или неконкурентоспособности. Оба этих понятия связаны с  рынком, временем, а также разнообразными политическими и иными факторами, влияющими на рынок.

В практике известно несколько  подходов к оценке конкурентоспособности  товара. Один из подходов основан на сравнении параметров выпускаемого товара с аналогом. Оценка конкурентоспособности товара приводится поэтапно.

Мировой рынок перенасыщен  товарами, предложение превышает  спрос, поэтому чтобы продать  товар, нужно выиграть борьбу в конкуренции  товаров. Потребитель всегда отдает предпочтение наиболее конкурентоспособному товару, то есть такому товару, который  на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет больше потребностей и на более высоком уровне, чем  товары конкурентов.

 

1 Оценка конкурентоспособности.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Коэффициент конкурентоспособности - показатель отражает уровень конкурентоспособности  предприятия.

Формула расчета: K = K* KI
где 
K - коэффициент конкурентоспособности предприятия; 
K- коэффициент операционной эффективности; 
K- коэффициент стратегического позиционирования

Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 
0 < К < ∞. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к конкурентам является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности конкурентов. ПриК > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем конкурентов.

Конкурентный товар - это  высокое качество плюс цена плюс сервисное  обслуживание. Практика показывает, что  торговать неконкурентоспособным  товаром теряет всякий смысл, так  как приносит одни убытки - как финансовые, так и моральные. С другой стороны, нет и не может быть абсолютной конкурентоспособности или неконкурентоспособности. Оба этих понятия связаны с  рынком, временем, а также разнообразными политическими и иными факторами, влияющими на рынок.

Анализ известных определений  конкурентоспособности товара позволяет  выделить следующие её характеристики: 
1.   мера привлекательности для потребителя; 
2.   оценка с помощью качественных и ценовых параметров;  
3.   динамичный характер; 
4.   формирование на всех стадиях жизненного цикла товара. 

На первом этапе оценки проводятся маркетинговые исследования рынка, которые включают: исследование ёмкости рынка, определение изделий  аналогов, анализ состояния конкуренции, определение уровня цен, тенденций  развития, деятельности конкурентов  и круга потребителей. 
  
На основании информации о потребностях покупателей формируются требования к товару. 
 
На втором этапе осуществляется выбор показателей, по которым будет производиться оценка. Основой для формирования системы показателей конкурентоспособности конкретного товара является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу.  
 
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в четыре группы: качественные, экономические, организационно-коммерческие и социально-организационные показатели. 

На третьем этапе формируется  группа аналогов, устанавливаются значения их показателей, выбирается базовый образец. Выбор аналогов является достаточно сложным моментом оценки, так как от него в определяющей степени зависят её результаты. В качестве аналогов могут рассматриваться любые товары, удовлетворяющие ту же самую потребность и представленные в данном сегменте рынка. При выборе товаров-аналогов надо принимать во внимание, что существует сложившийся единый мировой рынок данного вида продукции, и в качестве аналогов необходимо рассматривать продукцию лучших мировых изготовителей. Эта ситуация напоминает спортивные соревнования: можно быть чемпионом района, что соответствует конкурентоспособности на определенном сегменте регионального рынка, либо чемпионом рынка, что соответствует конкурентоспособности в сравнении с лучшими мировыми аналогами. 
 
На данном этапе важны классификационные показатели. Они позволяют обосновать правомерность выбора аналогов. По некоторым видам технически сложных товаров классификационные показатели определены в соответствующих документах. 
 
Четвертый этап является наиболее сложным и ответственным. На этом этапе проводится сопоставление показателей оцениваемого и базового образцов, которое выполняется отдельно по качественным и экономическим показателям. На этом этапе проводится расчет комплексного показателя конкурентоспособности, на основании которого делаются выводы. Если предприятие не устраивает значение данного показателя, то производится разработка мер по повышению конкурентоспособности.

Так же конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим):

  • Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.
  • Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
  • Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

 

 

 

2 Оценка конкурентоспособности инновационной продукции.

В современной экономике инновации  представляют собой эффективное  средство повышения конкурентоспособности  предприятий, поскольку ведут к  созданию новых продуктов и выходу предприятия на новые рынки, к  притоку инвестиций и снижению себестоимости  продукции. Кроме того, внедрение  инновационных решений ускоряет научно-технический прогресс, создает  новые рабочие места, повышает общий  уровень экономического развития. Все  это вполне логично привело к  росту интереса к проблеме инновационного развития как со стороны государственных  органов, так и со стороны бизнеса.

Стоит отметить важность и актуальность проблемы инновационного развития в  период кризиса, поскольку сырьевой характер российской экономики обусловил  острую реакцию на его первые проявления, выразившуюся в существенном ухудшении  большинства макроэкономических показателей. Очевидно, что наиболее эффективным  средством нивелирования последствий  кризиса и перехода на качественно  иной уровень развития российской экономики  в будущем может стать повышение  инновационной активности предприятий, о чем с недавних пор заявляет и руководство страны.

Однако риск вложений в инновации, и без того высокий, существенно  растет в условиях кризиса. В связи  с этим особую актуальность приобретает  задача предварительной оценки рыночной привлекательности инновационных  продуктов.

Прежде всего необходимо определить, что мы будем понимать под «инновационным продуктом».

Кроме того, в научной  литературе разработано множество  классификаций инноваций по таким  признакам, как область применения, этап НТП, степень интенсивности, масштаб, результативность, эффективность и многие другие.

В целом в российской научно-экономической  литературе инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе  к социальным услугам [5].

С нашей точки зрения, основным недостатком такого определения  является неясность в отношении  степени новизны продукта, признаваемого  инновационным. 
В результате ряд авторов под инновационным продуктом признают исключительно изобретение, а другие – любое нововведение в рамках конкретного предприятия.

Анализ и систематизация приведенных в различных источниках понятий и классификаций инновации  позволяют выделить признаки, которым, на наш взгляд, должно соответствовать  определение инновационного продукта:

  • конечная реализация (иначе речь будет идти об изобретении, разработке и т. п.);
  • рациональный характер. Это означает, что инновация должна приносить определенную полезность потребителю. Эта полезность может выражаться либо во внесении принципиально новых функций продукта, либо в повышении соотношения полезности и стоимости продукта (новый продукт может выполнять те же функции, что и продукт предыдущего поколения, 
    однако благодаря принципиально новым технологиям его стоимость будет существенно ниже);
  • новизна применяемых технологий, процессов. Это новизна может проявляться на различных уровнях – на уровне предприятия, отрасли и т. п.

Учитывая выделенные признаки, сформулируем следующее определение  инновации.

Инновация – получивший воплощение в виде конечного продукта, внедренной технологии или процесса результат инновационной деятельности, носящий рациональный характер для потребителя, новый по отношению ко всем продуктам, технологиям или процессам предыдущего поколения продукта на уровне предприятия, отрасли, рынка.

Разработка инновационного продукта всегда связана с повышенными  рисками, прежде всего с коммерческими. По известным оценкам, только порядка 20% новинок достигают рыночного успеха.

В снижении коммерческих рисков существенную роль играет маркетинг, задача которого в данном случае состоит  в прогнозировании рыночной привлекательности  инновационного продукта, степени его  конкурентоспособности и в случае получения удовлетворительных результатов  – в разработке всего комплекса  маркетинга.

В настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  вынуждены заниматься все организации. Чтобы инновационная деятельность приносила желаемые результаты, очень  важно правильно выбрать направление  инноваций, оценить и отобрать инновационный  проект. Одним из важнейших факторов при оценке и отборе проектов является конкурентоспособность. Научно-техническая  конкурентоспособность — комплексная  оценка объектов новой техники и сферы их разработки, обусловленная системной взаимосвязью учтенных специфических и общих характеристик соответствующих рыночных факторов. Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате ее сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. По сути своей конкурентоспособность отражает отличие продукции от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для оценки конкурентоспособности определенного инновационного продукта в каждом конкретном случае необходим дифференцированный подход, и в то же время необходимо применение определенной методики (оценка не должна быть абстрактной). Изучив ряд методов оценки конкурентоспособности, можно выделить их положительные стороны и объединить в одну методику, предназначенную для оценки инновационного продукта. Предлагаемая методика основана на сравнении потребительских параметров нововведения с идеальной потребительской моделью.

1. Формируется  идеальная потребительская модель (экспертным методом) — определяются  наиболее важные для потребителя  параметры оцениваемого нововведения  и их значения.

2. Определяется  уровень параметров относительно  идеальной модели, т. е. определяется  насколько значения характеристик  нового продукта соответствуют  идеальной модели.

3. Рассчитывается  сводный показатель конкурентоспособности,  в котором учитываются оценки  всех параметров, взвешенные по  значимости.

4. Определяется  конкурентоспособность нововведения  относительно лучшего из конкурентов. 

5. Определяется  показатель полной конкурентоспособности  — производится оценка условий  реализации нововведения (положение  фирмы на рынке, стабильность/нестабильность  экономики страны и т. д.), которая  учитывается как дополнительный  коэффициент при расчете конкурентоспособности. 

6. Производится  анализ результатов и разрабатываются  рекомендации.

 

 

Список литературы

Информация о работе Инновационный менеджмент